Запрет на экспорт черного лома не приносит плоды,
однако правительство, вероятно, продлит противостояние металлургов и заготовителей, чтобы выяснить, кто был правПод занавес минувшей недели в Национальной палате предпринимателей прошло заседание Комитета горнорудной и металлургической промышленности. Одним из вопросов, стоявших на повестке дня, была пролонгация запрета на экспорт лома черных металлов, введенная правительством Казахстана 22 декабря 2013 года со сроком на 2 месяца. Этот документ буквально столкнул лбами заготовителей лома с отдельными металлургическими компаниями. К чему привел запрет, каких позиций придерживаются стороны конфликта и будет ли продлеваться запрет деловому еженедельнику «Kapital.kz» рассказал председатель Ассоциации горно-металлургических предприятий Николай Радостовец.
- Николай Владимирович, какое решение принял комитет по вопросу запрета лома черных металлов? Будет ли пролонгация?
- Текущее взаимодействие между ломозаготовителями и металлургами сегодня таково, что стороны находятся в конфронтации, и Ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий призывает их сесть за стол переговоров. К этому подталкивает и правительство, которое своими запретами стимулирует поиск компромиссов для выработки политики на этом рынке.
Сейчас внутреннее потребление в Казахстане арматуры, проката растет, и сырье на них очень востребовано. За счет этого осуществляется строительство жилья.
Сегодня на заседании комитета мы обратили внимание заготовителей лома на то, что постоянно продавать лом за пределы Казахстана, конечно, можно, но в свете текущей политики индустриализации страны было бы целесообразнее обратиться к внутреннему производству. Ведь это дополнительные рабочие места, налоги и т.д.
Поэтому мы считаем, что, если правительство пролонгирует запрет, оно тем самым еще раз будет призывать эти противоборствующие на рынке стороны, тех, кто желает вывезти металл, и тех, кто желает переработать его в республике, чтобы они договорились.
Мы, конечно, понимаем, что запрет – это не рыночная мера, что эта мера временная, но правительство дает сигнал участникам рынка: так дальше не надо. Тем более что ситуация такая, что у ломозаготовителей большие объемы сбора. Они намного превышают потребности внутренних производств литейщиков, металлургов, которые перерабатывают его здесь.
- А можете ли вы конкретные цифры назвать?
- Точных цифр по ломообразованию в Казахстане нет. Но если опираться на данные министерства индустрии и новых технологий, то в 2012 году было собрано 3,5 млн тонн металлолома, из которых 780 тыс. тонн ушло на экспорт, тогда как внутри страны переработано всего 2 млн тонн. То есть, если опираться на этот баланс, выходит, что в стране хранится порядка 700 тыс. тонн лома.
- А каковы потребности в ломе основных его потребителей?
- По ТОО «KSPSteel» и «Кастинг» до введения запрета на экспорт лома при ежемесячной потребности в 100,2 тыс. тонн металлолома для обеспечения основных металлургических цехов двух предприятий перерабатывалось 23,6 тыс. тонн. Таким образом, загруженность мощностей составляла порядка 23%. По этой причине в прошлый зимний период была произведена вынужденная остановка одной из двух 60-тонных печей.
До принятия запрета на экспорт лома остаток металлолома на KSPSteel составлял 99,2 тыс. тонн. Данного количества достаточно лишь для одного месяца работы. При этом прогнозная потребность предприятия в ломе на период 2014-2016 годы включительно составит примерно 1,1 млн тонн в год.
Что касается АО «АрселорМиттал Темиртау», то предприятие в 2013 году испытывало дефицит лома. Его пик, по прогнозам, мог прийтись на январь 2014 года. До принятия запрета на площадках «АрселорМиттал Темиртау» хранилось не более половины от необходимого объема. При этом прогнозная потребность в ломе с учетом планов по увеличению выпуска стали до 6 млн тонн в год будет планомерно расти с 961 тыс. тонн в 2014 году до 1,21 млн тонн в 2018-м.
- А изменил ли запрет политику закупки у KSPSteel? Ломозаготовители заявляют, что «АрселорМиттал Темиртау» перестал закупать лом по причине затоваривания.
- Суть проблемы заключается в цене, а точнее, в компонентах, образующих ее. В вопросах ценообразования лома и поставках его, в частности, на KSPSteel, принципиальную роль играет железнодорожный тариф на перевозку, а это весьма затратное дело. И в этом принципиальная разница между Казахстаном и Россией. У нас механизм субсидирования таких перевозок менее гибкий, чем у россиян. Для примера, в России ФАС имеет возможность устанавливать коридор, когда по этому коридору предоставляются скидки тому или иному субъекту. Может быть, это менее совершенно, потому что, предоставляя скидки в рамках коридора одному игроку, тем самым ущемляются интересы других. Но точечно это дает возможность сглаживать конъюнктуру цен и многое другое.
В Казахстане тариф разделен на четыре части: магистральную, локомотивную и вагонную составляющие и грузовую работу. И так получилось, что по магистральной части предоставление скидок является прерогативой не АРЕМ, а Евразийской экономической комиссии, имеющей предложение заключить соглашение, по которому могут применяться исключительные тарифы. Эти тарифы, по которым если мы даем одному субъекту по исключительному тарифу, должен компенсировать бюджет. Но, к сожалению, этот момент у нас не предусмотрен ни в бюджетном законодательстве, ни в каком ином.
- Согласен, но сейчас правительство хочет направить лом на внутреннюю переработку за счет ломозаготовителей. Насколько это правильно с точки зрения рынка? Кстати, под запрет на экспорт подпадает, к примеру, нержавеющая сталь, которую в Казахстане вообще никто не перерабатывает.
- Нельзя сказать, что правительство вообще закрыло экспорт. В Россию беспрепятственно вывозится лом и продается теми же заготовителями. Запрет распространяется на третьи страны, не входящие в Единое экономическое пространство.
В данном случае, еще раз хочу сказать, то, что ввело правительство, – временная мера. Я думаю, что эта мера для того, чтобы создать определенный более цивилизованный рынок. Сегодня даже обсуждался вопрос введения лома как биржевого товара, чтобы вообще была большая прозрачность этих сделок и так далее.
Я понимаю, что правительство, если заготовители не договорятся с переработчиками лома внутри страны, оно со временем, конечно, откажется от запрета. Я думаю, это произойдет очень быстро. Но оно введет тогда лом в перечень биржевых товаров и сделает более прозрачными все сделки. Сегодня мы поняли, что обе стороны не готовы принять и эту меру, причем в более жесткой форме. Надо признать, что в сборе и переработке лома очень много неурегулированных вопросов и там присутствует теневая сторона, об этом открыто говорилось сегодня.
Мы вообще в Нацпалате преследуем такую цель, чтобы они поняли, что их акционерам все равно придется договориться между собой, и тот объем, который есть внутри республики, его надо по тем или иным ценам продавать здесь. По цене, сегодня даже обсуждалось создание третейской стороны, к этому вопросу, я думаю, мы еще вернемся.
- По нержавейке хотелось бы услышать…
- Касательно запрета на экспорт нержавеющей стали, думаю, позиция ломозаготовителей правильная. Моя точка зрения: нержавейку не надо трогать, поскольку ее сейчас в Казахстане никто не перерабатывает. Если появится, тогда можно о чем-то говорить. И, скорее всего, запрет на вывоз со стороны правительства будет снят.
- Ломозаготовители высказывают предложение по сотрудничеству с металлургами посредством толлинга, на что последние отвечают отказом. Не вымывает ли эта позиция металлургов дух, который несет в себе запрет на экспорт лома правительством?
- По толлингу тоже надо разбираться, потому что это непростая операция, которую нужно проработать в министерстве индустрии. Я думаю, что сейчас, учитывая такую дискуссию, одна и другая сторона будут искать варианты, толлинг – тоже один из вариантов.
Этот вопрос еще серьезно не обсуждался. Сейчас появляются мысли, например, ввести лом в перечень биржевых товаров. Будем надеяться, что такая встряска для рынка заготовителей и продавцов лома даст возможность им не только заниматься сбытом, но и подумать, может самим начать перерабатывать металл.
Я думаю, что в решении комитета будет написано, что Национальная палата предпринимателей считает, что переработчикам и ломозаготовителям надо наконец-то заключить договор и закрыть внутренние потребности. Это позиция Нацпалаты и она будет услышана.
- Близится срок окончания запрета на экспорт черного лома. Есть ли результаты, на которые рассчитывали металлурги? И, по вашим ощущениям, будет ли пролонгация запрета?
- Пока результаты очень противоречивы. Я вижу, что пока стороны не ищут компромисса, а стараются противостоять друг другу. Мое ощущение такое, что правительство настроено продлить запрет на 4-6 месяцев. Два месяца – очень короткий срок. Еще никто не понял: или заготовители просто придержали металл, пока запрет не закончится, или действительно такая ситуация.
Но то, что запрет лома – не рыночная мера, и то, что такие запреты в будущем не следует практиковать, – это понимают все. Поэтому для участников рынка продление запрета должно стать поводом выстроить новый алгоритм работы в Казахстане как для заготовителей, так и для переработчиков. Мы надеемся, что заготовители лома начнут заниматься и переработкой лома. Если это произойдет, то все в конечном счете выиграют.
- Понятно, что в условиях ограничения рынка сбыта цены будут идти вниз, что в первую очередь выгодно металлургам. А поскольку рынок носит характер монопсонии, когда количество покупателей лома минимально, не приведет ли это к дискриминации интересов заготовителей?
- Такие риски есть. Для этого есть АЗК и вообще надо за этим следить. Если два производителя в течение трех месяцев подняли цены одновременно, АЗК рассматривает это и начинает искать сговор. Если заготовители начнут одновременно снижать цены, то это будет сговором и будут предприняты меры антимонопольного реагирования.
Я думаю, что государство не должно ограничиваться только запретительными мерами, оно должно пользоваться всем комплексом мер. Введенный запрет в первую очередь нужен для того, чтобы сформировался новый рыночный баланс.
Тот порядок вещей, который был до запрета, не устраивает ни правительство, ни заготовителей, и он вообще не способствовал развитию металлургической отрасли. Я думаю, сборщикам лома нужно задуматься, их правительство сознательно направляет в сферу переработки.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.