Менторы могут решить проблемы стартапов
В беседе с Джеффом Хоффманом деловой еженедельник «Капитал.kz» затронул тему менторства в РКПопулярность наставничества или менторства в Казахстане набирает ход. Вместе с тем, учитывая большое количество молодых специалистов на рынке, вопрос их компетентности напрямую отражается на продуктивности компании. Именно этот переломный момент может погубить стартап и привести к банкротству.
Зачастую в рамках внутренних рабочих моментов более опытные коллеги берут на себя дополнительную нагрузку и пытаются обучить молодых специалистов. Однако в этом процессе нет системного подхода и обучаемый может негативно отреагировать на попытку ментора навязать ему свою точку зрения. В идеале же менторство должно стать инструментом удержания и развития персонала и, как следствие, способствовать росту продуктивности компании.
Вместе с тем менторство используется не только в частном секторе экономики, но и в государственных структурах. Так, к наставничеству в Казахстане прибегают даже в судебной системе и в здравоохранении.
В беседе с Джеффом Хоффманом, предпринимателем и новатором в сфере интернета, электронной коммерции и индустрии развлечений, которому удалось экспортировать свои знания и опыт на международный рынок, деловой еженедельник «Капитал.kz» затронул тему менторства в Казахстане.
- Насколько важно менторство в развитии стартап-компаний?
- Я убедился, что местные начинающие и амбициозные компании нуждаются в помощи. А наставники в свою очередь могут решить многие проблемы локально. По сравнению с тренингом подход более индивидуализирован. Однако сам процесс требует больше сил и времени, хотя бы для того, чтобы найти подходящего ментора.
- У данного метода есть свои недостатки. Зачастую наставничество критикуют за неструктурированную подачу информации. Поступали ли вам предложения открыть школу менторов?
- Это очень хорошая идея. Несколько организаций, с которыми я сотрудничал, хотят реализовать подобный проект. Кроме того, одна казахстанская компания предложила мне обучать менторов. Я обдумываю предложение на данный момент. В целом я готов помочь, однако моей миссией на долгосрочную перспективу является подготовка местных менторов. Пройдя необходимое обучение, казахстанские наставники возьмут на себя задачу подготовки новых кадров. И круг будет замкнут.
- Джефф, вы впервые в Алматы. Почему вас заинтересовал казахстанский рынок?
- В Казахстане живет и работает большое количество людей, заинтересованных в формировании и развитии здоровой предпринимательской экосистемы. Энтузиасты желают видеть в стране больше инициативных и успешных предпринимателей. Преследуя подобные цели, важно осознать значение создания необходимых условий как для индивидуального, так и для профессионального роста. Интерес к моей работе проявляют казахстанские компании. А я, откровенно говоря, еду лишь туда, где серьезно относятся к предпринимательству.
- Продуктивны ли были встречи с местными партнерами в Алматы и Астане? Как скоро вы планируете начать сотрудничество?
- У меня есть договоренность с некоторыми компаниями, специализирующимися в области технологий и потребительских продуктов. Этим летом я начну работать в Казахстане. Кроме того, я планирую сотрудничать с местными консалтинговыми компаниями. На данный момент совместная работа находится на стадии переговоров.
- Расскажите немного о себе, о том, как вы достигли успеха в своей деятельности.
- Я выучился на инженера и начал работать по профессии только потому, что так было надо. Мне не нравилось то, чем я занимался. Более того, я не уважал человека, на которого работал. В итоге каждый день был настоящим испытанием для меня. Следствием этого стало мое желание контролировать свою жизнь. Я уволился из крупной компании и начал работать на себя. Но моей целью не было обогащение, я хотел обрести свободу. А она, как известно, стоит дорого. Я понял, что поиск и решение бизнес-проблем есть именно то, чем мне хочется заниматься.
- Какие бизнес-проблемы вы идентифицировали в Казахстане?
- В действительности их много. К примеру, во время своих встреч с местными предпринимателями мы обсуждали возможности улучшения качества образования благодаря использованию технологий. Также мы говорили о возможностях развития и улучшения здравоохранения. По моему мнению, в Казахстане есть все необходимые инструменты для решения тех или иных проблем.
- Вы работали и работаете с российскими партнерами. Каковы основные различия предпринимательской среды двух стран?
- В России моя работа в основном фокусировалась на IT-сфере. Тогда как в Казахстане интерес проявили не только IT-компании, но и организации, специализирующиеся в образовании, здравоохранении и сельском хозяйстве.
- Меняются ли ваши методы работы в зависимости от страны применения?
- По существу предпринимательские навыки универсальны, ввиду того, что основные элементы бизнеса едины везде. При возникновении какой-либо проблемы предприниматель должен прийти к ее решению: найти потребителя своих услуг, рынок сбыта, обеспечить экономически эффективную доставку продукта или услуги, сформировать продуктивную команду, убедить инвестора в жизнеспособности своего проекта и так далее. По моему мнению, многие примеры могут быть обобщены и применены, будь то в Казахстане, США или Перу.
Мой подход заключается в том, что я делюсь не только своим, но и опытом других успешных предпринимателей в решении тех или иных бизнес-задач.
- На данный момент у вас есть предварительная договоренность с частными компаниями. Согласитесь ли вы сотрудничать с казахстанскими госструктурами?
- Да, безусловно. Я успешно сотрудничаю с Белым домом и государственным департаментом США. Во многих странах я работал с профильными министерствами с основной целью поддержать предпринимательство. Ведь от действий государства зависит вся экономическая экосистема. Чем больше власти помогают предпринимателю, тем продуктивнее его работа.
- Каким образом вы выстраиваете работу с властями, к примеру, в США?
- Мы создаем учебные лагеря, партнерами выступают представители госструктур, университетов и бизнес-кругов. Задачей является поэтапная подготовка предпринимателя в его деятельности с возможных ракурсов. Моей ролью в данной инициативе является разработка тренинговых программ для целевой аудитории.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.