У казахстанского кино большое будущее
Алия Мендыгожина рассказала, что ждет наш кинематографНедавно в казахстанском прокате прошли два довольно разных фильма. «Уроки гармонии», до сих пор собирающий награды на международных кинофестивалях, и «ОН и ОНА» – самый кассовый казахстанский фильм 2013 года. Над обоими проектами работала Алия Мендыгожина – в качестве продюсера в «ОН и ОНА» и исполнительного продюсера в «Уроках гармонии». Алия – стипендиат премии «Болашак», выпускник ВГИКа, а также успешный кинопродюсер. О том, можно ли заработать в Казахстане на кино и что ждет наш кинематограф, она рассказала в интервью деловому еженедельнику «Капитал.kz».
- Алия, у фильма «Уроки гармонии», несмотря на резонанс, был небольшой прокат. С чем это связано?
- Дело в том, что планированием проката этой картины занималась киностудия «Казахфильм». Было принято решение, что фильм будет идти только в двух кинотеатрах Алматы.
- С чем это связано?
- Дело в том, что картина неоднозначная, сложная, это артхаус. А этот жанр не имеет широкую популярность среди наших зрителей и, следовательно, не каждый пойдет на такой фильм в кинотеатры. Даже несмотря на большой успех на международных фестивалях. Думаю, все, кто хотел посмотреть картину, сходили в кинотеатры. В прокате фильм шел почти месяц, это хороший показатель для артхаусного кино. И, надеюсь, что «Уроки гармонии» выйдет на DVD для ценителей, для домашней коллекции.
- Хорошо, с «Уроками» все ясно. Хотелось бы узнать, по каким критериям вы решаете, за какой фильм стоит браться, а за какой нет? Вы же были продюсером самых разных в жанровом отношении фильмов.
- Если вспомнить первый фильм, «Книга легенд: таинственный лес», то тут важным фактором был наш энтузиазм. Мы все были такие молодые, полные азарта, вдохновленные идеей. Плюс мне понравился сценарий: в нашем кино раньше ничего такого не было. Сказочная история, анимация. Словом, прежде всего я смотрю на сценарий, идею.
Если говорить о фильме «ОН и ОНА», то здесь меня привлекла идея. Это легкая романтичная комедия, которых у нас немного.
Когда я прочла сценарий «Уроков гармонии», то сразу увидела, насколько это сильный сценарий. В любом случае потенциальный успех фильма – это сценарий. Если нет хорошего сценария, то сложно говорить об успехе фильма.
- Вы говорите «успех». Степень успеха «Уроков гармонии» должны были определить члены жюри мировых кинофестивалей. Что касается других фильмов, где вы выступали в роли продюсера, то мерилом успеха или неудачи должны стать сборы в прокате. Как с этим?
- «ОН и ОНА» прошел в прокате успешно. Это вообще самый успешный в этом плане казахстанский кинопроект 2013 года. Мы собрали около $800 тыс. при бюджете $300 тыс. Что касается первого фильма – «Книга легенд…», то мы, конечно, с начала проекта ставили цель успешного проката, но тогда еще не было полного понимания, как это все работает и какие факторы надо учитывать при создании подобных фильмов. Но при этом, я считаю, этот проект был полезен всем создателям. Например, те специалисты, которые тогда работали над компьютерной графикой «Книги легенд», успешно продолжают работать в этой области. Их профессиональный уровень растет. То есть, если не попробовать, то ничего не получится.
- Фильм «ОН и ОНА», который собрал хорошую кассу, вышел в прокат в одно время со «Сталинградом» Бондарчука. Вы ведь понимали, что очень рискуете?
- Да, конечно. Но на самом деле в казахстанский прокат всегда выходят зарубежные блокбастеры. Или, если брать новогодний период, то появляются российские комедии – «Елки» и прочее. Зарубежные и российские фильмы выходят в прокат каждую неделю. В общем, можно сказать, что любое время, выбранное для проката, очень непростое. Тем более если речь идет о казахстанском фильме. Но надо как-то менять эту ситуацию, не стоит бояться конкуренции. Это первое. Второе. Тема Великой Отечественной войны, как бы сакральна она ни была, для совсем молодых людей не так хорошо знакома. Они, пожалуй, воспринимают эту войну как нечто очень от них далекое. А вот что-то легкое, романтичное, молодежное – вполне им по душе. И действительно фильм «ОН и ОНА» замечательно прошел в прокате.
- Алия, как вы считаете, возможен ли в Казахстане голливудский формат кинопроизводства? Могут ли в стране появиться независимые, частные киностудии?
- Здесь надо четко понимать следующее: у нас пока нет частных киностудий. Потому надо разделять такие понятия, как продюсерская компания (частная независимая студия) и киностудия. У киностудии есть своя большая профессиональная техническая база, база для постпродакшна, павильоны. И киностудия занимается производством и выпуском фильмов, у нас это «Казахфильм». У продюсерской частной компании или студии нет мощной технической базы, но при этом она занимается производством фильмов независимо. В Казахстане есть такие частные продюсерские компании. Их наберется около десяти, но в основном эти компании сейчас занимаются производством клипов и сериалов. Полнометражным кино они тоже занимаются, но, понятное дело, что мало. Потому что на данный момент компания просто не выживет, занимаясь исключительно полнометражными фильмами. Это просто нерентабельно.
- Почему?
- Потому что кино – дело дорогое. Для полнометражного фильма нужен бюджет минимум в $300-400 тыс. при условии, что это фильм средней постановочной сложности. А, например, частной студии кредит под такое дело не просто взять. Если учесть процентные ставки, какой шанс у киношников вернуть такие деньги? Конечно, вариант взять деньги в кредит не исключается, но есть риски не собрать бокс-офис, есть такие риски, от которых нельзя застраховаться в силу специфики кино.
- Вуди Аллен, помимо прочего, славится тем, что берет деньги у банков. И, кстати, не всегда их возвращает. И у него прокат бывает не очень хороший.
- Ну, вы же понимаете, Вуди Аллен – это имя, бренд. Ни один его проект не проходит незамеченным, и у него есть свой зритель по всему миру. Думаю, банки только рады дать ему денег. Тут вообще уместен вопрос меценатства. Имеет смысл искать деньги у частных инвесторов. Но частные инвесторы и меценаты – не одно и то же. Частное лицо, вложившее деньги в производство фильма, заинтересовано в том, чтобы вернуть свои деньги и что-то заработать на этом. Потому опять те же самые риски.
Например, фильм «ОН и ОНА» полностью снят на деньги частных инвесторов. Но частные инвесторы понимают, что есть жанры в кино, вкладываясь в которые они вряд ли отобьют свои средства. По крайней мере в Казахстане. Например, крупнобюджетные исторические ленты, любые фильмы – сложные и затратные по постановке.
- Вы говорите, что продюсерские компании в основном зарабатывают благодаря клипам и сериалам. Тем не менее в России есть кинокомпании, которые занимаются только кино. СТВ Сергея Сельянова, например. Все же почему у нас такого нет?
- Вы должны понимать, что если брать в частности СТВ, то это компания, которая главным образом производит артхаусные фестивальные картины, поддерживает независимое кино, к тому же СТВ еще занимается прокатом и дистрибуцией. И при этом основное финансирование на фильмы СТВ получает от государства, от Фонда кино. Потому данная компания, насколько я знаю, не производила и не производит клипы и сериалы. Как мне кажется, это во многом и позиция Сергея Сельянова. Но при этом есть другие российские кинокомпании, которые начинали с клипов и сериалов и которые продолжают эту деятельность, как и наши частные студии, так как это является одним из источников дохода.
- Что может сделать государство для киноиндустрии?
- На самом деле государство может многое сделать для этой индустрии и делает. Только вопрос: будет ли когда-нибудь принят в Казахстане закон о кино, а также приняты налоговые льготы? Это важно как для кинопроизводства, так и для всех сторон, участвующих в кинематографе.
В той же России, например, кинопроизводители освобождены от НДС, что значительно облегчает производство и помогает привлечь инвесторов. В Европе, в Штатах тоже есть интересные налоговые льготы. Например, если ты снимаешь в каком-то штате, занимаешь в кинопроизводстве население, даешь людям рабочие места и прочее, то штат тоже помогает тебе, часть бюджета возвращает. У нас же ничего подобного нет!
- Алия, вы закончили ВГИК и работаете по специальности, работаете успешно. Что бы вы посоветовали начинающим продюсерам?
- Не бояться ответственности. Выполнять свои обязанности, начиная с финансовой стороны, заканчивая тем, что фильм должен выполнить свою задачу и дойти до зрителя. Если задача – участие в фестивалях, то необходимо сделать все для этого. Если же это коммерческое кино, то целью должен быть выход на большие экраны и высокие кассовые сборы. При этом не забывая о качестве картин, о профессионализме, об идее и сценарии. Ситуация в казахстанском кино меняется в лучшую сторону. У нас есть такие режиссеры, как Эмир Байгазин, Адилхан Ержанов, Сакен Жолдас и еще ряд молодых и талантливых режиссеров. То есть это молодая поросль, будущее отечественного кинематографа. Так что у казахстанского кино большое будущее.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.