Злейший враг госзакупок – некомпетентность
Дилара Байканова – руководитель консультационного центра электронных госзакупок Международной юридической компании «АЛЬБА-ГРУПП» ответила на вопросы «Капитал.kz»- Накануне в Казахстане вступили в действие поправки в Закон о госзакупках. На какие бы изменения вы рекомендовали, прежде всего, обратить внимание?
- Я бы отметила несколько важных моментов. Появилась такая процедура, как «преддопуск». Раньше в процедуре госзакупок все-таки оставался один момент, где присутствовал человеческий фактор. Это процесс допуска участников. Именно там проходил отбор: кого-то отклоняли, кого-то оставляли. При этом поставщики не имели возможности как-то повлиять на отбор. Теперь есть функция преддопуска, где поставщикам высылают протокол с их ошибками. На их устранение даются три дня. За это время можно предоставить документы и справки.
Другое важное нововведение - национальный режим. В скором времени компании из России и Беларуси будут иметь возможность принимать участие в государственных закупках в Казахстане. А казахстанские компании также смогут участвовать в государственных закупках, проводящихся в этих двух странах.
- Многие предприниматели уже раскритиковали это нововведение. Они считают, что россияне и белорусы создадут жесткую конкуренцию, и многих отечественных поставщиков просто выдавят с рынка. Скажем в области IT-технологий, всем известно, что в Беларуси эти услуги качественнее и дешевле…
- Несмотря на то, что изменения в Закон уже вступили в силу, есть много непонятных моментов. Например, процедура заключения электронного договора, регистрация на сайтах России и Белоруссии с электронной цифровой подписью. Насколько мне известно, электронная подпись в России платная для поставщиков, а у нас нет. В ближайшее время будут введены изменения в Правила проведения государственных закупок, в которых надеюсь, яснее будут описаны процедуры применения национального режима.
- Судя по опыту таможенного Союза, в приоритете могут оказаться наши партнеры, а не мы.
- Время покажет. Однако в изменениях в Законе о госзакупках добавлена ст.44, по которой в целях защиты внутреннего рынка Казахстана и развития национальной экономики, правительство вправе устанавливать запрет на допуск товаров и услуг из-за рубежа К тому же, теперь введено еще одно новшество – единый организатор. Крупные закупки услуг, товаров и работ будут контролироваться акимом области и специальной комиссией, в которую войдут исключительно компетентные люди. В любом случае поправки вносились для того, чтобы улучшить ситуацию. Над ними работали специалисты, изучались проблемы. Все делается для того, чтобы оптимизировать процесс, а не ухудшить его.
- А кто контролирует цены в госзакупках? Почему поставщики жалуются, что они плавающие?
– Плановые цены формируются на основании бюджета предприятия. Одна организация может заложить пачку бумаги в 1,5 тыс. тенге, другая в 700. Эту ситуацию невозможно загнать в какие-то рамки. Однако, в прошлом году на портале госзакупок ввели базу цен на товары, работы и услуги, в которой можно проследить примерные цены на ТРУ, сложившиеся по итогам государственных закупок .
- Накануне «Капитал.kz» провел опрос среди поставщиков и заказчиков, участвовавших в госзакупках. Позвольте, я ознакомлю вас с самыми распространенными жалобами. Заказчики не указывают конкретную техническую спецификацию, либо меняют ее в процессе конкурса, в угоду определенным фирмам. В тендере участвуют фирмы-однодневки, которые просто сбивают цену или поддерживают так называемую систему «из одного источника». В разных конкурсах участвуют одни и те же ТОО. У поставщиков требуют редкие документы, например, чтобы системотехник обладал дипломом не существующего вуза. Порой технические характеристики, которые указаны в тендерной документации, не соответствуют фактическому товару, взяты ГОСТЫ, СНИПы, по которым уже никто не работает. Ну и самое главное – это откаты. Как со всем этим бороться?
- Большую часть проблем я все-таки связываю с некомпетентностью участников процесса закупок, а не какой-то порочной системой. Те же откаты происходят уже после заключения договора. Эти взаимоотношения Закон никак не регламентирует, так что их сложно проследить. Но раз это происходит, значит, это устраивает обе стороны. Заказчик просит, поставщик соглашается, хотя договор уже подписан, зачем? Если поставщик уверен, что все сделает по закону, в срок, что нарушений с его стороны не будет, для чего платить? Поставщикам в самом начале надо определиться, чем конкретно они будут заниматься, есть ли товар, доставка, специалисты, попадает ли услуга под требуемую лицензию, не надо гнаться за всем сразу. Тщательно изучайте правила госзакупок и условия конкурса. Когда подписываешь заявку, то автоматически ты соглашаешься с условиями заказчика, поэтому лучше на старте уведомить, что вас что-то не устраивает, с чем-то вы не согласны… Опять же на портале есть функция «Внесение изменений в документацию». Это как раз для тех заказчиков, которые составляют размытые или слишком конкретные требования. Если будет доказано, что они не правы, то конкурс продлевается на 10 дней. Так же можно воспользоваться функцией «Форум», где можно пожаловаться или задать вопрос организаторам госзакупок. Доступ к справочникам, законам у нас бесплатный, так что главное не лениться.
- Заказчики жалуются на то, что вынуждены закупать через тендер любые мелочи. В итоге нужны элементарные лампочки, а конкурс длится месяцами, работа простаивает. Также они лишены возможности указывать в технической спецификации бренд и страну-изготовителя закупаемого товара, чтобы не нарушать закон о конкуренции. В итоге в «техничке» пишут средство для мытья посуды, но получают после конкурса товар низкого качества.
- А вот заказчикам я бы посоветовала не затачивать условия конкурса под конкретного поставщика, делать их такими, чтобы создавалась конкуренция между участниками. Необходимо грамотно составить требования и спецификацию, отобразить все до мелочей, чтобы не получать «кота в мешке». Условия должны быть конкретными, а не обтекаемыми. Для мелких закупок есть пункт, по которому заказчики могут заключить договор без проведения электронных госзакупок по приобретению однородных товаров, работ, услуг, если их годовой объем не превышает стократного размера МРП.
Лучше всего создать специальный отдел по госзакупкам, нанять компетентных специалистов, которые не только знают законы и отслеживают их изменения, но и разбираются в технике, экономике. В этом вопросе нужно постоянно повышать квалификацию сотрудников, а у нас чаще всего таких специалистов в госучреждениях нет, потому и столько не освоенных денег и нарушений.
Если, по мнению поставщика, заказчик нарушают его права, или он не согласен с условиями или результатами закупок, может написать электронное обращение в Комитет финансового контроля на том же сайте. В тексте необходимо четко расписать проблему. Только после этого будет произведена выездная проверка, которая вынесет решение вносить изменения в конкурсную документацию и продлить конкурс, либо оставить все как есть. Еще раз повторюсь, что поправки в Закон для того и принимаются, чтобы улучшить и оптимизировать ситуацию, а не усугубить ее.
И вот, что по этому поводу думает предприниматель, принимавшая участие в госзакупках и со стороны заказчиков и поставщиков, менеджер по закупкам ТОО «Алматинские краски» Бану Жанат: «На самих порталах особых проблем нет, бывает что-то по мелочи, но если подавать заявки с большим запасом времени, все решается. Что касается тендерной документации, есть вопросы с технической спецификацией, а именно характеристики, которые указаны в тендерной документации не соответствуют характеристикам фактически закупаемого товара. То есть заказчику, например, нужны алкидные эмали, а в технической спецификации они пишут «краска масляная» и указывают ГОСТ. В итоге они и закупают масляную краску, которая по своим характеристикам очень сильно уступает эмали. И так со многими видами товаров. Я думаю, что так происходит по причине не грамотности людей, которые заказывают для своего отдела или подразделения товары, работы или услуги. От этого страдают обе стороны, поставщик не может выйти на нужный тендер. У него не соответствуют документы, а заказчик получает не то, что ему надо. В АО ФНБ «Самрук-казына» в большей степени эта проблема решена: у них есть единый перечень товаров, работ и услуг со специальными кодами, а вот госзакупщикам стоит поработать над таким списком.
Для заказчика, как мне кажется, одна из главных проблем – это невозможность указывать в технической спецификации бренд закупаемого товара. Ему нужно купить зарекомендовавший себя на рынке товар, но чтобы не нарушать антимонопольное законодательство, он не может указать фирму и страну производителя. В «техничке» пишет компьютер, а получает машину китайской сборки. Для компании, так называемых посредников, которые продают все подряд - это только на руку. Теперь еще один вопрос добавился – допуск к тендерам россиян и белорусов, как это скажется на нас, пока не известно. На мой взгляд, чтобы процесс улучшился надо совершенствовать систему поиска на портале госзакупок, утвердить перечень закупаемых товаров, работ и услуг. Хотя надо признать, что за последние годы процесс закупок стал значительно открытым, в том числе благодаря переводу в электронный формат. Если все документы в порядке и соответствуют требованиям конкурсной документации, то есть шанс выиграть.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.