Алюминиевая отрасль РК имеет риски потерять позиции на мировом рынке
О прогнозах в металлургической промышленности Казахстана на текущий год рассказал Николай Радостовец2013 год оказался сложным для горно-металлургического комплекса страны. По итогам ушедшего года в металлургической промышленности Казахстана спад производства превысил 5%. О сложившейся ситуации, а также о прогнозах на текущий год в интервью деловому еженедельнику «Капитал.kz» рассказал Николай Радостовец, исполнительный директор Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий РК (АГМП), председатель комитета горнорудной и металлургической промышленности Национальной палаты предпринимателей РК.
- Негативные тенденции в мировой экономике отрицательно сказались на ГМК страны. По вашим прогнозам, как будет развиваться ситуация в 2014 году?
- По прогнозам аналитиков, 2014 год будет весьма неблагоприятным для горно-металлургической отрасли. Возможно, некоторое улучшение будет только в 2015 году. На рынках сейчас имеется переизбыток как черного металла, так и алюминия. Налицо падение, обвал цен на золото. Многие компании сворачивают производство в связи с тем, что сейчас себестоимость производства алюминия оказалась выше цен на рынке.
В Китае, России приняты большие программы антикризисных мер. Построенные в Павлодаре алюминиевый и электролизный заводы также нуждаются в государственной поддержке, поскольку у них есть явная необходимость в сокращении объемов производства. В связи с этим в республике создан совет по горно-металлургической отрасли. Мы сейчас готовим вопросы, чтобы вынести на заседание правительства в феврале, по поддержке алюминиевой отрасли. Если данное производство сейчас не поддержать, в будущем оно не сможет устойчиво функционировать и потеряет свое значение на мировых рынках, так как объемы, которые в тот или иной период времени не находятся на рынке, естественно, замещаются объемами других компаний. Поэтому сейчас очень важно правительству рассмотреть и обнулить ставки на добычу полезных ископаемых по целому ряду товарных позиций. Например, на бокситы, галлий.
Колебания цен на мировых рынках цикличны. В каких-то периодах нужно иметь в налоговом кодексе и в других законодательных актах РК возможность правительству принимать меры по поддержке. С экономической точки зрения это будет оправдано, потому что в последующем, как показывают мировые тенденции, идут улучшения продаж.
- На какой стадии сейчас находится разработка Горного кодекса РК?
- Горный кодекс – это документ, который позволяет серьезным образом привлечь инвестиции в горно-металлургическую отрасль. Иностранные инвесторы, крупные горно-металлургические компании хотят, чтобы все процедуры были предсказуемыми. Ведь для того, чтобы вести геологические работы, разрабатывать проект по месторождениям, закупать оборудование, строить цеха, организовывать электроснабжение, требуются огромные затраты. И окупаются они не как в торговле – через месяц или полгода, а через пять-семь лет, а то и больше. Поэтому страны, которые имеют ГМК, даже такие как Монголия, разрабатывают очень детализированное законодательство, где все подробно прописано: сроки, кто несет ответственность и за что. И у нас есть такая потребность, потому что нынешний Закон РК «О недрах» мал по объему и не раскрывает ответственности госорганов. Поэтому в Казахстане имеется практика, когда проекты, подаваемые на обсуждение в госорганы, согласовываются месяцами и годами.
Правительство РК, министр индустрии и новых технологий Асет Исекешев поддержали инициативу АГМП по созданию такого кодекса и вынесли этот вопрос на совещание премьер-министру. Но в ходе обсуждения пришли к выводу, что и нефтяникам нужен детализированный кодекс. Поэтому договорились, что до середины лета 2014 года будет подготовлен проект кодекса «О недрах» в рамках взаимодействия KAZENЕRGY и АГМП. В предлагаемом проекте основная часть будет касаться и нефтяников, и горняков. В отдельных частях будут прописаны особенности работы в нефтяной и горно-металлургической отраслях. Всемирный банк одобряет такой подход и тоже активно подключается к этой работе. Мы надеемся, что такой кодекс, если не к концу этого года, то в начале следующего будет уже введен в действие.
- Какие предполагаются изменения в рамках предстоящих поправок в Закон РК «О недрах»?
- Мы от Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий предлагаем создать принцип «одного окна» для недропользователей, чтобы не было десятков согласований, по которым отвлекаются представители инвесторов и часто имеются очень противоречивые результаты. Мы полагаем, что инвесторов не должно беспокоить, кто от государства проводит экономическую экспертизу, кто техническую, какое ведомство, в какие сроки. Для инвестора очень важно, чтобы он мог все документы подать в «одно окно», как в ЦОНе, а государство само бы определяло порядок взаимодействия в госорганах. Но если заявка поступила, то в определенные сроки из «одного окна» должны поступить все заключения, необходимые для работы. Чтобы не было у того или иного ведомства возможности затягивать процесс согласования. Бюрократизировать данную процедуру нельзя, это отрицательно влияет на бизнес-климат. Поэтому я уверен, что горный кодекс найдет свое отражение в кодексе «О недрах», это позволит нам иметь четкий документ. Я думаю, он должен быть объемным и насчитывать 700-1000 страниц.
- Ранее говорилось, что в данном кодексе будет проработан вопрос преобразования геологоразведочных лицензий в контракты на недропользование. Появилось ли четкое понимание, при каких условиях должна проводиться процедура конвертации лицензий в контракты?
- Мы сейчас как раз с МИНТ оговариваем эти вопросы. Уже проведено несколько заседаний. Я думаю, что этот вопрос получит свою конкретику в самое ближайшее время. Это обязательство двух сторон и не игра в одни ворота.
- Как повлияет на инвестиционный климат Казахстана принятие нового кодекса РК «О недрах»?
- Это будет очень серьезным шагом. Данная мера уже одобрена Rio Tinto – международной горно-металлургической компанией, которая намерена прийти и вкладывать средства в разработку месторождений. Казахстан очень заинтересован в сотрудничестве именно с такими компаниями, у них есть ресурсы, новые технологии, которые они приносят с собой.
В своем послании глава государства очень важную роль определил привлечению таких инвесторов, и не только по самому процессу разработки месторождений, но и по геологии. Самое важное, что правительство решило отойти от схемы, когда «правило первой ночи» не было обязательным условием для инвесторов при нахождении месторождения. Речь идет о том, что если компания нашла месторождение, то по действующему законодательству у нее не было полной уверенности, что именно она потом будет его разрабатывать. В мировой практике существуют упрощенные схемы. То есть если компания нашла месторождение, то она получает определенное право на его разработку при определенных условиях, которые должна соблюсти. У нас же этот вопрос очень туманно изложен. Но сейчас поправки в Закон РК «О недрах» предполагают, что государство решило обратить внимание на схему, при которой у инвесторов будет заинтересованность. Если они откроют месторождение, то, в первую очередь, они будут иметь право решать – будут ли они самостоятельно его разрабатывать. Если же они откажутся, тогда право может перейти к другим. Государство всегда может сформировать при такой схеме условия, которые инвестор должен будет выполнить. Но при этом не ущемляются возможности инвестора и его интересы.
- А по поправкам в Экологический кодекс РК, ужесточающим ответственность предприятий за выбросы парниковых газов, прояснилась ситуация?
- Дело в том, что последние несколько лет недостаточно четко работало Министерство охраны окружающей среды РК с Министерством индустрии и новых технологий РК. В новом Экологическом кодексе МООС РК удалось провести жесткое ужесточение ответственности за выбросы парниковых газов. Другое министерство формировало ПФИИР и ставило перед производителями задачи увеличения объемов производства. Теперь получается, когда начали говорить о вступлении в действие ряда норм по экологическому законодательству, в частности, по парниковым газам, то предприятие, если оно наращивает объемы производства, сталкивается с проблемой, что у него увеличиваются выбросы. По национальному плану и законодательству РК должно идти уменьшение выбросов, иначе наступают такие штрафные санкции, при которых инвестиционные проекты просто не могут функционировать. То есть там набегает штраф – треть от стоимости инвестиций в это производство.
Правительство, уже под руководством Серика Ахметова, поняло, что здесь нужны скоординированные меры, невозможно ждать, когда инвесторы просто приостановят реализацию проектов. Поэтому сейчас по инициативе премьер-министра, министра охраны окружающей среды РК в парламент внесена поправка о снижении по административному кодексу штрафов за выброс парниковых газов с 1 января 2014 года. Я думаю, эту поправку депутаты примут, поскольку уже год назад этот вопрос обсуждался на слушаниях в парламенте. И большинство депутатов уже тогда понимали, что ужесточения в экологическом кодексе – это огромные риски для энергетических компаний. Прежде всего тех, которые производят тепло- и электроэнергию.
- В этом году Казахстан планирует войти в ВТО. Какие ожидания связывают с интеграцией в мировую торговую организацию в ГМК?
- Вступление в ВТО нам крайне необходимо, потому что есть такие жуткие перекосы, которые на первый взгляд незаметны. Мы находимся в едином экономическом поле, но Россия вошла в ВТО. И, к примеру, по железнодорожным тарифам компания ENRC возила продукцию в сторону Дальнего Востока и реализовывала успешно. Но до 1 января 2014 года действовал прейскурант № 1001, а в связи с тем, что Казахстан не вошел в ВТО, а Россия вошла, по обязательствам Всемирной торговой организации теперь РФ применяет к грузоотправителям Казахстана международные тарифы. Получается, что возникают ухудшающиеся обстоятельства для РК. И такая ситуация наблюдается не только в данной сфере.
Также Россия сейчас применяет ограничения по завозу в Казахстан мазута и нефтепродуктов. Более того, особенно для экспортеров по ряду стран были просто необоснованные таможенные пошлины, иногда составляющие 250-300%. При таких пошлинах рынок закрывается. Если мы станем членами ВТО, к нам такие пошлины больше применять не смогут. Максимальный размер пошлин сможет составлять 25-30%, и для казахстанских производителей таким образом откроются экспортные рынки.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.