Не всегда рейтинговые оценки отражают реальную ситуацию в Казахстане
Не всегда рейтинговые оценки отражают реальную ситуацию в КазахстанеВ недавно опубликованном американским исследовательским центром «Фонд наследия» совместно с экономическим изданием The Wall Street Journal «Индексе экономической свободы 2014 года» Казахстан улучшил свою позицию всего на одну ступень, переместившись с 68-го на 67-е место. Насколько международные экономические рейтинги адекватно отражают ситуацию в Казахстане, в интервью «Капитал.kz» рассказала директор Центра анализа общественных проблем Меруерт Махмутова.
- Как вы считаете, достаточно ли точно отражают международные рейтинги казахстанские реалии? В чем заключается их ценность?
- В целом плюс этих рейтингов в том, что они дают возможность сравнить позицию страны с другими странами, оцененными по единой методике. Но нельзя абсолютизировать эти индексы, так как они охватывают общие тенденции, но если, например, страновая статистика или другие данные, к примеру, законодательство (законы могут быть хороши, но проблема в их реализации) не отражают фактического положения дел, то в нюансы экономики каждой страны авторы индекса вникать, конечно, не могут.
- А как обстоят дела с экономической свободой в нашей республике? Насколько полно РЭС отражает ситуацию в Казахстане?
- На мой взгляд, индекс верно освещает отдельные тенденции в экономике Казахстана, например, объективно оценивает права, связанные с собственностью, и свободу от коррупции. Так, отмечается, что «коррупция и взятки широко распространены на всех уровнях правительства, суды не могут защитить эффективно права собственности».
- А какие позитивные изменения в положении Казахстана в рейтинге могли бы выделить вы?
- В индексе экономической свободы, публикуемом Heritage Foundation, за 17 лет, с тех пор, как Казахстан вошел в него, наша республика переместилась из группы стран с «репрессивной экономикой» в категорию государств с «умеренно свободной».
При этом следует отметить, что идеалы экономической свободы, по методологии индекса, ассоциируются с более здоровым обществом, более чистой средой, более высоким подушевым благосостоянием, человеческим развитием, демократией и снижением бедности.
- Но означает ли улучшение позиции Казахстана в индексе позитивные изменения во всех этих сферах?
- Однозначно вырос лишь ВВП на душу населения, по которому измеряется подушевое благосостояние, и то благодаря лишь высоким ценам на нефть. С другой стороны, значительно улучшились фискальные свободы – имеется в виду снижение налогового бремени. В то же время улучшения в свободе предпринимательства, торговли, инвестиций, финансов не так однозначны, как видится издалека авторам рейтинга.
- Что вы имеете в виду?
- К примеру, индекс приводит официальную статистику безработицы – 5,1%. Она, конечно, очень оптимистична, если не знать про 2,7 млн человек, причисляемых статистикой к самозанятым. Как результат, компонент индекса – свобода труда, опираясь на данные официальной статистики по безработице, не может быть объективно оценен.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.