Вопрос комплексного базового бизнес-образования – вопрос выживаемости предприятия в конкурентной среде

О своем видении настоящего и будущего рынка консультантов рассказал Сергей Вонгай

По мере ужесточения конкуренции и появления все большего количества международных и всемирно известных игроков на рынке Казахстана (вступление в ТС, дальнейшее вступление в ВТО) выживание и конкурентоспособность казахстанских бизнесменов напрямую будут связаны с качественными, грамотно выстроенными бизнес-процессами в компаниях. Все это приведет к росту интереса к бизнес-консалтингу в нашей стране. «Соответственно, ежегодно возрастает потребность в специалистах высокого класса, как узкоспециализированных (нишевые консультанты), так и специалистах, способных на стратегическое мышление и глубокое понимание структуры, бизнес-процессов, целей компании в целом», – полагает Сергей Вонгай, руководитель официального представительства международной ассоциации независимых бизнес-консультантов «БизКон» в Алматы. Подробнее о своем видении настоящего и будущего рынка консультантов в нашей стране г-н Вонгай рассказал в интервью «Капитал.kz».

– В чем роль грамотного консалтинга в бизнесе?

– Роль высококачественного бизнес-консалтинга для любой компании –основополагающая. Если мы начнем разбирать любую успешную компанию, не имевшую опыт взаимодействия с бизнес-консультантами, то мы увидим, что успех достигается интуитивным попаданием в правильное выстраивание бизнес-процессов. Причем путь к правильным бизнес-моделям у многих предпринимателей был очень тернист (потерянные деньги, время, нервы, здоровье и т.д.). Одним словом, они заново изобретали велосипед. Этого делать не нужно, потому что профессиональные консультанты обладают технологиями, знаниями и опытом по практическому улучшению деятельности бизнесов в той или иной сфере. Один тот факт, что хорошим бизнес-консультантам, успешно улучшающим деятельность того или иного предприятия, очень часто собственники предлагают партнерство на тех или иных условиях (вклад знания и партнерское управление), говорит об огромной потребности в специалистах в этом направлении и такого уровня.

– Какие тренды на казахстанском консалтинговом рынке вы бы выделили? Насколько они соответствуют мировым тенденциям?

– Дело в том, что руководитель в малом бизнесе на стадии старта вынужден находиться в состоянии «и швец, и жнец, и на дуде игрец», выполняя одновременно функции маркетолога, руководителя кадрового агентства, руководителя отдела продаж и многие другие функции, на которые в действующих предприятиях нанимаются отдельные люди или даже команды. Почти всегда собственник не обладает даже базовыми знаниями обо всех аспектах бизнеса. Востребованность в практических, недорогих, эффективных базовых знаниях и методиках очень высока, чему, собственно, и обучают и что, соответственно, «прокачивают» в первую очередь наши консультанты. По востребованности консалтинговых услуг лидируют так называемые проекты «под ключ». Причем этого хотят бизнесмены всех уровней, как начинающие вообще, так и действующие, но желающие начать какое-либо новое направление бизнеса. Но такой вид консалтинговых услуг не из дешевых и может продолжаться несколько месяцев или даже лет. Не все бизнесмены в состоянии оплатить такие проекты. В связи с этим в основной массе проводится процессный, реже экспертный, консалтинг.

В странах с развитой и конкурентной экономикой вопрос комплексного базового бизнес-образования – вопрос выживаемости предприятия в конкурентной среде. Мы, кстати, в этом плане все больше подтягиваемся к ведущим странам. Причем такие тенденции все больше прослеживаются на всем постсоветском пространстве.

– Как бы вы оценили уровень предоставления консалтинговых услуг в нашей стране?

– Зачастую под консалтинговой услугой подразумевается оказание других видов услуг: сдача налоговой отчетности, юридические услуги и т.д. Мы же помогаем собственнику начать или развить бизнес, выстроить все бизнес-процессы, наладить продажи, правильно выбрать торговую точку (если это торговля или бизнес подразумевает наличие помещения для осуществления деятельности) и многое другое. Насчет уровня я бы ответил так: люди, обладающие знаниями и методиками, в нашей стране уже есть и они уже работают.

– В какой отрасли консалтинговые услуги пользуются наибольшим спросом среди казахстанцев?

– Еще раз отмечу, что в первую очередь мы работаем с малым бизнесом. В основном нам приходится решать задачи, связанные с увеличением продаж и мотивацией персонала. В этом сегменте на 90% одни и те же проблемы независимо от вида деятельности, если, конечно, предприятие не относится к категории уникальных, но такие предприятия встречаются крайне редко.

– Как правильно выбрать консультанта? Не могли бы вы дать несколько рекомендаций?

– Правильным решением, наверное, станет выбор специалиста с «именем» и хорошими рекомендациями. В этом случае вас не должен смущать уровень оплаты такому специалисту. В подавляющем большинстве случаев цена оправдана результатами от его работы. Напомню, что самым дорогим видом консалтинга является проект «под ключ», на втором месте стоит процессный консалтинг и далее – экспертный консалтинг, когда собственник бизнеса получает только еженедельные рекомендации и задания с пояснениями к выполнению этих рекомендаций. Внедрение в этом случае ложится полностью на владельца бизнеса. Соответственно, и выбор консультанта, и способ взаимодействия с консультантом зависят от уровня знаний самого собственника бизнеса и его задач.

– Какова, по вашей оценке, средняя стоимость консалтинговых услуг в Казахстане?

– В ценообразовании на расценки за консалтинговые услуги мы, наверное, являемся «законодателями моды». Наименьшая цена за разновидность экспертного консалтинга (за счет использования интернет-технологий, массовости, обучения в группах и других моментов) составляет 150 000 тенге за месяц.

Цена на процессный консалтинг начинается от $1500 и далее не ограничена (зависит от размеров компании или проектов).

– Расскажите о своей компании. О ее опыте на рынке и конкурентных преимуществах.

– В 2011 году Андрей Парабеллум вместе с Николаем Мрочковским решили сделать тренинг «Быстрые деньги в консалтинге», с которого и начался весь процесс развития консалтинга для малого и среднего бизнеса в России.

Выпускники тренинга нуждались в дальнейшем развитии, помощи, консультациях. Так возникла идея создания независимой ассоциации бизнес-консультантов – «БизКон».

Выпускниками первого же запуска тренинга «Быстрые деньги в консалтинге» (БДК) были Татьяна Коробейникова и Сергей Савинов, которые в 2013 году вошли в состав соучредителей «БизКона».

Татьяна и Сергей при помощи тренингов «БизКона» добились в собственных бизнесах, которыми они владели, отличных результатов. Заинтересовались темой консалтинга и, пройдя обучение в коучинге, начали сами проводить занятия, главный акцент в которых сделан на практических аспектах.

На данный момент ассоциация работает как с консультантами, обучая их системе построения консалтингового бизнеса, так и непосредственно с бизнесменами, которые могут получить в «БизКоне» знания по организации и грамотному ведению своего дела.

Большая часть тренингов проходит online, когда человек не выходя из дома может вечером подключиться к вебинарной комнате, послушать, получить материал, выполнить домашнее задание, внедрить полученную информацию и, соответственно, получить результаты. Слушатели могут задавать вопросы спикеру и получать обратную связь.

Получение практических результатов, применение конкретных методик, которые внедряются в бизнес, – вот на что делается акцент.

На сегодняшний день ассоциация «БизКон» начинает открывать представительства в разных регионах, расширяется, растет и выходит на федеральный уровень с помощью своих выпускников-консультантов.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤