ОТЛК – инструмент реализации транзитного потенциала стран – участниц ЕЭП
Развитие транспортно-логистической отрасли находится под пристальным вниманием президента и правительства страны.Развитие транспортно-логистической отрасли находится под пристальным вниманием президента и правительства страны. Глава государства Нурсултан Назарбаев в ходе встречи с президентом «Казахстан темир жолы», состоявшейся во вторник, отметил важность своевременной реализации крупных международных проектов. На заседании правительства премьер-министр РК Серик Ахметов сообщил, что на реализацию принятой госпрограммы по развитию транспортной системы Казахстана до 2020 года потребуется более 5 трлн тенге инвестиций.
Отметим, что, по имеющимся оценкам, в общей сложности 30,6% дорог страны ждет капремонта. Согласно данным Минтранскома, лишь 63% железной дороги Казахстана находится в удовлетворительном состоянии, остальная часть требует реконструкции. По мнению союза автодорожников, более 40% автокоридоров международного и республиканского масштаба имеет неисправное покрытие, десятая часть опасна для движения транспорта. Эти данные лишь подтверждают необходимость изменений, отмечаетАйкын Уркимбаев, управляющий филиалом Алматы международного холдинга AsstrA AG.
К примеру, единственным крупным погранпереходом между Казахстаном и КНР является станция «Достык». Учитывая состояние дорог и дорожной инфраструктуры, можно с уверенностью сказать, что существующие ж\д пути и автомобильные дороги пока не в состоянии обслужить ожидаемый трафик, сетует эксперт. Между тем объем грузооборота к 2025 году ожидается до 30 млн тонн грузов по автомобильному и железнодорожному направлениям.
Однако АО «КТЖ» намерено направить все свои усилия на становление Казахстана в качестве транспортно-логистического хаба региона к 2016 году.
В этом русле грядущее нововведение на территории Таможенного союза, а именно создание Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК), по словам представителей трех стран, призвано создать благоприятные условия для развития отрасли в целом. В продолжение темы (см. интервью с Жанар Рымжановой, советником президента ОАО «РЖД» в «Капитал.kz» от 31 октября, №40 (419) на вопросы редакции делового еженедельника «Капитал.kz» ответил Канат Алпысбаев, вице-президент по логистике АО «НК «КТЖ».
- Изменит ли создание ОТЛК конъюнктуру рынка в целом?
- ОТЛК будет являться инструментом для реализации транзитного потенциала стран – участниц Единого экономического пространства (ЕЭП). По сути, это глобальный игрок на контейнерном рынке наземных транспортировок Европа – Азия, цель которого обеспечить сквозную технологию грузоперевозок по принципу «одного окна». Однозначно, что создание ОТЛК повлияет на конъюнктуру рынков стран Таможенного союза. По оценкам экспертов, в настоящее время только 0,2% контейнерного грузооборота между Китаем и странами ЕС приходится на территорию стран ЕЭП. Неосвоенный потенциал оценивается более чем в 285 тыс. контейнеров. Создание ОТЛК дает абсолютно новые возможности для развития бизнеса. Я думаю, что подробнее можно будет поговорить об этом после окончательного оформления оператора.
- Способна ли существующая железнодорожная, автомобильная и таможенная инфраструктура на погранпереходах между Казахстаном и КНР обслужить ожидаемый трафик?
- Общий объем перевозки транзитных грузов через Казахстан ж/д, авто и водным транспортом в 2012 году составил 17,8 млн тонн, что на 9% выше аналогичного показателя за 2011 год. Основная доля транзитных грузов в прошлом году приходилась на железнодорожный транспорт – 16,3 млн тонн, или 91,5% от общего объема. Для сравнения: автомобильные грузоперевозки составили 8%, а водный транспорт – 0,1%.
При этом общий объем перевозок грузов между Казахстаном и Китаем за 9 месяцев 2013 года составил 14,2 млн тонн. Показатели возросли на 17% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.
Сегодняшняя инфраструктура при текущих и запланированных инвестициях на ближайшие 2-3 года способна обеспечивать интенсивный рост перевозок. Тем не менее есть вопросы качества и повышения эффективности в ее сбалансированном использовании, над чем сегодня АО «НК «КТЖ» проводит интенсивную работу. Для переориентации и привлечения дополнительного грузопотока на трансказахстанские маршруты предприняты мероприятия, в первую очередь направленные на снятие инфраструктурных ограничений.
В декабре 2011 года была открыта новая железнодорожная линия на востоке страны. Это магистраль Жетыген – Хоргос.
В 2012 году введен в эксплуатацию второй железнодорожный переход на границе с Китаем, Алтынколь – Хоргос на маршруте Трансазиатской ж/д магистрали, пропускной способностью до 20 млн тонн. Основной направленностью которого являются привлечение и пропуск грузопотоков из/в направлении как Китая, так и стран Восточной и Юго-Восточной Азии в страны Центральной Азии, Кавказа и Европу.
Для дальнейшего развития транспортного коридора «Север-Юг» была построена железнодорожная линия Узень – граница с Туркменистаном.
11 мая 2013 года открыто прямое железнодорожное сообщение по переходу станции «Болашак» (Казахстан) – станции «Серхетяка» (Туркменистан).
Данный участок является частью международного железнодорожного коридора Узень – Горган, соединяющего Казахстан, Туркменистан и Иран. В 2014 году достроится туркменский участок до границы с Ираном.
Новый ж/д маршрут придаст мощный импульс развитию торговых отношений между странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Персидского залива и Европы. Прогнозируемый объем к 2020 году составит свыше 15 млн тонн.
В целом Казахстан предпринимает значительные шаги по улучшению национальной транспортной инфраструктуры. В прошлом году запущено строительство новой железнодорожной линии сообщением Жезказган – Бейнеу общей протяженностью 988 км, которая обеспечит спрямление существующего маршрута на порт Актау в сторону Турции, южной Европы (Балканы) и стран Персидского залива. Реализация проекта «Жезказган – Бейнеу» сократит расстояние транспортировки на маршруте Достык – Актау на 748 км. Также немаловажные преимущества запуска этой железной дороги заключаются в сокращении времени перевозки грузов по Казахстану на примере доставки из портов Китая до Стамбула с 17 до 14 дней и, соответственно, снижении стоимости перевозки. Планируемая дата завершения строительства – 2015 год.
При этом данная магистраль гармонично интегрируется со строящейся новой ж/д линией Ахалкалаки (Грузия) – Карс (Турция), что создает новый спрямляющий маршрут коридора «Европа-Кавказ-Азия» (ТРАСЕКА) через Актауский морской порт, порт Баку (Азербайджан) и Стамбул по новому ж/д тоннелю Мармарай в Турции с дальнейшим выходом в европейские страны.
- Как повлияет передача в управление АО «НК «КТЖ» проектов «Специальная экономическая зона (СЭЗ) «Хоргос – Восточные ворота» и «Морпорт «Актау» на деятельность негосударственных логистических компаний?
- Национальный мультимодальный оператор KTZ Express, объединяющий ряд транспортных активов, отвечает также за реализацию проектов «СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» и «Морпорт «Актау» и является своего рода интегратором услуг как структур АО «НК «КТЖ», так государственных и частных компаний. Сегодня ряд критиков оценивает эту компанию как монопольного гиганта в данных услугах. При этом необходимо отметить, что АО «НК «КТЖ» выходит на качественно новый уровень, и рынок, в особенности глобальной торговли, уже поделен между основными зарекомендовавшими себя игроками. Существует жесткая конкуренция, в связи с чем мультимодальный оператор должен использовать новые возможности, потоки и схемы организации перевозок, предлагая эксклюзивный сервис – мы называем его маршрутным сервисом.
Также необходимо отметить, что мультимодальный оператор ориентирован на привлечение дополнительных грузопотоков путем поиска новых клиентов, не использующих трансказахстанские маршруты, то есть вытеснение с существующего рынка частных компаний не предполагается. Мультимодальный оператор – это интегратор как транспортных услуг, так и логистического сервиса. Сегодня партнерство и клиентоориентированность являются главным преимуществом и элементом развития компании. С достижением качественно нового уровня сервиса в Казахстане мы выйдем на новые совместные транспортно-логистические проекты и предложим единый сформированный пакет логистических услуг.
- Стало известно, что стоимость консалтинговых услуг на 2014-2024 годы по управлению сухим портом СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», а также его интеграции с морским портом «Актау – Западные ворота» составит около $50 млн.Какой эффект ожидает получить государство от привлечения международной консалтиноговой компании DP World к исполнению данного госзаказа?
- DP World имеет в своем портфеле более 65 морских и портовых терминалов на шести континентах, включая новые проекты, которые ведутся в Индии, Африке, Европе, Южной Америке и на Ближнем Востоке. Обработка контейнеров является основным направлением деятельности компании. В 2012 году DP World обработала более 56 млн ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент). Безусловно, что опыт компании и ее имя будут ценным вкладом в развитие двух объектов. Согласно достигнутым договоренностям по проекту «Хоргос – Восточные ворота», компания выступит в роли профессионального управляющего проектом.
Договоренности с глобальным оператором DP World демонстрируют наше стремление повысить качество услуг на новом Шелковом пути, сделать его конкурентоспособным маршрутом транспортировки, обеспечивающим надежность и безопасность доставки грузов. Наша общая задача – создать продукт, отвечающий требованиям глобальных клиентов.
Интеграция контейнерных, грузовых, складских услуг, связанных с дорожной, ж/д и воздушной инфраструктурой, позволит предложить в одном месте весь пакет услуг логистическим клиентам, которые ищут возможность обеспечить цепи поставок между Китаем/Азией в страны СНГ, Западную Европу и Средний Восток.
В целях консолидации грузопотоков направлением в/из Восточную и Юго-Восточную Азию нами в стадии формирования внешней терминальной сети на мировом рынке реализуется проект создания собственной терминальной инфраструктуры в порту «Ляньюньган» Китая.
Это позволит значительно ускорить и улучшить работу с клиентами, а также организовать сквозные перевозки грузов как в страны Центральной Азии, России, так и в направлении Европы и обратно через трансказахстанские маршруты.
7 сентября текущего года в рамках визита председателя КНР Си Цзиньпина в Казахстан подписано рамочное Соглашение с Ляньюньганской портовой компанией о создании СП и дальнейшем планомерном развитии порта. В настоящее время разрабатывается ТЭО, а в первом полугодии 2014 года планируем начать строительство терминала. В Казахстане динамично расширяется железнодорожная инфраструктурная сеть, обеспечивается ее увязка с регионами и замкнутость по всем транспортным направлениям.
Новые железные дороги не только повысят транзитные возможности Казахстана, но и придадут дополнительный импульс развитию регионов, и ускорят промышленное развитие.
Что касается проекта развития порта «Актау», к 2015 году планируется строительство трех сухогрузных терминалов общей мощностью 2,5 млн тонн. Стоимость строительства составляет около $149,7 млн. К 2020 году потенциал перевозок сухих грузов через Актауский морской порт, по нашим расчетам, составит 6 млн тонн, в том числе контейнерные грузы – 150 тыс. транзитных контейнеров в ДФЭ в направлении Азия – Европа.
- На какой стадии развития находится СЭЗ сейчас?
- В ближайшее время ТЭО проекта СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» пройдет государственную экспертизу. Проект состоит из трех компонентов: сухого порта, логистической и индустриальной зон.
Общий объем инвестиций в развитие инфраструктуры основных компонентов СЭЗ составит боле $1 млрд.
В ближайшее время будет выстроена генеральная линия транспортного взаимодействия с портом «Актау» и его последующей увязкой с проектом СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота».
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.