Предприниматель – это человек, который хочет изменить мир
Успех молодых и предприимчивых друзей – Улана Каражигитова и Рустема Карымова, которым за несколько лет удалось построить рознич...Успех молодых и предприимчивых друзей – Улана Каражигитова и Рустема Карымова, которым за несколько лет удалось построить розничную сеть BFF.kz (Best for friends – лучшее для друзей), как считают предприниматели, кроется в концепции. «Мы продаем друзьям то, чем пользуемся сами». При этом основным своим конкурентным преимуществом они считают качественный сервис, на примере успешных западных ритейлеров, и качественный товарный ряд, который всегда есть в наличии. Кроме этого, BFF.kz проводит активную работу в социальных сетях, а также бизнесмены ведут блог, в котором рассказывают о новостях компании, возникающих проблемах, дают советы по покупке, рассказывают о видении бизнеса и результатах продаж.
Оборот сети вырос с $15 тыс. до $2 млн. Изначальные инвестиции в онлайн-магазин составили $20-30 тыс. В дальнейшем для открытия оффлайн-точки компании понадобились инвестиции извне. В настоящее время BFF.kz обладает статусом авторизованного ресейлера Apple (AAR), является первым в Казахстане дилером Moleskine и недавно стал премиум-партнером фотокамер Leica.
Друзья не останавливаются на достигнутом и открывают для себя новые горизонты. Так, в октябре прошлого года они запустили свой второй проект. Printogram.me – сервис печати фотографий из популярной социальной сети Instagram в виде классических поляроидов и интерьерных холстов для украшения стен. И сейчас этим сервисом уже заинтересовались в Европе.
Подробнее о «романтике» предпринимательства в интервью «Капитал.kz» рассказал один из основателей розничной сети Улан Каражигитов.
– Сейчас у BFF.kz есть собственные магазины в Астане и Алматы, а планируете ли вы расширять свою географию дальше?
– В том формате, в котором они существуют сейчас – нет, но у нас есть новый концепт, который включает упор не только на один бренд. Пока он только в голове. Он затрагивает 5-6 брендов не из масс-маркета, которые пока не представлены в нашей республике. Мы делаем упор не на массовые товары, а на те, которые наши покупатели нигде больше не могут найти.
– Вы были первым партнером HTC в Казахстане, продавали Iphone, но сейчас смартфоны занимают все меньшее и меньшее место в ваших магазинах. С чем это связано?
– Когда мы начинали заниматься этим видом товаров, они были, по сути, в новинку. Но сейчас смартфоны можно купить в любом магазине. Сегодня новинки на этом рынке дешевеют за два-три месяца на 20-30%. Кроме этого, сейчас в мире практически нет магазинов, которые специализируются на продаже телефонов, чаще всего они продаются вместе с другой техникой. Ведь смартфоны – это трафикообразующий товар. Маржа прибыли с телефонов за счет роста конкуренции сокращается, все это вынуждает нас тщательнее отбирать товар, который займет место в магазине. Поэтому мы сокращаем свой ассортимент в сегменте смартфонов до некоторых топовых позиций. В то же время мы стараемся сконцентрироваться на эксклюзивных товарах, обладающих дополнительными ценностями, помимо общедоступных.
– Вы из интернет-магазина выросли в оффлайн-магазин, что достаточно нестандартно. А как, по вашей оценке, «умрут» ли физические магазины со временам или все же нет?
– Да, можно сказать, что в ритейл мы зашли с черного хода. В настоящее время оффлайн-магазины BFF.kz приносят 80% прибыли нашей компании, и лишь 20% продаж приходится на интернет.
Есть разные виды товара, которые требуют и разных подходов к их продаже. К примеру, диски и книги удобно покупать через интернет. Но, к примеру, одежду выбрать, не померив ее, крайне сложно. Хотя я и весьма активный онлайн-покупатель, но никогда не заказывал себе вещи через интернет-магазин. Это неудобно, невзирая на все возвраты и описания размеров.
– Что вы вкладываете в понятие бизнесмен?
– Для меня ближе понятие предприниматель, оно более романтично. Предприниматель для меня – это человек, который как-то хочет изменить этот мир, что-то привнести в него новое и необычное. А бизнесмен – это человек, обладающий некими ресурсами и способный ими распорядиться. У него есть деньги, и он знает, как их правильно вложить.
Кроме этого, предприниматель должен следовать выбранному курсу, не
распыляться только от того, что на этом можно заработать. Тогда как бизнесмен
скорее будет искать именно пути, где он сможет выгоднее приумножить вложенные
им денежные средства.