Реклама

Реклама
  1. Главная
  2. Эксперты
  3. Какие механизмы используют для стабилизации цен

Какие механизмы используют для стабилизации цен

100 млрд тенге выделено в Казахстане на закупку удешевленных продуктов в рамках оборотных схем

Автор:
Фото: Руслан Пряников
Фото: Руслан Пряников

В Казахстане реализуют пилотный проект по внедрению продовольственных ваучеров. Суть в том, что получатели адресной социальной помощи смогут покупать социально значимые продукты питания (СЗПТ) по сниженным ценам. Подробнее об этом инструменте, о других механизмах стабилизации цен, подписании меморандумов с производителями рассказала заместитель председателя комитета торговли Министерства торговли и интеграции (МТИ) Гульмира Ахметтаева.

– Гульмира Нурлановна, какие меры предпринимаются правительством Казахстана и министерством торговли – в частности, для стабилизации цен на социально значимые продукты питания?

 Думаю, что можно сказать в целом с точки зрения деятельности государственных органов по стабилизации цен. Первое, в рамках механизма стабилизации цен министерством сельского хозяйства реализуется ряд документов для увеличения объема отечественного производства, переработки и снижения импортозависимости.

Акиматы используют механизмы «оборотной схемы» через льготное кредитование и стабилизационные фонды.

Мы как МТИ реализуем контроль за 15-процентной торговой надбавкой, непродуктивными посредниками через региональные комиссии.

Кроме этого, мы еженедельно мониторим цены на СЗПТ по всей республике как по данным Бюро национальной статистики (БНС), так и по данным, собираемым нашими территориальными подразделениями.

Плюс ещё при необходимости применяем меры тарифного или нетарифного регулирования. Если, например, наблюдается ситуация, что в стране растет цена на какой-нибудь товар из перечня СЗПТ или отмечается вымывание их с рынка, мы анализируем статистику по данным таможни, комитета госинспекции и ветеринарного контроля и совместно с министерством сельского хозяйства выносим на рассмотрение Межведомственной комиссии меры по введению экспортных пошлин, квотирования либо по временному ограничению ввоза или вывоза продукции для защиты внутреннего рынка и обеспечения населения доступными СЗПТ.

Кроме того, в межсезонье, если наблюдается снижение объемов поступления отечественной продукции на внутренний рынок, мы организовываем поставки импортных овощей. Обычно отечественные овощи не хранятся до нового урожая, и вопрос насыщения внутреннего рынка решается через импортные поставки. Это больше координация и организация деятельности по насыщению рынка.

В этом году мы провели работу по ужесточению административной ответственности за превышение торговой надбавки. Если ранее сначала выписывалось предупреждение за первое правонарушение, то сейчас ужесточили меру и предусмотрели штрафы за первое правонарушение в Кодексе об административных правонарушениях.

Очень хорошо себя зарекомендовала работа по заключению меморандумов с ассоциациями производителей. Второй год подряд мы заключаем его по куриному яйцу, определяем максимальную цену, выше которой они не будут реализовывать товар. В свою очередь, в рамках поддержки ассоциаций введены ограничения на импорт российского яйца на 6 месяцев, так как в летнее время происходит практически демпинг по яйцу, вследствие чего наши птицефабрики несут убытки.

Совместно с МСХ заключили также меморандум по подсолнечному маслу, в прошлом году мы заключали меморандумы с торговыми сетями и в этом году в регионах организовываем работу по заключению меморандумов на рожки.

В работе меморандум по соли.

Меморандумом определяется верхний уровень цены, производители принимают обязательство выше этого уровня не продавать. В случае, если в их себестоимости резко происходит рост каких-то из статей расходов, то производитель заблаговременно уведомляет нас об этом. По яйцу, например, выше 55 тенге фабрики не отпускают, это так же мониторит сама ассоциация.

– Насколько это оправданно в условиях рыночной экономики? Насколько эффективно отслеживать цены на продукты? Это немного напоминает контроль в советских гастрономах. Почему это делается, в отношении каких видов продуктов, и нет ли в планах вместо этого контроля предоставлять более точечные меры поддержки нуждающимся?

– Да, у нас рыночная экономика, каждый предприниматель самостоятельно определяет цену, но есть определенный перечень товаров, на которые цены мониторятся и контролируются. Перечень СЗПТ определен на уровне приказа (от 11 мая 2023 года №166-НҚ, подписанного заместителем премьер-министра – министром торговли и интеграции РК) и включает 19 наименований продукции. И если какие-то резкие всплески изменения происходят, естественно, государство вмешивается в эту ситуацию. К нам поступают обращения от населения. В обращениях отмечается рост цены, не только по СЗПТ, но и на другие товары, и просят принять меры. Мы исполняем то, что предусмотрено законом.

В нашем случае меморандумы – очень хороший, действенный рабочий инструмент, потому что сами ассоциации, объединяющие производителей, выражают готовность работать в таком режиме, потому что им также нужна встречная помощь государства.  

К примеру, ранее на рынке яиц в течение года была высокая волатильность. Если летом цена на яйцо снижалась, то весной и осенью поднималась.

– В этом году она особо не поменялась.

– Это благодаря меморандуму не допустили весеннего резкого всплеска, и в прошлом году осенью мы прошли ровной ценой. Обычно население видит только рост цен, но падение практически не фиксирует. Раньше весной и осенью мы наблюдали, как резко поднимается цена.

У фабрик есть точка безубыточности, у них есть финансовая модель, заёмные средства. У людей потребление летом меняется, они переходят на овощи и фрукты, поэтому меняется потребление, и у производителей реализация падает. И плюс заходит российское яйцо, которое давит на цены наших производителей, поэтому фабрики со своей стороны выразили готовность держать одну цену в течение года, чтобы не было скачков, и будет одна постоянная цена.

Мы со своей стороны приняли меры, они – со своей стороны, и постоянно взаимодействуем, этот инструмент очень хорошо себя зарекомендовал.

– Насколько объективно можно вести мониторинг по отслеживанию цен, ведь даже по одному, казалось бы, самому простому продукту – муке – очень много видов, сортов, производителей. Кроме того, ее стоимость может разниться, если сравнивать цены на социальном рынке и в дорогом супермаркете на левобережье Ишима…

 Мы здесь используем подходы такие же как органы статистики. У них тоже есть точки по республике, куда включены рынки, магазины у дома и супермаркеты. Они видят, какие товары чаще всего покупают и при мониторинге цен отдают предпочтение точкам, которые охватывают максимальное число покупателей, это точки, где люди ходят, где больше реализуются продтовары.

Мы берем несколько точек и выводим среднюю стоимость. Оптовые цены мониторим отдельно. При мониторинге цен в регионах отслеживаем производителя СЗПТ, страну происхождения, чтобы мы понимали, что с чем сравниваем, и сравнивали сопоставимые товары. Поэтому стараемся не «прыгать». Если товар вообще исчезает с рынка, тогда мы уже объективно это фиксируем и переходим на другой сопоставимый товар. Также в принципе и БНС ведет мониторинг.

– Нет ли в планах вместо этого контроля предоставлять более точечные меры поддержки нуждающимся? Будет ли министерство отходить от контроля за ценами?

– Мы понимаем, что неэффективно удешевлять товары на СЗПТ абсолютно для всех. Нужно концентрироваться только на тех людях, которые в этом реально нуждаются. Поэтому мы запускаем пилот и акцентируем внимание пока только на получателях адресной социальной помощи (АСП) через предоставление цифровых продовольственных ваучеров. Для начала нам необходимо протестировать инструмент, посмотреть все шероховатости, все риски, которые могут возникнуть, поскольку работа с населением – это достаточно чувствительный вопрос.

В рамках пилотного проекта мы увидим работу инструмента, какие дополнительные вопросы в методологии необходимо предусмотреть, возможно есть, какие-то вещи, с которыми предприниматели не готовы работать. Нововведение по стабилизации цен на СЗПТ для получателей АСП вступает взамен механизма установления предельных и пороговых цен на СЗПТ, полномочия возложены на Минторговли, МСХ и Минтруда.

В рамках подготовительного этапа запуск проекта стартовал в городе Акколь Акмолинской области, многие ассоциации также предлагали концентрировать внимание только на удешевлении СЗПТ для нуждающихся граждан. Модель показала техническую работоспособность торгового объекта с сервисом Социальный кошелек – от списков получателей АСП до оплаты через QR-код. Следующий этап – масштабирование проекта на города Кокшетау и Павлодар до конца текущего года.

Идея такая: получатели АСП приобретают СЗПТ по удешевленной цене, скидка на каждого члена семьи будет предоставляться на месяц, без накопительного эффекта.

Магазин имеет право применить 15-процентную торговую надбавку на СЗПТ, это максимальный предел. Понятно, что на некоторые виды товаров – к примеру на хлеб, некоторые магазины ее не применяют, и это больше маркетинговый ход. Потому что это товар, за которым приходят люди и параллельно покупают другие товары.

Но в любом случае мы говорим о том, что скидка будет внутри этой торговой надбавки. Сейчас мы отрабатываем с другими субъектами торговли.

– Можно ли прояснить этот механизм?

 Сервис «Социальный кошелек» размещен в eGov mobile, в случае присвоения статуса АСП в сервисе будет отслеживаться остаток суммы скидки. К примеру, в магазине масло подсолнечное реализуется по 515 тенге для всех покупателей. При предъявлении ваучера для получателя АСП цена будет 505 тенге. Разница в цене в 10 тенге будет списана с суммы ваучера, а 505 тенге будут оплачены самостоятельно. Инструмент полностью оцифрован. Через него мы видим, кем, по какой цене и какой товар куплен.

Проект реализуется через льготное кредитование торговых объектов с обязательствами по наличию ассортимента, прослеживаемости и целевому использованию. Это обеспечивает прозрачность и исключает злоупотребления.

– Сообщалось, что с определенными торговыми сетями заключен договор по фиксации цен на 11 наименований СЗПТ. Когда казахстанцы смогут видеть суммы, которые вкладываются для реализации механизмов «форвардного закупа» и «оборотных» займов с отечественными производителями. Кроме того, интересны названия компаний и критерии их отбора? Какие супермаркеты, кроме Магнума, в этом участвуют?

– Для стабилизации цен акиматы используют механизмы «оборотная схема» (предоставление льготного займа) и стабилизационный фонд. Это предусмотрено в Типовых правилах реализации механизмов стабилизации цен на СЗПТ №280, утвержденных приказом министра сельского хозяйства от 29 июля 2019 года.

Акимы региона должны образовать комиссии по обеспечению реализации механизмов стабилизации цен на СЗПТ и утвердить ее состав, причем комиссия должна

принять решение о реализации механизмов стабилизации цен на СЗПТ, определить перечень товаров, закупаемых в региональный стабилизационный фонд и предельную торговую надбавку по ним, определить субъекты предпринимательства для выдачи средств в соответствии с правилами реализации механизмов стабилизации цен на СЗПТ.

При предоставлении займа для оборотной схемы 70% бюджетных средств направляются на финансирование сельхозтоваропроизводителей и перерабатывающих предприятий.

Все эти договоры заключают СПК, которые опираются на решение комиссий. Поэтому все подробности необходимо уточнять у социально-предпринимательских корпораций.

Мы в общем знаем, что по стране выделено более 100 миллиардов тенге на цели стабилизации, но у каждого региона сумма своя. Каждый регион по мере потребности, в зависимости от населения, в зависимости от товаров, которые необходимы региону, выделяли соответствующие бюджетные средства и контрактуются на эти товары.

– Во всех ли регионах действуют региональные комиссии по расследованию посреднических схем? С середины марта 2025 года за превышение торговой надбавки на СЗПТ вместо предупреждения будет накладываться штраф, что повысит ответственность участников рынка и улучшит административную дисциплину. Какие штрафы налагались ранее, какова их сумма в текущем году, растет ли их количество, и насколько они действенны?

– Во всех. Причем региональные комиссии, которые созданы с 2021 года – очень хороший механизм. Когда они видят, что повышается цена, они приглашают на регкомиссии оптовика, магазин, могут пригласить производителей, дистрибьюторов, и с ними уже выясняют причины роста, рассматривают всю цепочку и четко разбираются, либо цена поднялась на уровне производителя, есть ли там превышение торговой набавки.

С начала текущего года прошло уже 619 заседаний региональных комиссий, установлено 1925 фактов нарушения законодательства, по 1743 составлены административные протоколы, по 182 исключены непродуктивные посредники. Там изучаются цепочки движения товара, и были факты исключения посредников.

В случае выявления превышения торговой надбавки индивидуальный предприниматель и малый бизнес платит штраф в размере 5 МРП, средний бизнес 35 МРП, а крупный 150. Если повторно, то штрафы удваиваются.

Если в 2024 году говорить, то по 204-4 было 4370 административных постановлений, из них 281 штраф на сумму 16,8 миллиона тенге и 4089 предупреждений, то есть теперь уже предупреждения не будет, будет сразу наложение штрафа.

У нас есть территориальные подразделения, которые не только занимаются отслеживанием торговой надбавки, но и разъяснительной работой.

Мы выезжали на оптовые рынки Астаны и в других регионах проводили встречи с предпринимателями, оптовиками, разъясняли, что есть 15-процентная торговая добавка, ее нужно соблюдать. Их предложения и проблемы также выслушали.

– Решением Евразийской экономической комиссии до 30 июня введен режим беспошлинного ввоза до 150 тыс. тонн картофеля. Также продолжают действовать временные ограничения на экспорт отдельных видов продукции: картофеля, маточного поголовья КРС и МРС, также бычков. Как это влияет на продовольственный рынок Казахстана? Какова роль международных организаций и сотрудничества с соседними странами в обеспечении стабильных цен?

– В текущем году в связи с ситуацией с картофелем экспорт был ограничен. Также необходимо было насытить рынок картофелем в межсезонье, и был организован импорт.

Естественно, мы понимали, что у картофеля, который прибывает из Пакистана, есть пошлина. Поэтому было принято решение для удешевления стоимости картофеля получить разрешение на беспошлинный ввоз. Мы обратились в Евразийскую комиссию, обосновали и получили беспошлинный ввоз. Это положительно повлияло на цену.

По мясу ограничения введены только на вывоз КРС в живом весе для обеспечения внутреннего рынка достаточным количеством скота для переработки и удовлетворения спроса на мясную продукцию. Вывоз мяса говядины не ограничен.

Казахстан активно работает с международными организациями, в том числе по обмену опытом. В прошлом году ФАО дала положительную оценку методике формирования товарного баланса, разработанной министерством.

– Какие-то нововведения ещё ожидается ввести в рамках ЕАЭС?

– Это зависит от того, какие мы видим риски. Сейчас мы в принципе больше рисков таких не видим. По картофелю уже мы двигаемся к валовому сбору, по остальным овощам тоже. По маслу подсолнечному сбор обычно осенью, в октябре–ноябре. Так как количество семечек уменьшается на рынке, чтобы сильной волатильности не было, заключили меморандум. Верхний потолок уже обозначен, по нему рисков не ожидаем. Но если мы видим риски, то, естественно, мы выходим на МВК, если требуются процедуры, то выносим на рассмотрение ЕЭК.

– В каких регионах регулярно проводятся сельскохозяйственные ярмарки для реализации продукции без посредников, и кто отслеживает цены на них? Нередко жители Астаны пишут в социальных сетях, что цены на ярмарках не ниже, чем на рынках. Каковы условия проведения ярмарок? Предоставляются ли участникам бесплатные торговые места, и насколько прозрачно об этом распространяется информация?

– Ярмарки проводятся во всех регионах согласно календарному графику, который разрабатывает акимат, в зависимости от потребностей и особенностей обеспечения региона.

Цены на ярмарках устанавливаются акиматом ниже среднерыночных (ниже 15% от рынка). При этом места должны предоставляться местным товаропроизводителям бесплатно, а сам процесс подачи заявки на участие в ярмарке должен быть оцифрован.

Прием заявок на участие в ярмарках должен осуществляться в электронной форме.

Сейчас территориальные подразделения министерства специально выходят в выходные и мониторят ярмарки, организованные для стабилизации цен на СЗПТ. Отслеживаются места проведения, объемы реализованной продукции и цены. Обычно очень хорошо разбирается мясо.

Ярмарка – это хороший инструмент, особенно в межсезонье. Но в ценах существенную роль играют транспортные расходы.

Мы периодически выезжаем на рынок Алем в Астане и разговариваем с поставщиками мяса, это оптовики и производители. Обычно они рядом с рынком начинают собираться с 2 часов ночи. Естественно, если привезти 50 туш, у него расходы одни, а когда человек везет одну-две туши, это совершенно другие расходы. Но многие производители отказываются ездить на рынки. Говорят, что розничная реализация - это тоже риски, которые на себя берёт продавец, который стоит на базаре. Он знает, как правильно продавать.

Именно на ярмарках акиматы должны мониторить, чтобы цены на товары были ниже рыночных.

– Каковы перспективы развития рынка продовольствия в Казахстане, какие меры в долгосрочной перспективе будут предприниматься с целью обеспечения доступных цен?

– Казахстан стремится к продовольственной самообеспеченности. Для достижения этой цели привлекаются инвестиции в АПК, в развитие логистики и инфраструктуры, выделяются субсидии.

Реализуется комплекс мер по стабилизации цен, постоянно мониторятся и контролируются цены на СЗПТ, внедряются цифровые инструменты мониторинга цен и механизмов стабилизации рынка СЗПТ.

– Спасибо за интервью.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в