Децентрализация укрепит рубежи страны
Отток населения из отдаленных уголков Казахстана, наблюдаемый сегодня, ослабляет не только экономический потенциал, но и рубежи...Отток населения из отдаленных уголков Казахстана, наблюдаемый сегодня, ослабляет не только экономический потенциал, но и рубежи страны. Первый вице-министр регионального развития РК Каирбек Ускенбаев считает, что тенденции внутренней миграции могут измениться с улучшением бизнес-климата в регионах. Большую роль в экономическом развитии моногородов и сел в министерстве отводят программе «Дорожная карта бизнеса-2020».
- Министерство работает всего два месяца, могли бы вы рассказать о том, что уже сделано и чего ожидать от ведомства в плане кардинальных преобразований или громких инициатив?
- Важными направлениями работы в области региональной политики являются проведение грамотной децентрализации управления и усиление местных исполнительных органов власти. Для ужесточения общественного контроля, влияния граждан на ситуацию на местах принято решение о выборности сельских акимов через маслихаты.
От 14 декабря 2012 года был разработан проект закона по вопросам развития местного самоуправления, включающий вопросы выборности сельских акимов. Целью законопроекта является создание правовых условий для обеспечения реализации конституционного права граждан на осуществление местного самоуправления.
Законопроект направлен на решение нескольких задач. Среди них: повышение роли населения аулов, поселков, городов районного значения в решении вопросов местного значения через собрания местного сообщества, внедрение механизма активного вовлечения городского населения в процесс принятия управленческих решений самых насущных проблем, повышение роли маслихатов при назначении или избрании акимов в городах районного значения, сельских и поселковых округах, расширение финансовой и экономической самостоятельности акимов нижнего уровня управления в решении вопросов местного значения путем внесения дополнений и изменений в Закон «О местном государственном управлении и самоуправлении в РК».
Проект Закона РК по вопросам местного самоуправления, включая выборность сельских акимов, уже разработан и направлен в парламент. Ведомство является центральным исполнительным органом, выполняющим межотраслевую и межрегиональную координацию в области формирования и реализации государственной политики в сфере регионального развития, земельных ресурсов, поддержки предпринимательства, строительства и ЖКХ.
Вообще, министерство по поручению главы государства намерено усилить координацию работы в области регионального развития и синхронизировать выполнение всех государственных и отраслевых программ в регионах.
Так, в настоящее время, в соответствии с программой «Развитие регионов», начата работа по разработке межрегиональных планов мероприятий по развитию агломераций. В текущем году министерство также прорабатывает комплекс дополнительных мер по развитию приграничных районов с Россией, со странами Центральной Азии и Китаем.
- Министерство координирует реализацию социально-ориентированных государственных программ. Как вы оцениваете их реализацию до появления Минрегионразвития? Что, по вашему мнению, позволит ведомству осуществлять действие госпрограмм эффективнее?
- Думаю, некорректно будет давать оценку реализации той или иной программы сейчас. Все программы были недавно разработаны, их реализация началась только год-два назад.
Возьмем программы «Дорожная карта бизнеса-2020» и развития моногородов на 2012-2020 гг. В период экономических кризисов в Европе Казахстан проводит работу не только по поддержке действующих рабочих мест, но и по созданию дополнительно новых рабочих мест. «Дорожная карта бизнеса» является ярким примером государственной поддержки предпринимательства в нашей стране. Программа становится узнаваемой и востребованной среди предпринимателей.
Так, в результате реализации мер по «Дорожной карте бизнеса-2020» к субсидированию ставки вознаграждения банковских кредитов одобрено 2812 проектов на сумму свыше 710 млрд тенге, по гарантированию одобрено 154 проекта на сумму 19 млрд тенге. Подведена инженерная инфраструктура для 409 предприятий на сумму 78 млрд тенге.
Кроме этого, через проект «Бизнес-советник» ведется активное обучение начинающих предпринимателей, количество которых превысило 30 тысяч. Предоставлено свыше 80 тысяч сервисных услуг предпринимателям. Также повышается квалификация действующих бизнесменов. По проекту «Деловые связи» обучено 1123 человека, из которых 122 прошли стажировку в Германии и США. В целом можно сказать, что свыше 35 тысяч предпринимателей получают финансовую и нефинансовую поддержку в рамках программы «Дорожная карта бизнеса-2020». Плюс для более эффективного действия госпрограммы в стране ведется активная работа по открытию Центров обслуживания предпринимательства, что получило значительное одобрение со стороны бизнеса.
На областном уровне полноценно функционируют два пилотных центра в городах Алматы и Шымкент. В моногородах работают 24 центра поддержки предпринимательства, а также действуют мобильные, или передвижные, центры в пяти областях республики для поддержки бизнеса в отдаленных территориях. Помимо этого, сокращено количество разрешительных документов для бизнеса, на треть в 2011 году и еще на 30 процентов в 2012 году. Только документооборот в этой сфере снизился почти на 2 млн единиц. В 2012 году выдача всех лицензий была переведена на электронный формат, автоматизирована выдача 80 наиболее востребованных разрешительных документов.
Введен 3-хлетний запрет по проверкам вновь зарегистрированных субъектов малого бизнеса. Урегулирован механизм по установлению требований обязательных для бизнеса и обеспечивается большая прозрачность. Добавлю, что в настоящее время мы разработали пакет изменений в «ДКБ-2020», который направлен на дальнейшее совершенствование условий программы и улучшение доступа максимального числа предпринимателей к мерам господдержки.
- Какова ваша оценка социально-экономической ситуации в регионах? Какие регионы Казахстана сегодня менее благополучны в социально-экономическом плане, а какие, напротив, преуспели? Какой бизнес-климат сложился в регионах? Какие проблемы, по вашему мнению, особенно остро стоят в областях?
- В регионах активно продолжается работа по сохранению устойчивого роста промышленного производства, по реализации инвестиционных проектов, включенных в Карту индустриализации в рамках госпрограммы ФИИР РК на 2010-2014 годы, по повышению конкурентоспособности отечественной выпускаемой продукции за счет роста производительности труда, внедрению инноваций, новых технологий и международных стандартов качества, открытию новых производств, созданию рабочих мест.
В силу различия географического положения, природно-климатических условий, демографической ситуации, истории развития и других факторов все регионы имеют разный уровень социально-экономического развития.
Как известно, к регионам с высоким экономическим потенциалом развития относятся города Астана и Алматы, Карагандинская, Атырауская области, с недостаточным потенциалом развития, связанным с сельхознаправленностью экономики, – Жамбылская, Северо-Казахстанская, Акмолинская, Кызылординская области, остальные регионы – со средним потенциалом развития.
По итогам 2012 года сохранились устойчивые темпы роста экономики регионов, за исключением сектора сельского хозяйства.
Валовой внутренний продукт за январь-декабрь 2012 года составил 30,1 трлн тенге, или рост в сравнении с январем-декабрем 2011 года на 5%.
Объем промышленного производства в январе-декабре 2012 года составил 16 618,4 млрд тенге, что на 0,5% больше по сравнению с январем-декабрем 2011 года. Рост производства наблюдался в 13 регионах республики. Наибольший прирост объема производства промышленной продукции наблюдался в Восточно-Казахстанской, Актюбинской, Южно-Казахстанской и Западно-Казахстанской областях.
Объем валовой продукции сельского хозяйства в январе-декабре 2012 года составил 1 938,8 млрд тенге, уменьшившись на 17,8% к январю-декабрю 2011 года.
В январе-декабре 2012 года по сравнению с январем-декабрем 2011 года во всех регионах республики наблюдался спад объема производства сельскохозяйственной продукции, кроме Атырауской, Алматинской, Восточно-Казахстанской, Кызылординской, Южно-Казахстанской областей. Наименьший объем производства сельскохозяйственной продукции наблюдался в Костанайской, Северо-Казахстанской, Акмолинской и Западно-Казахстанской областях.
Падение сельхозпроизводства было связано с природными факторами прошлого года.
Уровень безработицы в целом по республике в IV квартале 2012 года составил 3,9%. Безработица выше чем в среднем по стране наблюдалась в городах Астана и Алматы, Кызылординской, Жамбылской, Карагандинской областях. Низкий уровень безработицы наблюдался в Атырауской, Южно-Казахстанской, Алматинской и Актюбинской областях.
По итогам мониторинга социально-экономического развития сельских населенных пунктов в целом по республике насчитывалось 6936 сельских населенных пунктов (СНП), в том числе с высоким потенциалом развития 1310, со средним – 5192, с низким – 409. Наибольшее количество СНП с низким потенциалом развития приходится на Карагандинскую – 16,5%, Западно-Казахстанскую – 11,6% и Павлодарскую – 11,5% области. Наибольшее количество СНП с высоким потенциалом развития приходится на Алматинскую – 39,0%, Костанайскую – 38,5%, Акмолинскую – 29,8%, Кызылординскую –20,5% и Северо-Казахстанскую – 20,4% области.
СНП с низким потенциалом экономического развития находятся далеко от рынков сбыта товаров, имеют слабую социальную и производственную инфраструктуру, неблагоприятные природные, климатические и экологические условия. Проблемы дальнейшего развития экономики, обеспечения занятости и улучшения уровня жизни населения характерны и для приграничных районов, в результате чего происходит значительный отток населения из них, что ослабляет их экономический потенциал и рубежи страны.
В целом, для того чтобы нивелировать влияние на экономику регионов их сырьевого развития, необходимо развитие малого предпринимательства, для этого и была разработана и запущена программа «Дорожная карта бизнеса-2020».
Программа «Дорожная карта бизнеса-2020» постоянно совершенствуется, в том числе и по вопросу гарантирования кредитов для тех предпринимателей, у которых возникают проблемы с залоговым обеспечением. Так, для начинающих предпринимателей увеличена сумма предоставления гарантии до 70% от суммы кредита до 20 млн тенге.
- По информации счетного комитета, реализация программы «Дорожная карта бизнеса-2020» в 2012 году была не совсем успешна – 13,2 млрд тенге не освоено, рост регионального предпринимательства не обеспечен. Каким образом Минрегионразвития планирует отслеживать, контролировать эффективность реализации госпрограмм региональными, местными исполнительными органами?
- В настоящее время министерством ведется работа по подписанию соглашений по реализации программы между уполномоченным органом и акиматами, в рамках которой будет четко прописана ответственность за недостижение целевых индикаторов в рамках программы. Кроме того, будет усилена персональная ответственность акимов за неэффективное расходование выделенных бюджетных средств.
- Для улучшения бизнес-климата в регионах министерство планирует преобразовать механизм действия «ДКБ-2020». К какому времени новшества вступят в силу?
- Да, в очередном пакете вносимых изменений в программу предусматривается изменение механизма реализации инструментов государственной поддержки, в части улучшения и конкретизации условий прохождения проектов предпринимателей через стадии рассмотрения (РКС, БВУ, АО ФРП «Даму»), что позволит сократить время рассмотрения проектов и обеспечить полную координацию действий заинтересованных сторон.
Очередной пакет изменений планируется внести на рассмотрение в правительство в апреле текущего года.
- В этом году МРР намерено снизить количество разрешений для МСБ и внедрить их единый перечень, количество проверок также, по планам министерства, планируется оптимизировать. Можете озвучить, насколько сократится число разрешительных документов и проверок? Какие разрешительные документы и проверки будут упразднены? К какому времени единый перечень разрешений заработает?
- 19 июня 2012 года на заседании правительства была одобрена Концепция дальнейшего реформирования разрешительной системы на 2012-2015 годы. Проведена работа по инвентаризации разрешительных документов (процедур), по итогам которой выработаны рекомендации также по их оптимизации. Однако следует отметить, что данная работа не направлена на механическое сокращение разрешений, а имеет целью систематизацию оставшихся разрешений.
На сегодняшний день межведомственной комиссией по вопросам совершенствования разрешительной системы рассмотрены 435 разрешительных документов (процедур). Перечень этих разрешительных документов направлен на одобрение правительства.
В этой связи на данный момент сообщить точное количество разрешений, рекомендуемых на сокращение, пока преждевременно.
Одобренные рекомендации по оптимизации разрешительных документов будут отражены в проекте Закона «О разрешениях и уведомлениях», разработка и принятие которого предполагается в текущем году. Данным законом и будет утвержден единый перечень всех разрешительных документов.
- На какой стадии находится разработка законопроекта «О типовых разрешительных процедурах»? Определена ли его основная концепция? Что данный закон будет предусматривать? Чем облегчит ведение бизнеса в Казахстане?
- Проект Закона Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях» находится на стадии разработки. Его концепция была одобрена на межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности. Указанный законопроект направлен на снижение административного бремени путем единообразного правового регулирования разрешительной системы.
Установление одинаковых требований ко всем субъектам рынка с различными рисками возникновения негативных последствий приводит к тому, что для субъектов малой степени риска такие усредненные требования являются существенно завышенными, а для высокой группы риска неоправданно заниженными. В обоих случаях не достигаются цели государственного регулирования и создается существенное коррупционное поле.
Таким образом, Законом «О разрешениях и уведомлениях» будет предусмотрена классификация разрешительных документов и их категоризация по степеням опасности. Законом должны также устанавливаться рамочные процедуры и требования к рассмотрению документов и принятию решений государственными органами и порядок введения и отмены разрешительных и уведомительных инструментов.
При этом Закон Республики Казахстан «О лицензировании» будет поставлен на утрату с объединением его положений в новом едином законе.
Такой подход позволит унифицировать все разрешительное законодательство в одном законе, а также позволит избежать бесконтрольного введения новых разрешительных документов государственными органами.
- Как сообщалось, в министерстве ведется анализ законности проверок МСБ со стороны надзорных и правоохранительных органов, можете озвучить итоги проверок в текущем году? Имеется ли подобный анализ проверок МСБ за прошлый год? Сколько выявлено неправомерных проверок в 2012 году, какую долю от числа общего количества проверок они занимают?
- Мы анализируем проверки двух госорганов – Комитета государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РК и Комитета противопожарной службы Министерства по чрезвычайным ситуациям РК. Такая работа проводится в соответствии с поручением, данным главой государства на совещании от 23 января 2013 года.
Министерством совместно с генеральной прокуратурой разработан план мероприятий по реализации данного поручения, а в настоящее время проводится проверка указанных государственных органов во всех регионах республики.
По итогам проведенных проверок будут выработаны предложения по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности государственных органов.
При этом следует отметить, что министерством не ведется анализ законности проверок МСБ со стороны надзорных и правоохранительных органов. Так как этими вопросами занимается прокуратура, которая в соответствии с Законом РК «О прокуратуре» осуществляет высший надзор.
- В рамках «ДКБ-2020» планируется внедрить новый вид инструмента для поддержки женщин-предпринимательниц, молодых предпринимателей и инвалидов. Расскажите подробнее об этом инструменте.
- В настоящее время министерством разработан и находится на согласовании в государственных органах очередной пакет изменений в программу, в рамках которого предусматривается расширение сферы применения финансового инструмента поддержки, в виде предоставления грантов для начинающих субъектов предпринимательства, молодых предпринимателей, женщин, инвалидов и оралманов. Данная мера государственной поддержки уже реализуется в рамках программы, но только охватывает начинающих субъектов частного предпринимательства, срок государственной регистрации которых составляет менее одного года до даты объявления конкурсного отбора. Целевые гранты выделяются на безвозмездной и безвозвратной основе для реализации новых бизнес-идей, отличающихся оригинальностью и новизной. Максимальная сумма гранта для одного предпринимателя составляет три миллиона тенге.
Финансирование мер поддержки в форме грантов осуществляется за счет средств республиканского бюджета. Средства гранта предоставляются государством через местные исполнительные органы по итогам проводимых конкурсов по отбору начинающих предпринимателей на предоставление целевых грантов. При этом обязательным условием для участия в конкурсе является прохождение предпринимателем краткосрочного обучения на экспресс-курсах для начинающих предпринимателей «Бизнес-советник». Обязательным условием бизнес-проекта является софинансирование предпринимателем расходов на его реализацию в размере не менее 20 процентов от объема предоставляемого гранта.
- Итоги 2012 года показали, что в условиях Таможенного союза отечественные товаропроизводители проигрывают российским и белорусским предпринимателям. На Ваш взгляд, с чем связана, нынешняя ситуация? К какому времени казахстанские товаропроизводители обретут конкурентоспособность?
- Определенные трудности с выходом на рынки России и Беларуси продукции казахстанских предпринимателей существуют. В настоящее время сформирован и начал свою деятельность Консультативный комитет по вопросам предпринимательства Евразийской экономической комиссии под руководством Т. Сулейменова. В состав данного органа входят как представители уполномоченных государственных органов, так и представители бизнес-сообщества. Уверен, что деятельность комитета, направленная, в первую очередь на гармонизацию законодательства в сфере предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устранение и минимизацию барьеров, иных ограничений доступа субъектов предпринимательской деятельности на рынок заинтересованных сторон, позволит урегулировать возникающие проблемы при продвижении отечественных товаров на рынки России и Беларуси.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.