Франчайзинг по-китайски
Сегодня Китай – это огромная торговая площадка, равной которой нет нигде в мире. Словно блюдо китайской кухни, она пестрит много...Сегодня Китай – это огромная торговая площадка, равной которой нет нигде в мире. Словно блюдо китайской кухни, она пестрит многочисленными иностранными и доморощенными компаниями, которые успешно действуют на основе франчайзинга. В чем же секрет этой успешности?
Национальные особенности
Темпы развития китайской экономики поражают своей динамикой, статистические данные устаревают уже за полгода. Образно говоря, уровень китайской экономики 2007года в 9 раз выше, чем в 1978. Китай не только является мировым лидером по размерам привлеченных иностранных инвестиций, немного уступая США, но и достаточно твердо удерживает 4 место среди крупнейших экономик мира: США, Японии и Германии. Кроме того, страна имеет наиболее устойчивый экономический фундамент и не зависит от внешних потрясений. Например, финансовый кризис 1997 года, обваливший фондовые рынки соседних юго-восточных стран, почти не задел сам Китай. Но при этом уровень развития китайской экономической сферы все еще отстает от мирового и находится на так называемом этапе индустриализации, что обусловливает очень высокий рост ВВП и самой экономики.
Все эти факторы повлияли на возникновение большого количества франчайзинговых систем и, соответственно, выход Китая на лидирующие позиции в мире. Так, в 2011 году число франчайзинговых сетей в Китае перевалило за цифру 4 тыс., в то время как США едва достигли 3 тыс. Согласно последним данным в стране 480 тыс. франчайзи. Количество занятых работников во франчайзинговом секторе составляет около 10 млн. человек. Среднее число франчайзи на одну систему выросло с 60 до 83.
Конечно, сектор франчайзинга в Китае не настолько качественен как в США из-за большой доли иностранных компаний. В какой-то степени ситуация напоминает состояние казахстанского франчайзинга, где также доминируют иностранные бренды. Но в отличие от нас, в Китае представлены почти все бренды и франчайзеры категории «А», и история китайского развития многих из них насчитывает несколько десятков лет.
Активными игроками китайского франчайзингового сектора являются американские, европейские и азиатские бренды. Если сравнивать Китай с Японией, то здесь национальный сектор франчайзинга в большинстве своем представлен местными брендами.
Традиционно сложилось, что наиболее активно на китайском рынке франчайзинга действуют американские сети. Это КФС(KFC) и ее 2 тыс. точек, «Макдональдс» - около 1 тыс. точек, «Пицца Хат», «Старбакс» и т.д. Но лидером, среди них, безусловно, является «Кодак». Бренд, который выступает в Китае под торговой маркой KEX photo express и объединяет в своей сети более 9,2 тыс. фотосалонов. Огромная сеть KEX обусловлена тем, что сама компания осуществляет свою деятельность как совместное предприятие компании «Кодак» и государственной китайской компании, а китайские частные предприниматели являются франчайзи сети. По такому же принципу работает в Китае крупнейшая в мире франчайзинговая сеть компании «Сабуэй» (Subway Sandwich Shop), которая открылась в Пекине в 1995 году. Поскольку правительство страны старается максимально задействовать в каждом иностранном предприятии местных предпринимателей, такая форма ведения бизнеса очень популярна в Поднебесной.
Первые международные франчайзинговые бренды появились в Китае в конце 80-х годов. Сначала международные компании сами управляли своими торговыми точками и только с недавних пор начали продавать франшизы местным предпринимателям. Принятый в 1997году Китаем первый закон о франчайзинге под названием «Регулирование Коммерческого франчайзингового бизнеса» (Regulation on Commercial Franchise Business) упорядочил франчайзинговый сектор. Однако закон пришлось усовершенствовать в связи со вступлением Китая в 2001 году в ВТО. Вступление обязало страну снять все барьеры для иностранных инвесторов, что увеличило присутствие зарубежных компаний на рынке, и в том числе франчайзинговых брендов. Поднебесной пришлось разрешить иностранцам открывать собственные представительства без создания совместного предприятия. Тем не менее, негласно власти продолжают навязывать зарубежным компаниям сотрудничество с китайским бизнесом. В свою очередь конкурентный натиск со стороны иностранных франчайзеров активизировал рост родных китайских брендов.
Китайские рецепты
Предприятия национальной китайской кухни – самые главные представители франчайзинга страны Императоров. Популярность китайской кухни настолько высока, что многие международные сети фаст-фуд включают в свой рацион китайские блюда. Например, КФС ввел в меню своих китайских ресторанов такие традиционно китайские блюда, как суп из утки и жареная утка по-пекински.
Быстрорастущая сеть ресторанов «Малан» (Malan) не только в Китае, но и по всему миру - яркий тому пример. Свой первый ресторан за пределами страны компания открыла в Лос-Анжелесе в 1999 году, став, таким образом, международным брендом. Сегодня сеть «Малан» насчитывает более 500 ресторанов по всему миру. Фишка ресторана – сочетание знаменитой китайской лапши с современным форматом фаст-фуда, которое и вывело его в лидеры по количеству франчайзинговых точек. Теперь «Малан» активно догоняет своих иностранных конкурентов в лице «Макдональдс» и КФС.
Очень интересна франшиза пекинского ресторана Quan Ju De’s, который известен с середины 19-го века. «Пекинская утка», приготовленная в сети ресторанов Quan Ju De’s - настоящий кулинарный шедевр. Повара готовят блюдо по собственному рецепту, который держится в секрете уже более ста лет. Франчайзинговая сеть ресторанов Quan Ju De’s насчитывает сегодня более 60 ресторанов.
Розница догоняет
Китайские розничные сети также стремительно растут. Более 70% ритейла внедрило систему франчайзинга. Знаменитые восточные (китайские) супермаркеты популярны во всем мире и чаще всего управляются иммигрантами из Китая.
Все заметнее влияние Китая на мировую моду. Почти все известные бренды модной одежды представлены в Китае, а серийное производство этих торговых марок традиционно организуется в Поднебесной. Но широко пока только представлен сегмент недорогой одежды. Однако уже наметился явный процесс становления местных брендов более высокого уровня. Среди них торговая марка BELLVILES, которая активно развивается по франчайзинговой системе не только в Китае, но и во всем мире.
Восток – дело тонкое
И хотя только 37 % населения страны живет на восточном побережье, более 58 % китайской экономики сосредоточено именно здесь. Главные столицы франчайзинга - Пекин, Гуанчжоу, Шанхай, который используется многими франчайзерами, как ворота для входа на рынок Китая. Примечательно, что Гонконг, который хоть и является частью Китая, экономически позиционирует себя отдельно от континента. Такое деление наблюдается и во франчайзинговом секторе, что позволяет прибавить к общей китайской статистике еще 500 франчайзинговых систем.
Олимпийский франчайзинг
На развитие франчайзинга в Китае также оказало влияние Олимпийские игры в Пекине. Вообще, традиционно олимпийское информационное пространство используют крупные мегабренды франчайзинга. Это и реклама на бортиках, на формах, аксессуарах и ТВ реклама. Как правило, основным спонсором Олимпиады выступает Макдональдс . И на этот раз генеральным спонсором Олимпийских Игр который выступил «Макдональдс», пригласивший в качестве своего спортсмена, игрока «Хьюстон Рокетс» (Houston Rockets) – Яо Минг (Yao Ming). И, конечно же, кухня для спортсменов была организована этим же брендом. А официальным организатором олимпийской деревни объявлена сеть отелей Super 8 Hotels- еще один крупный бренд фрачнайзинга.
Для казахстанских бизнесменов, несомненно, будет небезынтересен опыт Китая в развитии рынка франчайзинга. В будущем, возможно иностранные компании будут выходить на наш рынок не только через Россию и Турцию, но и через Китай.