Грузоперевозки: как обеспечить безопасность логистической цепочки

На рынке сохраняется проблема договорных сделок, когда логисты предприятий отдают выгодные грузы «своим» водителям
Фото: Руслан Пряников

Автор: директор казахстанского представительства международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU» Рената Зобова

Безопасность грузоперевозок сегодня — это не только сохранность груза, но и обеспечение непрерывности процессов на всех уровнях логистической цепочки. Как грузовладельцам и перевозчикам повысить уровень безопасности бизнеса? Мы выделяем три основных направления по обеспечению безопасности деятельности грузоперевозчика и грузоотправителя: грамотное планирование, организация процессов, анализ деятельности компании.

Планирование с опорой на данные

Первый этап обеспечения безопасности бизнеса в сфере грузоперевозок — грамотное планирование, которое базируется на анализе рынка, выявлении тенденций и определении наиболее перспективных направлений развития компании.

Анализировать рынок стало проще с появлением цифровых логистических платформ. Они собирают данные по заявкам, заключенным сделкам и ставкам, некоторые — открывают аналитику для своих пользователей. Использование таких сервисов помогает регулярно анализировать рынок, отслеживать изменения в спросе и предложении на различные виды грузов и направления. В итоге компании принимают обоснованные стратегические решения на основе данных о рыночных трендах и изменениях тарифов.

Так, например, цифровой сервис может показывать изменение средних ставок на конкретных маршрутах в режиме реального времени. Понимание актуальной стоимости услуги снижает риски финансовых потерь от невыгодных контрактов у перевозчиков. Для грузоотправителя — это возможность избежать потерь в результате выставления необоснованного прайса.

Безопасная организация логистического процесса

Одним из ключевых процессов в логистике является выбор контрагентов. Это актуально как для грузовладельцев, так и для грузоотправителей.

С появлением логистических платформ проверить партнеров стало проще: там есть профили пользователей и паспорта участника, а также сервисы для многоуровневой проверки потенциальных контрагентов. Можно посмотреть рейтинг компании и отзывы, а также использовать возможности искусственного интеллекта. Например, ИИ в логистике анализирует стиль поведения участников платформы, выявляя нестандартную активность грузоперевозчика или логиста. Это может свидетельствовать о смене владельца аккаунта, что требует дополнительных проверок на благонадежность. Интеллектуальная система может объективно оценить деятельность каждого пользователя на основании прошлых сделок и других параметров. Кстати, подделывать отзывы в зрелых ИТ-платформах, как правило, не получается.

Безопасность логистики также связана со справедливым распределением грузов среди перевозчиков. На рынке сохраняется проблема договорных сделок, когда логисты предприятий отдают выгодные грузы «своим» водителям. Это влияет на репутацию компании, а также способствует формированию невыгодной цены, в которую могут закладывать «коррупционную составляющую». Эти риски убирает логистическая платформа, которая автоматизирует процесс выбора исполнителя и обеспечивает его прозрачность. Так, можно организовывать торги в закрытом контуре — на своей площадке среди доверенных перевозчиков. А экспедиторы могут настроить автоматическое копирование грузов с площадки грузоотправителя и автоматизировать их распределение среди своих перевозчиков.

Еще один важный организационный аспект — документооборот. Мало довезти груз из точки А в точку В по приемлемой цене, необходимо обеспечить весь маршрут следования правильными документами, своевременно оформленными и легкодоступными для всех участников перевозки. Электронный документооборот позволяет не только упростить взаимоотношения, сделав их прозрачными, но и помочь в корректном оформлении самих документов. Это очень важно при международных перевозках, когда документы должны соответствовать еще и национальным стандартам конкретной страны.

Специализированные сервисы в рамках логистических ИТ-платформ позволяют в автоматизированном режиме подготовить весь пакет документов, нужный для перевозок, в том числе для таможенных процедур. Во время самой перевозки все участники процесса могут оперативно обмениваться документами и информацией в режиме «одного окна». Документы доступны и водителям в мобильном приложении — если потребовалось предъявить их по пути.

Кстати, мобильное приложение водителя — это способ отслеживать перемещение груза в режиме реального времени. И здесь уже речь о его сохранности — значительно снижаются риски кражи и потери груза.

Стратегические решения на основе анализа деятельности

Наконец, важно проанализировать проделанную работу — найти проблемные зоны и точки роста. Так, логистические сервисы позволяют в автоматическом режиме формировать отчеты — как по готовым шаблонам, так и с помощью встроенных конструкторов. Можно не только в общем «подвести баланс» конкретной сделки, но и оценить эффективность всех ее этапов. Начиная, например, с оценки ресурсоемкости процедур поиска клиентов, процесса заключения сделки, внутренних коммуникаций по ее сопровождению и заканчивая отслеживанием возможных сложностей с документооборотом. Это позволяет оценить эффективность работы, оптимизировать бюджет и принимать правильные стратегические решения для развития бизнеса.

При «ручном управлении» процессом в интерфейсах разных ИТ-систем и разрозненных чатах в мессенджерах такой анализ почти невозможен и сам по себе занимает много времени с высокой вероятностью неверных выводов. Автоматизация процессов и их анализ с помощью искусственного интеллекта позволяют получить максимально корректную аналитику по многим параметрам в кратчайшие сроки.

Таким образом, безопасность грузоперевозок связана с автоматизацией — сложно отделить одно от другого. Использование современных технологий и ИТ-инструментов для управления логистикой позволяет сделать всю логистическую цепочку прозрачной — а значит, более безопасной и оптимальной с точки зрения баланса расходов и доходов бизнеса.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤