ЕЭП откроет возможности не для всех

После истечения переходного периода при вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО) конкуренция между банками может обост...

После истечения переходного периода при вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО) конкуренция между банками может обостриться. Так, например, будут сняты ограничения по открытию филиалов иностранных банков. В то же время рынок страхования может оживиться за счет появления возможности перестраховать риски без коммерческого присутствия иностранной страховой организации на территории Казахстана. Как еще Единое экономическое пространство (ЕЭП) повлияет на ситуацию в стране в эксклюзивном интервью «Капитал.kz» рассказал Данияр Акишев, заместитель председателя Национального банка Республики Казахстан.

- Каковы цели и принципы формирования ЕЭП? Что дает Казахстану участие в интеграционных процессах?
- Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.

Принцип «четырех свобод», используемый в рамках европейской экономической интеграции, заложен и в основу формирования ЕЭП. Это – обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников. Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами.

Свободное движение товаров, услуг, капитала, рабочей силы создает предпосылки для эффективного развития за счет снижения барьеров, ускорения экономических процессов, снижения временных издержек, создания новых рынков сбыта. Казахстан, конечно же, заинтересован в создании этих несомненных преимуществ интеграции и поэтому является активным участником интеграционных процессов.

 - Как будет осуществляться деятельность на финансовых рынках в рамках создания Единого экономического пространства?
 - Среди соглашений, подписанных главами государств в декабре 2010 года, подписаны Соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала и Соглашение о торговле услугами и инвестициях в государствах-участниках ЕЭП.

В рамках первого соглашения предусматриваются меры по гармонизации законодательства в области финансового регулирования, в том числе требований законодательства в банковской сфере, страховании, рынке ценных бумаг, валютном рынке. Кроме того, предусмотрены совместные действия сторон по обеспечению транспарентности деятельности участников финансового рынка. Результатом должно стать формирование общего финансового рынка с получением доступа для финансовых компаний стран-участниц ЕЭП на национальные рынки друг друга.

Среди положительных эффектов ожидается рост доступности финансовых  ресурсов для казахстанских финансовых организаций наряду с усилением конкуренции со стороны финансовых организаций стран ЕЭП. Также следует ожидать и увеличение объемов оказываемых на казахстанском рынке услуг банков, страховых компаний и участников рынка ценных бумаг Российской Федерации и Республики Беларусь.

Однако необходимо принимать во внимание, что в рамках либерализации условий для ведения финансовой деятельности не подразумевается унификация регуляторных требований, что автоматически создает условия для проведения регуляторного арбитража. Разные по степени жесткости требования к капитализации и ликвидности, а также требования по формированию провизий на случай обесценения активов создают условия для перетока капитала и ликвидных активов из стран с более жесткими регуляторными требованиями в страны с относительно мягким регулированием.

 - В таком случае как будет решаться вопрос унификации регулирования и надзора финансовых организаций?
 - В рамках Соглашения о торговле услугами и инвестициях в государствах-участниках ЕЭП будут создаваться гармонизированные требования по регулированию и надзору финансовых организаций в соответствии с основополагающими международными принципами (Базельского комитета по банковскому надзору и др.) и лучшей международной практикой.

Так, к концу 2013 года должно быть заключено Соглашение о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках государств-участников ЕЭП. К 2015 году планируется рассмотрение создания наднационального органа по регулированию финансового рынка государств-членов ЕЭП.

Завершение процесса гармонизации национальных законодательств в сфере финансовых услуг предполагается к 1 января 2020 года.

Также указанным соглашением оговорено стремление сторон к взаимному признанию с 1 января 2020 года лицензий на осуществление видов деятельности в секторах финансовых услуг, выданных на территории любой другой страны-члена ЕЭП.

 - Останутся ли какие-либо национальные ограничения в отношении открытия филиалов, представительств, учреждения или приобретения юридического лица в сфере финансовых услуг?
 - В соответствии с Соглашением о торговле услугами и инвестициях в государствах-участниках ЕЭП каждой стороне предоставляется одинаково благоприятный режим создания, учреждения, приобретения юридического лица, открытия филиала и/или представительства на своей территории.

Однако индивидуально для каждой страны-члена ЕЭП разработаны национальные перечни, содержащие сохраняемые ограничения.

Это касается требований резидентства для осуществления некоторых видов деятельности, например, для деятельности, на осуществление которой требуется лицензия, и пр.

Следует отметить, что среди сохраняемых Казахстаном ограничений важным моментом является законодательное запрещение открытия филиалов финансовых организаций–нерезидентов на территории нашей страны.

 - Каким образом будут согласовываться макроэкономическая  политика в целом, а также политика в области обменного курса?
- В контексте поступательного сближения интегрирующих экономик важно было определиться с единым направлением макроэкономического развития. Этой цели служит Соглашение о согласованной макроэкономической политике, в котором определены порядок ее координации, количественные параметры экономических показателей, а также показатели для мониторинга с целью определения степени интеграции и экономической стабильности.

При этом необходимо отметить, что центральные (национальные) банки государств-участников ЕЭП могут проводить денежно-кредитную и курсовую политику независимо от согласованных интервальных значений макроэкономических показателей (цена на нефть марки Brent, темпы развития мировой экономики, курс национальных валют сторон к доллару США и (или) евро).

Вопросы политики обменного курса являются особенно важными, поскольку необходимо создать условия для расширения использования национальных валют во взаимных расчетах государств-участников ЕЭП.

Договор о согласованной валютной политике (заключенный в реализацию Соглашения о согласованных принципах валютной политики) как раз закрепляет принятие сторонами мер по координации курсовой политики, содействию расширению использования национальных валют во взаимных расчетах, созданию условий для размещения своих валютных активов в национальных валютах государств ЕЭП.

Органом, координирующим проведение согласованной макроэкономической политики, определена Комиссия Таможенного союза. Координация курсовой политики осуществляется Консультационным советом по валютной политике, в состав которого входят руководители центральных (национальных) банков или их заместители.

 - В продолжение темы валютной политики: насколько сильно отличается валютное законодательство трех государств в настоящее время, и как это влияет на интеграционный процесс по созданию ЕЭП?
- В законодательствах государств-участников ЕЭП в части регулирования валютных правоотношений отсутствуют какие-либо принципиальные различия,  способные оказывать влияние на интеграционный процесс.

 - Может ли реализация Соглашения о согласованных принципах валютной политики создать издержки для казахстанской экономики в результате отмены валютных ограничений?
 - Целью Соглашения о согласованных принципах валютной политики является гармонизация правового поля для проведения согласованной валютной политики на территории государств-участников ЕЭП. Целевые ориентиры  для дальнейшей либерализации валютного режима государств-участников ЕЭП, предусмотренные соглашением, основываются на наиболее либеральных принципах, действующих на момент принятия Соглашения  в валютном законодательстве одного из государств-участников ЕЭП. Так, на сегодняшний день валютные режимы в Казахстане и России являются более либеральными, чем в Республике Беларусь.

 В Казахстане с 2007 года сняты все валютные  ограничения на проведение валютных операций движения капитала и созданы условия для полной конвертируемости тенге не только по текущим, но и капитальным операциям.

Существующие на сегодня процедуры валютного регулирования – регистрация крупных валютных операций, уведомление о наиболее значимых валютных операциях, экспортно-импортный валютный контроль, не налагая ограничений на сам факт проведения операции, ставят перед собой цель сбора достоверной информации о характере и объеме валютных операций.

Таким образом, нормы принятого соглашения не повлекли каких-либо изменений в действующем валютном законодательстве Казахстана, равно как и не оказали негативного влияния на казахстанскую экономику (в том числе в части оттока капитала).

В перспективе свобода движения капитала и отсутствие ограничений на проведение валютных операций в рамках ЕЭП, углубление интеграционных процессов, развитие торгово-экономических связей создадут реальные предпосылки и условия для повышения роли национальных валют во взаиморасчетах между резидентами государств-членов ЕЭП.

 - Как обязательства, принимаемые Казахстаном в рамках ЕЭП, согласуются с обязательствами, требуемыми ВТО? Нет ли в них противоречий?
 - Формирование и деятельность ЕЭП осуществляются с учетом норм и правил Всемирной торговой организации. Это отражено в Концепции формирования ЕЭП. К тому же, не стоит забывать, что один из членов ЕЭП – де-факто член ВТО.

При этом в рамках Соглашения о торговле услугами и инвестициях в государствах–участниках ЕЭП Казахстан сохранил за собой ряд ограничений в рамках Законов «О рынке ценных бумаг», «О банках и банковской деятельности», «О страховой деятельности» и др.
 
Аналогичные обязательства Республика Казахстан принимает и в рамках Перечня специфических обязательств по сектору финансовых услуг перед странами-участницами ВТО. В целом список сохраняемых Казахстаном ограничений по указанному соглашению и был составлен с учетом Перечня ВТО.

Необходимо учитывать, что ряд обязательств, принимаемых по ВТО, по истечении переходного периода подлежит пересмотру в части снятия некоторых ограничений. В частности, по истечении переходного периода будут сняты ограничения по открытию филиалов иностранных банков, страховых/перестраховочных организаций и страховых брокеров. Будет предоставлена возможность осуществления прямого страхования/перестрахования рисков (то есть без коммерческого присутствия иностранной страховой/перестраховочной организации на территории Казахстана), а также оказания посреднических услуг в части страхования/перестрахования крупных рисков.

Кроме того, есть требования ВТО, не нашедшие отражения в соглашениях ЕЭП. Это касается требований к размеру активов иностранного родительского банка и страховых организаций, ограничений работы филиалов иностранных банков на розничном рынке, требований по опыту работы родительской страховой/перестраховочной организации для открытия филиала.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤