Луис Ривера: Страны ЦА должны сфокусироваться на развитии альтернативных торговых маршрутов
Глава миссии USAID Central Asia о транснациональном сотрудничестве, развитии торговли в регионе, санкционных рисках и инвестициях в КазахстанКак развиваются торгово-экономические отношения Казахстана со странами Центральной Азии? Какие позиции необходимо укреплять в регионе? Что может послужить стимулом для диверсификации экономики РК? Насколько значимы в условиях сложившейся геополитической ситуации и стратегического партнерства с Россией риски вторичных санкций для Казахстана? А также какие факторы могут препятствовать росту иностранных частных инвестиций в страну? Об этом корреспондент центра деловой информации Kapital.kz побеседовал с директором региональной миссии USAID Central Asia Луисом Риверой.
Во время разговора собеседник подчеркнул, что деятельность USAID в Центральной Азии направлена на повышение экономического процветания в регионе, поддержку энергетики, торговли и управление трансграничными водами.
Он отметил, что в течение последних 12 лет на Центрально-Азиатском торговом форуме USAID были подписаны контракты с региональными компаниями на сумму более 32 млн долларов. Между тем в мероприятии приняли участие более 10 тыс. представителей государственных и коммерческих структур из 25 стран Центральной и Южной Азии, Европы и США.
- Мистер Ривера, как бы вы сегодня оценили торгово-экономические отношения Казахстана со странами Центральной Азии? На ваш взгляд, какие позиции необходимо укреплять в регионе? Что бы вы могли порекомендовать Казахстану?
- Прежде всего хотелось бы подчеркнуть, что за последние два десятилетия страны Центральной Азии добились значительного прогресса в вопросах торговли. С 2000 года внешнеторговый оборот в регионе вырос в семь раз, а если взять более поздний период, с 2018 по 2022 год этот показатель увеличился на 73% - с 6 до 10 млрд долларов.
Сегодня Казахстан является лидером торговли в Центральной Азии, на его долю приходится 80% общего объема внутренней торговли.
При этом следует отметить, что в регионе до сих пор остается высокой стоимость транспортировки товаров. В связи с этим мы рекомендовали бы Казахстану провести необходимые реформы, тем самым подавая пример другим странам региона.
Со своей стороны в рамках программы USAID по торговле в Центральной Азии мы предложили ряд инициатив для укрепления торгово-экономического сотрудничества, в том числе содействуем упрощению процедур перевозок и снижению торговых барьеров. Именно торговые барьеры – уже на протяжении многих лет остаются самым насущным вопросом в регионе.
В свою очередь мы помогаем экспортерам из Центральной Азии осваивать новые рынки и расширять доступ стран к нетрадиционным для них отраслям, таким, например, как швейное производство.
Кроме того, в настоящее время мы участвуем во внедрении цифровых технологий для упрощения процесса пересечения границ. К слову, USAID инвестировал в проекты по торговле и развитию предпринимательства в Центральной Азии 72 млн долларов.
- Можете подробнее рассказать, что это за инвестиции, на какие проекты они были направлены?
- В июле прошлого года наша программа по торговле в Центральной Азии получила запрос от Министерства транспорта Республики Казахстан на поддержку цифровизации и автоматизации операций в морском порту Курык.
Совместно с портом мы договорились о закупке терминальной операционной системы (TOS), которая отслеживает и управляет всеми операциями цепочки поставок в грузовых портах. Хочу пояснить, что эта цифровая платформа предназначена для того, чтобы упростить координацию всех элементов логистики терминала, включая суда, грузовики, краны, поезда и портовый персонал. Кроме того, она отслеживает движение грузов, оптимизирует использование активов и анализирует данные для поддержки принятия решений по оптимизации внутренних функций порта.
Мы уверены, что наши инвестиции в это направление позволят облегчить обмен данными с планируемыми терминалами, сократят время обработки и оптимизируют работу порта.
Сейчас мы находимся в процессе закупки услуг и ожидаем, что разработка и развертывание TOS начнутся к 15 мая текущего года.
Также мы гордимся тем, что внесли свой вклад в казахстанскую систему электронного таможенного оформления «Кеден». Ранее мы уже принимали участие в создании подобных систем в других странах региона, поэтому знаем, что благодаря таким интегрированным цифровым решениям перемещение грузов становится более упорядоченным и эффективным.
Если быть точными, то запуск проекта «Кеден» и модернизация таможенной системы позволят сократить время пересечения границы в два раза. А пропускная способность в пунктах пересечения границ должна увеличиться в шесть раз.
Мы считаем, что в результате реализации этих проектов увеличится объем региональной торговли, что, безусловно, приведет к экономическому росту и созданию новых рабочих мест по всей Центральной Азии.
- Не отдаляясь от темы торговли, каким вы все-таки видите будущее сотрудничества стран Центральной Азии?
- Я считаю, что странам Центральной Азии нужно укреплять торговые взаимоотношения, действовать сообща, а не конкурировать друг с другом, как пять отдельных независимых государств. Очень важно объединить усилия в данном направлении и провести для этого необходимые реформы. Только тогда Центрально-Азиатский регион сможет продвигать свои позиции уже непосредственно на глобальном уровне, следуя общим целям.
В этом мы полностью согласны с докладами ЕБРР, Всемирного банка, ОЭСР и нашими собственными оценками USAID.
Самым правильным решением на данный момент является создание альтернативных торговых маршрутов. Сегодня весь мир наблюдает за тем, как развиваются события по организации Транскаспийского коридора, который приобретает все большее значение для торговли между Азией, Кавказом и Европой. На наш взгляд, если страны региона сфокусируются на этом, тогда они получат целую плеяду возможностей, в частности, речь идет о выходе на новые перспективные рынки.
К слову, транснациональное сотрудничество поможет Казахстану проработать вопросы экономической диверсификации.
- Говоря про диверсификацию экономики, какие отрасли, на ваш взгляд, необходимо развивать Казахстану для того, чтобы уйти от сырьевой направленности?
- Природные ресурсы стали главным источником, который помог Казахстану с момента своей независимости трансформироваться в страну со средним доходом, каковой она сейчас является. Однако экономика Казахстана до сих пор продолжает оставаться завязанной на нефти и газе.
Вместе с тем, когда мы говорим, что государству необходимо уделять больше внимания вопросам диверсификации экономики, я хотел бы обратить внимание на инвестиции в человеческий капитал, то есть в молодежь. Именно молодые люди являются тем самым благополучным будущим Казахстана, ведь от них будет зависеть дальнейшая судьба страны.
Что касается сфер, которые следует укреплять Казахстану, то это прежде всего - цифровые технологии, затем транспорт, туризм и сельское хозяйство.
- Касательно сельского хозяйства, как вы считаете, насколько оправданы субсидии государства в эту сферу?
- Отвечая на ваш вопрос, приведу такой пример. На днях я посещал Западно-Казахстанскую область и увидел, что там выращивают рисовые поля. Вы знаете, что выращивание этой культуры является очень водозатратным мероприятием, а воды не хватает в Казахстане, это ограниченный ресурс здесь.
Если задуматься, насколько выращивание риса в таких условиях будет устойчивым, то можно оценить обоснованность тех или иных субсидий. Поэтому, видите, как важно продумывать все эти вопросы еще на берегу.
Другой пример - субсидии в сферу торговли. Недавно на заседании Комитета сотрудничества РК - ЕС в торговой конфигурации в Брюсселе, где обсуждалось развитие Транскаспийского среднего коридора, мы стали свидетелями, как Правительство Казахстана выразило намерение субсидировать данное направление. На наш взгляд, это правильное решение, которое приведет к увеличению объемов передвижения товаров из Европы в Азию и обеспечит постоянный спрос со стороны экспортеров и импортеров.
- А как вы тогда оцениваете риски вторичных санкций для Казахстана в условиях сложившейся геополитической ситуации и стратегического партнерства с Россией?
- Это сложный вопрос, но я на него отвечу.
Прежде всего хочу сказать, что геополитическая ситуация сейчас непростая по всему миру. В свою очередь США и Казахстан установили продуктивные взаимоотношения, в том числе по вопросам санкций и экспортного контроля. Мы высоко оцениваем диалог, который сложился между нашими странами по этому вопросу и выражаем признательность за то, что Казахстан соблюдает санкционный режим, тем самым противодействуя войне, которую ведет Россия. Мы хотим, чтобы в таком же конструктивном ключе наше взаимодействие и продолжалось.
Помимо этого, мы стремимся обеспечить диверсификацию экономики, торговых маршрутов и деловых партнеров Казахстана, чтобы страна достигла большего процветания, стала более независимой и в меньшей степени полагалась на какого-то одного партнера. Если ранее на горизонте партнерства перед Казахстаном было представлено в основном две страны - Россия и Китай, то сейчас, когда мы говорим о торгово-экономических возможностях в условиях геополитической ситуации, то очевидно, что вашей стране необходимо искать выходы на новые рынки.
Мы осознаем, что санкционная повестка непреднамеренно негативно сказывается на экономике Казахстана. И здесь мы тоже прорабатываем вопросы с местными банками, представителями бизнеса и правительства, чтобы лучше понимать и минимизировать нежелательные последствия.
Хочу добавить, что представители Правительства США обсуждают сотрудничество Казахстана с американскими бизнесменами и политиками, чтобы предотвратить превышение санкционных ограничений и привлечь больше американских компаний в страну.
Кроме того, мы постоянно организуем тренинги и сессии вопросов и ответов для государственного и частного секторов Казахстана, помогая всем сторонам понять, какие виды экономических отношений могут создавать санкционные риски.
- Однако надо учесть, что Казахстан во многих сферах зависит от России, полный или даже частичный отказ от этого партнерства может негативно сказаться на экономике страны...
- Я хочу уточнить, мы признаем, что Казахстан не может отойти от России в краткосрочной перспективе. И мы, как часть донорского сообщества, не хотим, чтобы санкции и их последствия оказали негативное влияние на Казахстан. Именно поэтому мы и поддерживаем идею Транскаспийского коридора в качестве альтернативного маршрута.
- Как вы сегодня оцениваете инвестиционный потенциал Казахстана? Что, на ваш взгляд, может препятствовать росту иностранных частных инвестиций в экономику страны?
- На самом деле здесь есть много преимуществ и недостатков.
Прежде всего, я хотел бы отметить стратегически выгодное положение Казахстана в качестве преимуществ. Как я уже говорил, страна обладает богатыми природными ресурсами. В свою очередь проводимые за 30 лет реформы привели ее к экономическому росту и позволили привлечь большой объем иностранных инвестиций в разные секторы.
Согласно отчету Doing Business, определяющему степень конкурентных преимуществ и инвестиционной привлекательности стран, в 2020 году Казахстан занял самое высокое место в регионе и обошел даже ряд европейских государств. Это довольно серьезное достижение. Так же как и создание Международного финансового центра «Астана», который предоставляет возможности для размещения иностранных компаний в Казахстане.
Однако есть ряд факторов, которые могут препятствовать росту иностранных частных инвестиций в экономику страны.
Одной из серьезных проблем, отмечаемых организацией Transparency International, является коррупция и отсутствие прозрачности. Несмотря на то, что положение Казахстана в рейтинге постепенно улучшается, обеспокоенность мировых инвесторов возникает по поводу правовых и регуляторных рисков.
Я полагаю, что президент страны Касым-Жомарт Токаев эту ситуацию видит и проводит соответствующие мероприятия, однако еще есть над чем работать.
Существуют и другие проблемы, такие как ограниченность инфраструктуры и чрезмерная бюрократия.
Чтобы преодолеть эти сложности и полностью раскрыть свой инвестиционный потенциал, мы считаем, что Казахстану в первую очередь следует продолжать укреплять верховенство закона. То есть инвесторы должны быть уверены в правовой инфраструктуре страны, быть спокойными за свои инвестиции, это позволит им с большей уверенностью направлять капитал в долгосрочные проекты.
Также этому может способствовать повышение прозрачности ведения бизнеса, например, путем дальнейшего внедрения передовой международной нормативной правовой базы.
Мы видим, что в последние годы Казахстан активно инвестирует в развитие транспортной инфраструктуры, в том числе в строительство и модернизацию автомобильных и железных дорог, портов и логистических центров. Думаю, что работа в этом направлении должна быть продолжена.
Все эти пункты помогут укрепить доверие со стороны иностранных инвесторов и в конечном итоге приведут к устойчивому экономическому развитию страны.
- Спасибо за интервью!
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.