ЕПФ может стать прототипом советской столовой
В прошлом номере «Капитал.kz» было опубликовано интервью с заместителем премьер-министра Казахстана Кайратом Келимбетовым, в кот...В прошлом номере «Капитал.kz» было опубликовано интервью с заместителем премьер-министра Казахстана Кайратом Келимбетовым, в котором он рассказал о механизмах функционирования пенсионной системы при создании Единого пенсионного фонда (ЕПФ). Материал вызвал огромный интерес как со стороны читателей, так и со стороны игроков рынка. В этом номере своим мнением о предстоящей реформе пенсионной системы с «Капитал.kz» решил поделиться Айдар Алибаев, глава Ассоциации пенсионных фондов Казахстана.
- Сейчас активно обсуждается вопрос реформирования пенсионной системы. В частности, предлагается создать Единый пенсионный фонд, который будет аккумулировать активы вкладчиков. Как Вы оцениваете данные шаги государства по реформированию пенсионной системы?
- Чтобы накопительная пенсионная система функционировала эффективно, необязательно государству торопиться создавать ЕПФ, достаточно сохранить и улучшить то, что уже есть.
Наши чиновники в стремлении реформировать действующую пенсионную систему сломают то, что функционирует на протяжении 15 лет и ничего не создадут взамен. Аналогичную картину можно видеть в образовании, в здравоохранении, в других сферах.
Создание ЕПФ путем слияния счетов преподносится некоторыми чиновниками как некий прорыв, который приведет к повышению эффективности системы. На самом деле, на мой взгляд, это просто слова. И существуют очень высокие риски, что если будет создан ЕПФ, то ситуация в пенсионной системе может повторить ту, которую мы наблюдаем в других сферах. Есть очень высокий риск того, что мы можем разрушить то, что уже имеем, ничего не построив взамен.
Представьте, что с 1998 года тысячи специалистов частного сектора создавали накопительную пенсионную систему по кирпичику. Разрабатывались программы, ведь это высокотехнологичный бизнес как в финансовой, так и в социальной сферах. И вдруг появляется предложение, что за несколько месяцев, до июля 2013 года необходимо это все поменять. Даже обозначенные сроки показывают нестерпимое желание как можно быстрее добраться до пенсионных активов и подтверждают тот факт, что наработанная годами пенсионная систем может быть разрушена.
Чисто технологически объединить счета в единую базу до июля в принципе нереально. Так, два фонда могут сливаться около года, и даже тут возникают трудности при совмещении баз данных. Бывает, что отличаются программное обеспечение, методология подхода в учете фондов, счета которых планируется слить.
- Но ведь в настоящее время пенсионные фонды показывают низкую доходность активов. Как можно исправить текущую ситуацию?
- Я согласен, что на протяжении последних лет доходность пенсионных фондов оставляла желать лучшего. Частенько они находились в отрицательной зоне – на уровне ниже инфляции. Но это не означает, что какие-то механизмы необходимо предпринимать второпях. Иногда, чтобы ситуация выправилась, достаточно не вмешиваться в нее.
Сейчас общеэкономическая ситуация в стране требует перемен, кризисные явления затронули практически все сферы. И строительный бизнес, и финансовую сферу. Это в том числе влияет на доходность НПФ. Доходных финансовых инструментов на бирже не было на протяжении всего периода функционирования накопительной пенсионной системы. Иными словами, государство поставило пенсионные фонды в такие условия. Поэтому игроки пенсионного рынка показывают такие доходы не потому, что они не хотят зарабатывать больше, а потому, что у них нет эффективных инструментов. Если Министерство финансов РК выпускает государственные ценные бумаги с доходностью заведомо ниже уровня инфляции, НПФ их вынуждены будут брать из-за отсутствия альтернативы. О какой доходности тут можно говорить?
Например, заместитель премьер-министра РК Кайрат Келимбетов говорит о том, что при создании ЕПФ эффективность пенсионных активов будет повышена. Даже если на рынке появится единый фонд, откуда он будет брать доходность? Только за счет того, что на рынке появится ЕПФ, на фондовой бирже не появится больше высокодоходных инструментов. Откуда им взяться? На рынке ничего не изменится: та же фондовая биржа, то же государство с кризисными явлениями в экономике, те же бумаги Министерства финансов РК с низкой доходностью.
И когда г-н Келимбетов заявляет о том, что Нацбанк РК обеспечит высокую доходность, это заявление тоже можно поставить под сомнение. При этом отмечу, что главный банк страны показал себя не как самый лучший управляющий. Так, за 2011 год доходность Национального фонда РК не превысила 1,37%. За 2012 год данные пока не обновились. Это та доходность, которую нам может обеспечить Нацбанк РК при помощи внешних управляющих.
К слову, если говорить о доходности НПФ, то за 15 лет существования накопительной пенсионной системы суммарный накопленный уровень доходности в 1,5 раза превысил накопленный уровень инфляции.
Г-н Келимбетов в своем интервью «Капитал.kz» сказал, что эти изменения не имеют никакого отношения к принципам накопительной пенсионной системы. Он упомянул о том, что накопительная система сохранится, и в дальнейшем будет продолжена работа над ее совершенствованием. Но при создании ЕПФ разрушается самый главный принцип – конкуренция. Должны будут самоликвидироваться частные пенсионные фонды. И именно в этом заключается основополагающий переворот – частная система превратится в государственную.
И здесь возникает еще один вопрос – нарушение прав вкладчиков. Например, вкладчик, заключивший договор с частным НПФ, сделал свой выбор на конкурентном поле, которого его в будущем хотят лишить. На каком основании без согласия вкладчика пенсионные накопления будут переведены в ЕПФ? Я, как вкладчик, против такого исхода дел. Сегодня именно в частных пенсионных фондах сконцентрировано около 4 млн человек. И около 1,5 млн вкладчиков в государственных НПФ, таких как АО «Государственный накопительный пенсионный фонд» и НПФ «УларУміт». Представьте, что 4 млн счетов вкладчиков, добровольно заключивших договор с частными фондами, обяжут перевести средства государству. Далеко не все на это могут положительно отреагировать. Это аналогично тому, что деньги, которые казахстанцы хранят на своих депозитах, в один день без их спроса решат перевести в один государственный банк. Люди разместили на счетах свои личные средства, такие же личные деньги размещены в частных НПФ.
Повторюсь, что здесь будут нарушены права вкладчика, условия договора и даже нарушены права человека. А если человек не видит необходимости переводить свои накопления государственным чиновникам? Я, например, не доверяю таким госслужащим как г-н Келимбетов. Я не хочу, чтобы такие чиновники управляли моими пенсионными накоплениями.
- Какие еще отрицательные моменты в создании ЕПФ Вы видите?
- Будут затронуты интересы частного бизнеса. Предприниматели, которые открывали этот бизнес, получали лицензию на создание частного пенсионного фонда, вкладывали серьезные деньги в уставный капитал, в технологии, люди могут потерять свой бизнес, понести убытки.
Это отрицательно отразится на инвестиционной репутации страны, на ее инвестиционном климате со всеми вытекающими последствиями.
Ранее глава Национального банка РК Григорий Марченко говорил, что частные НПФ могут выкупаться. Если это произойдет, то за какие деньги они будут выкуплены? Ведь стоимость этих частных фондов может доходить до $2-4 млрд. За деньги налогоплательщиков?
Более того, в настоящее время 90% пенсионных активов размещено внутри страны. Так, 50% находится в бумагах госорганов, около 30% в госкомпаниях и банках и 10% на депозитах. Большинство средств и так размещено на внутреннем рынке. Зачем же выкупать то, что и без того у вас в руках? Тут даже здравого смысла нет, не то что экономического. Тут другие мотивации.
Также г-н Келимбетов предлагает направить больше денег в инвестиции на внешние рынки и одновременно вкладываться в инфраструктурные проекты Казахстана. Что мешает это делать сегодня? Частным НПФ и в настоящее время это не запрещено.
- При инвестициях в инфраструктурные проекты может возникнуть проблема честных тендеров? Как Вы думаете?
- Честная игра должна быть на всех этапах. А у нас инфраструктурные проекты не работают во многом в силу того, что не соблюдаются правила игры.
Г-н Келимбетов говорит, что у НПФ есть три пути. Либо стать управляющими компаниями, либо заняться добровольными пенсионными взносами, либо ликвидироваться. Иначе как лукавством это не назовешь. В настоящее время все пенсионные фонды имеют лицензию на управление пенсионными активами. Зачем им предлагать то, чем они и так обладают? Абсурд.
При этом все пенсионные фонды в настоящее время также имеют право собирать добровольные пенсионные отчисления, этого права у них пока никто не отбирал.
Г-н Келимбетов, с одной стороны, говорит о том, что ЕПФ будет под Нацбанком, в то же время он упоминает, что им будет управлять правительство в лице Министерства финансов РК. Также в одном и том же интервью заместитель премьер-министра говорит о том, что инвестиционные решения будет принимать совет, и одновременно в интервью «Капитал.kz» он указывает, что решение будет принимать внешний управляющий. Из интервью г-на Келимбетова видно, что он не совсем понимает конечной цели создания ЕПФ, путей ее достижения, не понимает принципов функционирования накопительной пенсионной системы.
К тому же г-н Келимбетов заявляет, что с созданием ЕПФ повысится доходность пенсионных активов. Не могу поверить этому человеку, учитывая его опыт работы. Потому что он в свое время, будучи руководителем ФНБ «Самрук-Казына», отличился созданием огромного количества неэффективных программ и проектов. Так, при ФНБ «Самрук-Казына» были созданы институты развития, Банк развития Казахстана, Инвестиционный фонд Казахстана, Национальный инновационный фонд, Фонд развития малого предпринимательства, Центр маркетингово-аналитических исследований, Казахстанский центр содействия инвестициям и т.д. Данными институтами было создано огромное количество проектов и программ. В эти проекты были вложены миллиарды тенге, и ничего эффективного так и не было сделано. Среди целей, которые планировали реализовать эти компании «Самрук-Казына», были и цементные, и пропиленовые заводы, и полиэтиленовые производства, и листовое стекло и первичный алюминий. Планировалось создание целых кластеров. Что только не обещал ФНБ «Самрук-Казына»… Где все это? И представьте, что теперь государству в лице г-на Келимбетова, который плохо понимает ради чего создавать ЕПФ, планируется отдать результат пятнадцатилетнего труда людей, которые сформировали накопительную систему.
Что же касается инфраструктурных проектов, то в настоящее время ничего не мешает ни юридически, ни законодательно, ни технологически инвестировать накопления в инфраструктурные проекты.
- Как Вы думаете, почему это не происходит сейчас?
- Есть несколько причин. Во-первых, инфраструктурным проектам достаточно трудно пробить себе дорогу. Во-вторых, пенсионные фонды боятся инвестировать в такие проекты, потому что имеют за плечами отрицательный опыт вложений в компании, которые впоследствии пришли к дефолтному состоянию.
И есть третий системный риск. Это риск того, что средства могут быть использованы не по целевому назначению. Поэтому от реализации инфраструктурных проектов необходимо отгородить чиновников. Потому что если они будут иметь отношение к реализации таких проектов за счет пенсионных активов, то средства могут быть разворованы.
- Речь шла также о том, что пенсионные фонды могут заниматься и добровольными пенсионными отчислениями. Как Вы прокомментируете этот момент?
- Г-н Келимбетов прекрасно понимает абсурдность этого заявления. Добровольные пенсионные взносы составляют менее 0,1% от всех активов НПФ. Этот рынок в Казахстане отсутствует. Если НПФ будут сконцентрированы на добровольных пенсионных отчислениях, то они самоликвидируются.
- Глава Нацбанка РК ранее говорил о том, что НПФ приобретали бумаги аффилированных компаний, по некоторым из них был дефолт. В результате чего эти фонды понесли убытки. Если фонд будет один и управляться он будет или правительством или Нацбанком РК, то таких сделок с аффилированными лицами не будет. Как Вы думаете, насколько создание ЕПФ убережет пенсионные фонды от риска вложений в дефолтные компании?
- Это несерьезный аргумент. Что в настоящее время мешает государству запретить либо ограничить НПФ направлять пенсионные деньги в аффилированные компании.
Это можно грамотно изложить в одном нормативном акте на двух страницах. В данном случае создание ЕПФ не является выходом из ситуации.
- По словам г-на Келимбетова, после пенсионной реформы стоимость акции будет исходить из реальной стоимости компании, которая будет расти с теми тарифными планами, которые утвердило правительство. Как Вы думаете, насколько создание Единого пенсионного фонда поможет реализовать эти планы государства?
- Что мешает адекватную цену устанавливать сегодня, когда работает 10 НПФ? Именно конкурентная среда и дает такую возможность. Например, когда вы идете на базар, вы можете там на конкурентном поле найти разумную цену, а вот когда появляется монополист, то ситуация сразу становится иной. В этом случае услуги могут подорожать и стать некачественными.
Сейчас мы как вкладчики имеем возможность сменить пенсионный фонд, если что-то не устроило в его работе. Например, если не понравились сервис, доходность или еще что-то. Действующие пенсионные фонды довольно значительно отличаются друг от друга. Если же создадут ЕПФ, то это будет советская столовая. Где интересы потребителя будут на последнем месте. А мы уже привыкли к ресторанам, где нам приносят толстую книгу меню, и вы можете выбрать все, что хотите.