Государству доверяют больше, чем частникам
В обществе много разговоров «за» и «против» пенсионной реформы. При этом чиновники выступают «за», а участники рынка – конечно ж...В обществе много разговоров «за» и «против» пенсионной реформы. При этом чиновники выступают «за», а участники рынка – конечно же, «против». На дискуссии влияет также и недостаток информации, которую и правительство, и регуляторы предоставляют лишь порционно. Нам удалось взять интервью у заместителя премьер-министра Республики Казахстан Кайрата Келимбетова, в котором мы попросили его разъяснить ключевые элементы пенсионной реформы.
– Кайрат Нематович, самый первый вопрос – тот, который сейчас волнует большую часть работающего населения – о пенсионной системе. Президент и правительство заявили о том, что необходимо реформировать пенсионную систему. Правительство приводит много аргументов в пользу реформы, в то время как эксперты считают, что это шаг назад. Прокомментируйте, пожалуйста.
– Во-первых, все эти изменения никакого отношения не имеют к принципам накопительной системы. Накопительная система сохраняется, работает, мы будем дальше работать над ее совершенствованием, в плане большего охвата населения, более эффективного единого пенсионного фонда. Участники пенсионной системы (а это свыше 5 млн человек) как накапливали 10% от своей зарплаты, так и будут накапливать. Это останется на индивидуальном счете каждого человека и будет оставаться собственностью этого же человека. Если до реформы управляющих компаний насчитывалось 10 фондов, то теперь будет Единый пенсионный фонд, но для человека, который накапливает свои средства, ничего не меняется. Его деньги остаются его деньгами.
Вопрос, который всегда был перед накопительными системами – эффективность и сохранность этих пенсионных вкладов. Что касается сохранности пенсионных средств, то в законодательстве есть такая норма как «государственная гарантия», например, не дай Бог, с пенсионным вкладом что-то случится, то есть госгарантия. Если есть отрицательная разница между накопленной доходностью пенсионного вклада и уровнем инфляции, то человек обращается к государству, и государство должно эту разницу компенсировать.
С созданием единого НПФ у граждан появится вторая гарантия – более эффективный подход за эффективное управление. Речь о том, что Единый пенсионный фонд будет находиться под управлением Национального банка. Национальный банк за последние 20 лет зарекомендовал себя с самой наилучшей стороны, он будет и регулировать рынок, и осуществлять контроль за этими средствами.
– Как вы планируете осуществить эту реформу? Что произойдет с прежними участниками системы?
– У нас есть 9 частных накопительных пенсионных фондов и один государственный. Вообще, 75% пенсионного рынка аккумулированы всего в 4 НПФ. Это – ГПНФ, НПФ Народного банка, «Грантум» и «Улар-Умит». У всех остальных доля в пенсионных накоплениях меньше. Новый фонд будет принадлежать Правительству РК, а внутри правительства – Минфину, по аналогии с Национальным фондом.
Для управления ЕНПФ будет специально создан Совет при президенте. Сейчас есть два совета: один при президенте по управлению Национальным фондом, а второй – совет по управлению фондом «Самрук-Казына». В этих советах сидят 9-10 самых вовлеченных людей на высоком уровне, которые обсуждают и решают, какая будет политика. Такой совет будет определять инвестиционную стратегию пенсионного фонда. Вот примерные контуры того, как эта организация будет создана.
Что касается практической реализации, то до 1 июля 2013 года все пенсионные активы будут переданы в Нацбанк. Для этого Правительство РК совместно с Нацбанком готовит законопроект. На этой неделе мы заслушаем рабочий проект законопроекта, и в самое ближайшее время, после согласования на всех уровнях – внесем его в парламент. Поэтому мы на базе ГПНФ начнем строить единый фонд, а дальше у НПФ имеются 3 выбора.
Выбор №1. Фонды могут превратиться в компании по управлению пенсионными активами (КУПА). Они и раньше были КУПА, но теперь Нацбанк будет проводить конкурс среди инвестиционных компаний по управлению пенсионными деньгами. Все пенсионные компании могут продолжить свой бизнес, свою деятельность по покупке тех или иных госбумаг, в том числе и государственных. Но пройдя через конкурс и доказав свою компетентность.
Нацбанк сам будет их выбирать, оценивать и следить за эффективностью работы. Два года назад была критика главы государства по поводу того, что некоторые пенсионные фонды увлекались вложениями в чересчур рискованные ценные бумаги. Эти «дырки» все равно бы покрывались бюджетными деньгами. Поэтому задача государства – более эффективно настроить систему и жестче регулировать ее. Появится очень жесткий цензор в лице Нацбанка, который будет и регулятором, и управляющим этими деньгами. Теперь инвестиционный доход будет зависеть от эффективности Нацбанка, и он будет обеспечивать эффективное управление средствами и получение дохода. Для этого Нацбанк будет частично вкладывать за рубежом, что приносит большие доходы. И здесь пригодится тот большой опыт, который есть у Нацбанка, и которого нет ни у кого в Казахстане.
Выбор №2. Пенсионные фонды могут стать управляющими добровольных пенсионных взносов. Наиболее дальновидные люди, которые думают о своей старости – добровольно отчисляют деньги в фонды. Часть нынешних НПФ могут стать добровольными НПФ. Таким образом, у НПФ есть выбор – либо стать КУПА, либо переквалифицироваться. С сегодняшними лицензиями они не смогут собирать деньги у населения, они могут заниматься только инвестиционным управлением пенсионными активами, которые им даст Нацбанк.
Выбор №3. Они могут ликвидироваться.
В любом случае, цель создания Единого накопительного пенсионного фонда – приумножать доходы нашего населения.
– В вашей версии все выглядит очень стройно. Но как же критика этой идеи?
– Первое, о чем говорят – кончина фондового рынка, мол, у нас был фондовый рынок, а в связи с последними изменениями его уже не будет. Я с этим не согласен, если посмотреть, куда вкладывались НПФ, а они вкладывались в государственные ценные бумаги и бумаги квазигосударственного сектора. Иными словами – либо ГЦБ Минфина, либо акции «КазТрансОйла», облигации «Самрук-Казыны», КТЖ и прочих эмитентов. То есть рынок, который существовал, будет существовать и дальше.
– Откуда тогда взялись отрицательные доходы?
– Отрицательная доходность взялась из-за инвестиций в компании частного сектора. Создавались какие-то АО, и в них вкладывались пенсионные фонды и попадали.
Таких историй было много и в банковском секторе, поэтому, чтобы подобного не происходило, компании по управлению пенсионными активами (КУПА) нужны, чтобы Нацбанк мог осуществлять экспертизу таких частных компаний-эмитентов. Например, тому или иному АО нужна ликвидность, и они должны доказать вот этой частной КУПА, что они частная компания и у них надежный бизнес. Затем КУПА принимает инвестиционное решение. Если что-то произойдет не так, то ответственность ложится на КУПА, и у нее могут отозвать лицензию за это. Это абсолютно надежная система, которая сохраняет деньги наших граждан. На мой взгляд, фондовый рынок в такой ситуации будет только лучше развиваться.
Сохранность денег обеспечена тем, что они отдаются под управление Нацбанку. Так, сохранность Нацфонда является институциональной обязанностью Нацбанка – он этим профессионально занимается, и он один из лучших в мире по показателям. Управляющие компании, которые он привлекает, это компании мирового уровня. Не так много в мире компаний, которые могут управлять триллионами долларов одновременно. В данном случае решение по инвестициям в те или иные проекты будет приниматься советом, в который войдут представители павительства и Нацбанка, а также крупнейшие финансовые аналитики. Тут будет такая же степень ответственности, как и при управлении Нацфондом, так как это деньги населения.
Почему же стоит такой шум по этому вопросу? Среднестатистическому гражданину, если честно, все равно, кто этими деньгами будет управлять, так как государство за них отвечает. Особенность нашего менталитета в том, что государству доверяют больше, чем частникам. Люди говорят, «у меня должен быть выбор», но не должно быть выбора между плохим и очень плохим. Выбор должен быть между хорошим и очень хорошим. Мы сегодня предложили очень хороший выбор – беспроигрышный вариант для пенсионеров и будущих пенсионеров.
Другой вопрос – экономика потеряет столько рабочих мест. Система должна будет оптимизироваться. Можно сравнить – есть интересы 12 тысяч человек-работников НПФ и интересы 5 миллионов вкладчиков НПФ. Есть разница?
– А как же фондовый рынок?
– Когда мы выносили акции «КазТрансОйла» на биржу, мы хотели, чтобы голубыми фишками или же акциями государственных компаний владело население через два канала – через физический фонд и через накопительную пенсионную систему. А когда человек владеет акцией, у него постоянно возникает вопрос – сколько стоит моя акция? Цена акции «КазТрансОйла» должна зависеть от того, сколько стоит компания. Сейчас на фондовом рынке это зависит от группы людей, которые занимаются спекуляцией. После реформы стоимость акции будет исходить из реальной стоимости компании, которая будет расти в соответствии с теми тарифными планами, которые утвердило правительство.
В этой части мы абсолютно спокойны. Фондовый рынок будет обеспечен бумагами как ГЦБ, так и компаний квазигосударственного сектора.
По нашему плану, ежегодно до 2015 года будут выходить на фондовый рынок 2-3 компании, и мы предложим очень хорошие бумаги для населения. Здесь пенсионный фонд будет балансировать рынок физических лиц, которые могут продавать другим физическим лицам, иностранным компаниям, но это уже на выбор. Таким образом, фондовый рынок будет развиваться.
Это я говорил о государственных бумагах. Есть еще негосударственный сектор. Бумаги тех АО, которые будут выпущены деловым сообществом Казахстана под новые проекты, будут получать полную поддержку через механизмы ЕНПФ. Это будет происходить по примерно следующей схеме: ЕНПФ выбирает КУПА, которые проведут полную экспертизу и проверку новых компаний, и уже КУПА будут каналом доставки денег в новые проекты. Но это будет более жесткий и строгий контроль.
– И вы считаете, что доходы населения будут приумножены за счет грамотных инвестиций?
– Абсолютно.
– Многие эксперты говорят, что если дать управление чиновникам, то они все испортят, и Нацбанк не такой уж хороший регулятор. Можете прокомментировать и успокоить население?
– Успокоить тех людей, которые управляли пенсионными накоплениями в 20 млрд долларов (в перспективе и 30 млрд), что они больше не будут этим заниматься –практически невозможно. Консолидированное управление пенсионными активами, на наш взгляд, это более эффективный и более честный подход по отношению к пенсионерам.
Что же касается простых людей, то Нацбанк будет вкладывать их накопления либо во внешнее управление, либо отдавать КУПА. Сегодня все пенсионные фонды вложили во внешние активы не более 10% накоплений. Вложение во внешние активы – это один из видов диверсификации получения доходов. То, что говорят, что средства будут выведены на внешние активы, что они не будут работать на нашу экономику – это не так. Это будет поэтапный подход, Нацбанк будет управлять, в том числе внешними активами. Для этого в нем специально созданы Национальная инвестиционная корпорация, департамент монетарных операций, у которого есть опыт по управлению таким пулом денег как 86 млрд долларов (золотовалютные резервы страны и деньги Нацфонда). Ни у кого другого такого опыта нет, и это ответ на разговоры о том, смогут ли чиновники управлять эффективно.
Мы сейчас живем в двух системах – солидарной и накопительной. В части накопительной системы, могу успокоить, что мы сделали правильный выбор.
– Есть ли у правительства еще какие-то глобальные инициативы? Как справиться с замедлением мировой экономики?
– Сейчас в мировой экономике период неопределенности или же ползучей рецессии на ближайшие 2-3 года. Там происходит перестройка мирового организма, мировой экономической, финансовой, торговой, индустриальной систем, развитые экономики становятся еще более эффективными, более производительными и еще более конкурентоспособными, но путем социально-экономических перемен. Много людей увольняют, что с одной стороны плохо, а с другой стороны, позволяет их экономике становиться производительнее. Западная экономика проходит время от времени через такие депрессии, и потом становится сильнее, это такой механизм выздоровления. Половина нашей торговли приходится на Европейский союз.
В прошлом году наш рост ВВП был 5%, ранее 7%. Чтобы достичь 5%-ного роста, надо много работать, потому что внешняя среда неблагоприятная. На внешние факторы мы повлиять не можем. Поэтому мы должны придумать внутренние источники роста казахстанской экономики. Традиционным источником роста являются вложения в инфраструктуру.
Во время кризиса у нас было два основных направления инвестиций в инфраструктуру – строительство дороги Западная Европа – Западный Китай и самое главное, мы начали строить железную дорогу Запад – Восток: Алматы – Коргас и Озень – граница Туркмении. Эти дороги дадут нам возможность создания экспортного маршрута наших товаров и китайских товаров на границу с юга Китая на границу Западной Европы.
Сейчас правительство рассматривает возможность новых вложений в инфраструктуру. Будет построена дорога Астана – Актау. Говорят ведь «Все дороги ведут в Рим», так и все наши дороги должны вести в Астану. Минтранспорта сейчас работает над тем, чтобы эта дорога захватила и населенные районы – Шалкар, Бейнеу, Жезказган, если это получится, то сельское хозяйство в этом регионе оживет, обеспечение регионов будет выглядеть совсем по-другому.
Приоритетной будет дорога между Астаной и Алматы, чтобы по ней можно было доехать за 7-9 часов. Это будет автобан мирового уровня, сейчас рассматриваются варианты проекта дороги, в том числе и через озеро Балхаш. Будут введены новые принципы по управлению этими дорогами. Вторая дорога – Астана – Усть-Каменогорск через Павлодар. Там ничего не строилось, не модернизировалось с советских времен, и потому к этому необходимо приступать. Когда строятся такие дороги как Западный Китай – Западный Казахстан, там заняты в среднем 40-50 тыс. человек. Также задействована вся региональная строительная инфраструктура – производители щебня, битума и других материалов. В первом полугодии мы запускаем битумный завод совместно с китайцами, то есть у нас будет полностью свое полотно.
Второе направление – это железная дорога Бейнеу – Жезказган и Аркалык – Шубарколь – можно будет заехать из Китая в Казахстан через Коргас и доехать до границы Туркменистана. А там уже начинается доступ к мировому коридору через Азербайджан-Грузию-Турцию, через Босфор в Европу. Такой коридор обеспечит очень быструю доставку товаров, и мы получим доступ к мировым рынкам. Альтернативно мы можем поставлять товары через Туркменистан и Иран в направлении Европы или Среднего Востока.
В результате порт Актау становится очень важной точкой на Каспии. Вы знаете, что на Каспии 5 государств и теперь каспийский регион будет сильно развиваться. Скоро будет запущена коммерческая добыча Кашагана – Фаза-1, а потом будет принято решение о следующих этапах. Мы сейчас добываем 1,4 млн баррелей в день, а в скором времени Казахстан будет добывать около 3 млн баррелей в день. Это будет расцвет всего региона, но чтобы обеспечить такой рост, нужно много вещей. Во-первых, железо: трубы, компрессоры и пр. Во-вторых, нужны умные люди, программное обеспечение, геофизические исследования и др. Конечно, все это могут делать иностранцы, но можем и должны мы сами, но для этого надо работать над собой и развиваться.
Речь идет о создании кластеров услуг вокруг нефтегазового сектора по примеру Ставангера в Норвегии и Абердина в Шотландии. Сегодня для бизнеса самым важным становится транспорт и логистика. Сейчас изучается проект скоростной железной дороги. Она будет не такая, как в Шанхае, где очень быстрые дороги. Хотя высокая скорость подразумевает высокую стоимость и высокие риски – это как космическое оборудование – там не всегда обеспечивается безопасность, к тому же стоит очень дорого – десятки миллиардов долларов. Поэтому мы нашли другой вариант – строить дороги со скоростью 200-250 км/час, а это в среднем 5 часов пути из Алматы в Астану. Этот проект стоит тоже недешево, сейчас идет окончательный подсчет, и надеюсь, в мае будет понятно, сколько это будет стоить, и как мы это будем финансировать.
Дорогу Алматы – Астана предполагается построить до 2017 года, до проведения выставки ЭКСПО-2017, а остальные Астана – Актау и Астана – Усть-Каменогорск будут построены до 2020 года.
Новые вложения в инфраструктуру позволят создать дополнительные рабочие места, придать новый импульс программе диверсификации экономики, развитию и созданию кластеров. Своего рода проведение контрцикличной макроэкономической политики. Это потребует дополнительных средств. Правительство по поручению президента прорабатывает эти вопросы.