«Железный» занавес для «железных» коней…
После вступления Казахстана в Таможенный союз и окончания льготного периода "растаможки" ввоз подержанных иномарок сократился в...После вступления Казахстана в Таможенный союз и окончания льготного периода "растаможки" ввоз подержанных иномарок сократился в разы. Теперь среднему казахстанцу предлагается купить или новую машину из салона, или полуживые "остатки былой роскоши". Третьего, а точнее, среднего, по разумной цене – практически не дано.
Так, по данным консалтинговой компании Qncepto, если в 2006 году в Казахстан завезли порядка 350 тысяч (!) подержанных автомобилей, за период льготного таможенного режима (июнь 2010 – июль 2011 гг.) – около 150 тысяч автомобилей, то за 4 месяца 2012 года в нашу страну на ПМЖ перебрались всего 392 легковушки!
Что же сейчас может купить и на чем должен ездить казахстанец со средним достатком?
Наши автодилеры утверждают, что хватит, мол, нам кататься на б/ушном автохламе, нужно покупать новые машины в автосалонах – поддерживать, так сказать, отечественную экономику и местного производителя, ну, и баловать себя, любимого.
И что предлагают нам автосалоны, в пределах 15 тыс. долларов – стоимость нормальной подержанной иномарки в хорошие времена? Автомобильный портал lafa.kz по итогам 2011 года опубликовал рейтинг самых доступных для казахстанского покупателя автомобилей. Да-а-а, действительно, тут есть на что посмотреть!
1. Daewoo Matiz – "малыш" с корейскими корнями, собираемый в Узбекистане, и почти не изменившийся с момента первого появления на свет в 1998 году;
2. Лада "классика" ВАЗ 2107 – с середины 80-х собиравшаяся в Тольятти и лишь в этом году окончательно отправленная на покой;
3. Лада Самара ВАЗ 21113 – наследие знаменитой "девятки", фактически "ровесница" ВАЗ 2107;
4. Daewoo Nexia – производимый в Узбекистане, потомок немецкого Opel Kadett, из которого корейцы еще в 1994 году и сотворили этот бюджетный седан;
5. Лада Калина ВАЗ 1118 – разработку которой ВАЗ начал еще в далеком 1993 год и, наконец, в 2003 г. Калина появилась на свет.
Вот она, пятерка лидеров – "флагманы" отечественного автомобильного ритейла, вот куда мы вынуждены пересаживаться с 7-10-летних тойот, мазд, ауди, мерседесов и прочих хонд-ниссанов…
А еще в десятке самых продаваемых новых автомобилей в Казахстане есть Лада Приора (глубокий рестайлинг ВАЗ 2110, выпускавшегося с 1996 по 2007 год), Лада 4х4 (или легендарная "Нива" – почти без изменений существующая 35 (!) лет)…
Может, конечно, мы и избалованы японским, немецким, американским качеством, но, на мой взгляд, большинство здравомыслящих покупателей выберут 5-ти, 7-ми и даже 10-летнюю Тойоту вместо нового творения российского АвтоВАЗа. И эта машина окажется более качественной, более надежной, более экономичной, более комфортабельной и более безопасной! Большинство из того, что средний казахстанец может позволить себе купить в автосалоне – это формально новые автомобили, но по сути разработки 15-20-летней давности советского и корейского автопрома, не отличающиеся ни особым качеством, ни надежностью, ни безопасностью! Так что, в таком случае, выиграл казахстанский потребитель от фактического запрета на ввоз подержанных автомобилей..?
Введение в рамках Таможенного союза заградительных пошлин на ввоз подержанных автомобилей практически полностью лишило средний класс казахстанцев возможность обновлять свой автопарк, покупая каждые несколько лет машины более "свежего" года. Теперь мы вынуждены или довольствоваться советско-российскими "самобеглыми колясками", или присматриваться к недорогим корейско-узбекским седанчикам, ну, или "донашивать" то, что куплено раньше – покупая машины из вторых (третьих, четвертых) местных рук.
Резкое снижение количества ввозимых машин привело к заметному повышению цен на них. Законы рынка в действии – при снижении предложения и стабильном спросе цена растет.
Снизилось, в целом, и качество предлагаемых на рынке автомобилей – машины в хорошем состоянии владельцы без нужды не продают, ведь перспективы заменить их на что-то "посвежее" по разумной цене в ближайшем будущем не предвидится.
Надежды на снижение цен, связанные со вступлением России в ВТО и уменьшением ввозных пошлин на автомобили там, также не оправдались – в Казахстане и Беларуси пошлины не изменились, а Россия еще и утилизационный сбор добавила для компенсации снижения пошлин.
К сожалению, дальнейшие прогнозы тоже малоутешительны – снижение цен на подержанные автомашины при существующем "железном занавесе" из таможенных пошлин маловероятно. Продукцию казахстанских (по форме и зарубежных – Hyundai/Kia, Chevrolet, Skoda, Lada, SsangYong – по сути) производителей сильно доступной не назовешь, да и дорожает она так же, как и все вокруг. Остается холить и лелеять имеющихся "железных коней" и надеяться, что когда-нибудь мы снова сможем покупать то, что нам хочется, по цене, которая нам подходит.