Менеджмент Kaspi bank инвестировал в ТОО «Колеса»
13 февраля Михаил Ломтадзе, глава Kaspi bank, и Вячеслав Ким, председатель совета директоров Kaspi bank, официально сообщили о п...13 февраля Михаил Ломтадзе, глава Kaspi bank, и Вячеслав Ким, председатель совета директоров Kaspi bank, официально сообщили о покупке ТОО «Колеса». Данный проект включает два бренда – «Колеса» и «Крыша». Доля участия каждого из партнеров в сделке и объем инвестиций не разглашаются. Однако в эксклюзивном интервью «Капитал.kz» г-н Ломтадзе рассказал другие подробности первой сделки в Казнете.
– Как к Вам пришла идея приобрести проекты «Колеса» и «Крыша»?
– Всегда интересны компании и рынки, которые имеют большой потенциал роста и профессиональную команду. И ТОО «Колеса», которое владеет печатными изданиями и сайтами «Колеса» и «Крыша», сложно было не заметить. Во-первых, я сам и мои знакомые непосредственно пользовались этими ресурсами. Тем более эта компания имеет достаточно сильные позиции на рынке. Как партнера в инвестиционном фонде «Baring Vostok», меня всегда интересовали компании и команды, которые являются номером один на рынке или могут стать номер один.
– Может быть, до этого Вы как-то мониторили, какие доходы генерирует данная компания, какая посещаемость данного ресурса?
– Про инвестиции всегда говорят, что это либо искусство, либо наука. Часть, которую озвучили вы – это наука. Посмотреть цифры, проанализировать отчетность. В случае с ТОО «Колеса» все произошло очень просто. После первого знакомства с представителями компании мы сделали предложение о покупке – и получили согласие. После этого мы стали изучать цифры и все тонкости дела.
– Это были Ваши личные инвестиции или инвестиции банка?
– Это совместные частные инвестиции мои и моего партнера – председателя совета директоров Kaspi bank Вячеслава Кима. Банк как финансовый институт никакого отношения к этой сделке не имеет.
– Сколько времени продолжались переговоры по приобретению данного проекта?
– Переговоры были очень интересными. В целом мне нравится доверять людям, и я всегда сам держу свои обещания. Процесс приобретения компании был классным и продуктивным. Обе стороны после переговорного процесса сдержали каждое слово, которое было дано. Переговоры заняли несколько месяцев. Они могли быть и намного короче, но время переговоров выпало на период отпусков.
– Может быть, Вы рассчитывали на одну цену, а сошлись на другой цене?
– Коммерческие условия мы обсуждали только с точки зрения ценообразования в компании, руководствовались логикой текущего состояния и перспектив развития проекта. Каждая из сторон осталась довольной процессом.
– Вы стали стопроцентными владельцами ТОО «Колеса»?
– Да, я и Вячеслав Ким – мы единственные собственники.
– Как в дальнейшем Вы планируете развивать эти проекты? Какие-то есть идеи, планы, может быть, что-то недоработано сейчас?
– Это компания с талантливой управленческой командой, поэтому все, что мы будем делать, мы будем реализовывать либо по рекомендации менеджмента компании либо совместно. Основная наша цель – быть номером один на рынке объявлений. Следовательно, стратегия будет нацелена на то, чтобы сделать сервис еще более удобным, простым и быстрым как для покупателей, так и для продавцов авто и недвижимости.
– Каким образом Вы будете преобразовывать сайт, может быть, введете новые опции, новые поисковые функции, может быть, Вы введете новые товары, которые можно будет купить через сайт?
– Я бы хотел сказать, что наши усилия будут направлены на несколько вещей. Компания в первую очередь должна быть нацелена на то, чтобы слышать своих клиентов и понимать их потребности. А лучше всего – предугадывать. Также мы хотим постоянно улучшать деятельность компании за счет постоянных изменений. Сейчас сложно сказать, какие это будут изменения. Однозначно лишь то, что делать изменения просто ради изменений мы не будем.
– Какие деньги генерируют проекты «Колеса» и «Крыша»? Насколько они были прибыльны для тех владельцев, которым они принадлежали ранее?
– Для предыдущих владельцев компания была достаточно прибыльной. Согласно нашей стратегии, в ближайшие три года все, что компания будет зарабатывать, будет инвестироваться в развитие самой компании.
– Какие источники для инвестиций Вы планируете использовать?
– Все будет зависеть от бизнес-плана. Если потребуются дополнительные инвестиции, то мы будем привлекать и их. В текущей ситуации сама компания может самостоятельно финансировать свое развитие. Нас не интересуют текущие дивиденды.
– Планируете ли Вы привлекать местных или иностранных инвесторов? Или, может быть, средства Kaspi bank?
– Kаspi bank не имеет никакого отношения к этой сделке. ТОО «Колеса» – это частная инвестиция и компания. Что касается инвесторов, то я ничего не могу отрицать. Если в определенный этап компании понадобятся опыт или средства, то мы будем рассматривать такую возможность. Мы всегда будем руководствоваться интересами самой компании и бизнеса.
– Будут ли ТОО «Колеса» и Kaspi bank как-то взаимодействовать? Вы планируете какие-то проекты банка продвигать через этот ресурс?
– Kaspi bank является одним из самых крупных рекламодателей, следовательно, нас интересует любой канал, который связан с продвижением, коммуникацией, обслуживанием клиентов. Наш банк интересует любая возможность продвижения. Это будет зависеть от того, насколько возможное продвижение будет интересно Kolesa.kz и насколько оно будет эффективно для банка. Независимо от того, кто является инвестором в «Колеса» и «Крышу» – это все равно будет обыкновенное рыночное взаимодействие.
– Вы как-то просчитывали, какие доходы этот проект может принести через три года?
– Нас не интересует краткосрочная прибыль. Чего мы хотим добиться – чтобы через 3-4 года эта компания заняла такие позиции среди инновационных и технологичных казахстанских компаний, чтобы люди, которые работают в ней, и ее клиенты гордились ей. И слоган «Сделано в Казахстане» будет относиться и к Kolesa.kz. И это не зависит от того, будут ли участвовать в проекте иностранные или местные инвесторы.
– Рассматривали ли Вы покупку какого-либо интернет-ресурса, новостного СМИ?
– Нет.
– Почему?
– Есть несколько моделей бизнеса. Одна модель связана с получением дохода через рекламу. И это больше модель для новостных порталов, СМИ, поисковых систем или социальных сетей. Другая бизнес-модель заключается в том, что компания получает доход за счет предложения людям какой-либо ощутимой ценности. Нам больше нравится вторая модель.
Тем более что касается Казахстана, сам рынок очень маленький. Следовательно, любая модель, которая связана с тем, что мы сейчас создадим какой-то ресурс, в него заведем трафик и потом на этом трафике будем зарабатывать на рекламе, не позволит нам сделать бизнес, который будет достаточно крупным, чтобы им гордиться. Поэтому нас больше интересует бизнес-модель, которая предоставляет услуги конечному потребителю. То есть, в частности, «Колеса» и «Крыша» – это бизнес-модель, которая имеет конкретную ценность – помогает, например, приобрести или продать квартиру или машину. И, следовательно, это фактически высокотехнологичный рынок, который связывает и покупателей и продавцов, при этом обе стороны довольны.
– Какие проекты для инвестиций, с Вашей точки зрения, сейчас интересны? Не обязательно интернет-проекты, вообще проекты? Куда сейчас лучше инвестировать?
– Сейчас появляется очень много бизнесов, которые просто копируют что-то с Запада. И перед некоторыми встает вопрос: «Давай проведем IPO, привлечем деньги, как это сделали другие? Создадим подобный бизнес?» Так происходит копирование аналогичной компании на Западе. Это «прикольная» идея, но с точки зрения ее выполнения, большинство таких компаний не достигают своего потенциала и идут по такому пути, потому что это модно. С точки зрения выбора сегмента для вложений, можно инвестировать в любую индустрию – самое главное, чтобы рынок рос, и чтобы управленческая команда понимала, что она делает.
– Сейчас очень много компаний развивают скидочные сайты, может быть, Вам стоило приобрести подобного рода ресурс? Вы рассматривали такой вариант?
– Этот вид бизнеса активно развивается на старте, но потом, когда он начинает надоедать, он перестает развиваться. Это хороший бизнес с точки зрения конечного покупателя. Но с другой стороны, бизнес должен создавать ценность как для покупателя, так и для своих партнеров. Если посмотреть, что сейчас происходит с дисконтными сервисами на Западе, то клиенты, получающие 90% скидки, остаются довольны, в отличие от партнеров, которые постепенно убеждаются в том, что они не получают какой-либо ценности. При этом никакой лояльности со стороны клиентов партнеры скидочных программ не приобретают.
Сейчас бизнес групповых покупок некоторые компании перестраивают для того, чтобы сделать его более выгодным для своих партнеров, например, для магазинов, парикмахерских и салонов красоты. Я уверен, что скоро этот бизнес поменяет свою бизнес-модель. Потому что бизнес должен создавать ценность и для клиентов, и для партнеров. Известная компания Groupon после IPO упала в капитализации в несколько раз. И продолжает падать, и никто не может понять, что с ней будет, если она не поменяет свою бизнес-модель.
– Рассматривали ли Вы в качестве инвестиций акции? Почему Вы не вложились в данные инструменты?
– Потому что считаю нецелесообразным инвестировать в то, что нельзя контролировать и развивать. Плюс, я пока получаю больше удовольствия от работы с умными людьми, чем от пассивных инвестиций с целью заработать деньги.
– А управлять проектом будет тот же коллектив, или предполагается поменять команду?
– Команда останется той же. Потому что команда в любом бизнесе, особенно который связан с инновациями, является главным активом компании. Наша задача будет заключаться в том, чтобы помогать формировать стратегию, основные направления, мы с Вячеславом будем выступать в роли профессиональных инвесторов.
– Может быть, Вы контактируете или планируете работать с какой-то иностранной консалтинговой, маркетинговой компанией для развития проекта?
– В первую очередь мы будем стремиться рассказать о нашем проекте как можно большему количеству людей внутри страны. Также мы планируем развиваться не только в Алматы и Астане. В регионах есть большой потенциал роста, который требует усилий и инвестиций.
– Какие инструменты коммуникаций Вы будете использовать в наибольшей степени?
– Все массовые каналы продвижения, например, телевидение и интернет. Компания генерирует достаточно большое количество посетителей – это 2,5 млн уникальных пользователей в месяц. К тому же люди посещают «Крышу» и «Колеса» не для того, чтобы поболтать, а для конкретной покупки. У изданий «Крыша» и «Колеса» в совокупности сконцентрировано около 200 тыс. объявлений. Персонал компании составляет около 150 человек.
– Газеты «Крыша» и «Колеса» Вы планируете закрывать?
– Нет, они сейчас пользуются очень большой популярностью. Для любого бизнеса самое главное – это потребности и спрос со стороны клиентов.