ТС пока ничего существенного для наших потребителей не дал
Около трех лет прошло после начала функционирования Таможенного союза (ТС), создание которого вызвало много споров и противоречи...Около трех лет прошло после начала функционирования Таможенного союза (ТС), создание которого вызвало много споров и противоречивых мнений. С одной стороны, нас пугали тем, что ТС станет подобием Советского Союза и приведет к централизации власти, потере независимости нашей республики. С другой стороны, обещали небывалый рост отечественного производства и расширения возможностей для казахстанских предпринимателей.
Сегодня, несмотря на страхи некоторых экспертов, различные страны проявляют интерес к этому союзу и выражают свое желание вступить в него. Не так давно министр экономики и внешней торговли Сирии Мухаммад Зафер Мхаббак выразил надежду на то, что Минск поддержит вступление Сирии в ТС.
– Как на сегодняшний день развиваются торговые отношения между Казахстаном и другими странами? С какой из стран у Казахстана, на Ваш взгляд, наиболее благоприятно сложились торговые отношения?
– Со времени вступления Казахстана в ТС изменились приоритеты в торговле. Теперь главными нашими партнерами являются Россия и Беларусь. Наша республика увеличила торговый оборот в основном с Россией. Если говорить о торговом сальдо, то здесь, кончено же, импорт превышает экспорт во взаимоотношениях с партнерами по ТС. При этом, если товаров из Европы мы стали завозить меньше, то в отношениях с Китаем практически ничего не изменилось. Наши предприниматели по-прежнему везут товары из Поднебесной, несмотря на повышение таможенных пошлин на импорт в рамках ТС. Это связано со многими причинами, основной из которых, на мой взгляд, является то, что даже в условиях повышения таможенных ставок цены на китайские товары ниже, чем на российские аналоги. Кроме того, это отработанные годами каналы поставок, хорошо налаженные нашими соседями инфраструктура, сервис, логистика. И конечно, то, что на таможенных постах по-прежнему работают по тем же схемам, что были когда-то установлены.
Развитие торговых отношений со многими странами тормозит наша однобокая сырьевая экономика. В странах Европейского союза (ЕС) наших потенциальных партнеров, например, интересует наша нефть и только. На многочисленных выставках, куда приглашают наших предпринимателей, нам предлагают покупать свои товары. Мало кто решается открывать производство в Казахстане, слишком рискованно, даже для иностранных инвесторов, которым обещают всевозможные преференции.
– Как Вы заметили, основным товаром, который Казахстан экспортирует, является сырье. Какой основной товар закупает Казахстан у других стран?
– Более 80% поступлений в бюджет идет от продажи энергоносителей, металла и изделий из них. Продукция машиностроения в ВВП страны занимает менее 3%, а доля продукции химической промышленности составляет около 1%. Мы оказались заложниками своего нефтяного богатства. Только вот в отличие от Норвегии или даже Эмиратов мы до сих пор не можем разумно этим «даром небесным» воспользоваться. У соседей по ТС мы закупаем машины, оборудование, промышленные товары.
– Как Вы расцениваете итоги функционирования Таможенного союза для отечественных предпринимателей и потребителей?
– Почти три года деятельности ТС пока ничего существенного для наших потребителей не дали в плане доступной качественной и недорогой продукции. Скорее наоборот, товары, поступающие на наш рынок, в основном из России, оказались дороже отечественных. Казахстанские же предприниматели столкнулись с крупными российскими товаропроизводителями, торговыми сетями, которые своими объемами фактически подавляют отечественные компании. При этом те немногочисленные производители, которые хотели бы выйти на российский рынок, сталкиваются с различными барьерами в рамках так называемого нетарифного регулирования. Об этом не один год говорят производители алкогольной продукции, пищевых продуктов и медицинских товаров.
По данным статистических органов, объемы внутреннего производства в стране упали в 2012 году почти на 5%. При этом доля продуктов питания, завозимых извне, составляет почти 30%. Есть, конечно, отдельные предприятия пищевой промышленности, мебельной, экспедиторские компании, которые работают на российском рынке. Но они вышли на рынки России благодаря своей настойчивости, грамотному изучению конъюнктуры рынка, а не благодаря помощи государственных структур.
– Сегодня различные страны выражают желание вступить в Таможенный союз. По каким причинам главы государств принимают такое решение?
– Пока желающих вступать в ТС не так уж и много. Среди стремящихся пополнить ряды союза можно отметить Кыргызстан, Таджикистан, Молдову, оказавшиеся в силу разных причин в экономической блокаде. Большинство же пока присматриваются, что же из этого эксперимента выйдет. Тем более что опыт создания таких серьезных объединений, предполагающих определенное урезание прав, полномочий участников, показывает, что столь серьезные решения принимать лучше с участием народа, избирателей, заручившись их поддержкой, лояльностью к возможному ухудшению прежних условий жизни. Конечно, главы государств при принятии решения о такой форме интеграции руководствовались, по всей видимости, экономической целесообразностью. Хотя опыт работы ТС, который за три года не привел к росту производственного сектора экономики Казахстана, в частности, приводит к выводу, что все-таки здесь преобладающей была политическая подоплека.
– При создании ТС говорили о перспективе переезда российских компаний в Казахстан. В какой степени этот прогноз оправдался?
– С созданием ТС налоговая политика в Казахстане оказалась более выгодной для российских предприятий, и они стали регистрировать компании на территории соседней страны. Связано это в первую очередь с разницей в оплате налога на добавленную стоимость (НДС), который составляет в Казахстане 12%, а в России – 18%. Нельзя пока говорить, что все эти предприятия работают, большинство все еще выжидают, опасаясь ужесточения налоговой политики, изменений в сторону выравнивания НДС с российскими ставками.
– Интеграционное объединение стран ТС – Единое экономическое пространство (ЕЭП) начало функционировать с 1 января 2012 года. В полной мере интеграционные соглашения по ЕЭП начали работать с июля прошлого года. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы функционирования ЕЭП?
– В этой связи шаги по созданию ЕЭП, периодически появляющиеся в прессе высказывания известных политиков, банкиров о возможностях создании единой валюты, единого парламента как наднационального органа свидетельствуют о том, что идет подготовка общественности к возможности таких шагов в последующем.
Мы сегодня имеем уже один такой наднациональный орган – Комиссию ТС, в которой Россия имеет 57% голосов, а Казахстан и Беларусь – по 21,5%. И даже если обе страны объединятся при голосовании, их не хватит, чтобы «переголосовать» Россию, поскольку все решается большинством голосов. В условиях создания в перспективе единого политического союза менее развитые экономически страны, конечно, должны будут поступиться частью своего суверенитета. То есть мы можем вернуться к тому, от чего мы уже ушли 20 лет назад. Насколько Казахстану это необходимо, остается большим вопросом.
– В Казахстане в очередной раз была упрощена система регистрации юридических лиц. Как этот факт скажется на развитии бизнеса в РК?
– Упрощение системы регистрации компаний, когда в онлайн-режиме можно открыть фирму за 1 день, должно облегчить жизнь предпринимателям. Но я хотел бы больше обратить внимание не на то, как легко стало создать новое предприятие, а на то, как упростится процедура закрытия фирмы. Если положения закона заработают в реальности – это действительно серьезно поможет бизнесу, сократит его расходы, покончит, наконец, с практикой создания ирреального мира статистики, где количество зарегистрированных фирм и в реальности работающих в разы отличаются. Что всегда было на руку чиновникам при отчетах по поводу поддержки бизнеса, когда ряды МСБ зашкаливают за миллион, а фактически работают, производят продукцию, оказывают услуги чуть более трети от числа зарегистрированных.
– В своем отчете Нацбанк РК отметил, что в 2012 году наблюдался высокий вывод средств из страны. Как Вы прокомментируете эту ситуацию?
– Вывод активов из страны наблюдался всегда, поэтому наблюдение Нацбанка подтверждает еще раз известную истину, что капитал, бизнес идет туда, где ему выгодно, комфортно работать, где законодательство стабильно, а чиновники не имеют возможности отбирать успешный бизнес. Поэтому данные Нацбанка, а не рейтинги Всемирного банка лучше всяких слов говорят о том, какой на самом деле бизнес-климат в стране.