Подводные камни франчайзинга
Франчайзинг применяется в более чем в 100 линейках бизнеса. Фактически, так или иначе вся современная экономика построена на тра...Франчайзинг применяется в более чем в 100 линейках бизнеса. Фактически, так или иначе вся современная экономика построена на трансфере технологий, а некоторые страны копируют основную «материнскую франшизу» как в политике, так и в экономике (это конечно неформальная трактовка философии франчайзинга).
Но здесь мы ведем речь о франчайзинге в бизнесе, в социальных проектах, или в медиа. Поэтому, хотелось бы рассмотреть некоторые темы, предложенные читателями блога. В частности, если говорить о франчайзинге в добывающей промышленности, часто идет путаница с трактовками с роялти и концессией в данной отрасли, собственно франшизой в классическом понимании. Как я говорил выше, франчайзинг применим почти во всех отраслях экономики в стандартном формате, но в классическом виде в добывающих отраслях франчайзинг не используется. Да, в данной отрасли есть импорт ноу-хау, технологий, но там нет структуры сети предприятий, объединенных под крылом основного бренда.
Если же говорить о франчайзинге в кондитерской отрасли, то можно заметить, что франшизы в этом сегменте концентрируются в схеме производитель - дистрибьютор. В кондитерской отрасли основной упор, как это ни банально, делается на упаковке и брендах. Поэтому столь жаркие споры вызывают вопросы прав на некоторые товарные знаки, особенно, когда эти бренды - наследие общего брендового хозяйства СССР. Несомненно, с точки зрения защиты интеллектуальной собственности, все эти товарные знаки зарегистрированы, и не может быть споров о приоритете на право владения. И в этом отношении казахстанским производителям лучше сконцентрироваться на раскрутке собственных брендов, а не на аренде чужих торговых марок. В дальнейшем я постараюсь посвятить тему вопросам регистрации товарного знака и оценки брендов.
Я всегда повторял, что не каждый бренд стоит импортировать. Многие мировые бренды неизвестны в Казахстане. Конечно, все хотят Макдональдс, так как этот бренд уже имеет лояльную аудиторию в Казахстане. Или Старбакс. Но хочу заметить, что эти франчайзинговые корпорации строят свою сеть в России и Китае на основе филиальной структуры, а не на основе франчайзингового договора с местными предпринимателями. Например, Макдональдс не продает франшизы в России, а сам управляет своими точками в России. Только недавно начались некие подвижки в плане продажи франшиз. Следует заметить, что сам бренд в России с 1989 года. А Старбакс фактически во всем мире, кроме как в США, не продает франшизу. Часто вижу, что казахстанские предприниматели ориентируются на известность бренда в США. Или в России. И на этой основе предполагают, что априори бренд будет популярен и в Казахстане. Но в реальности казахстанскому франчайзи приходиться тратить дополнительные средства на продвижение бренда на местном рынке, сама концепция ничем не отличается от местных концепций.
Также хотел бы обратить внимание еще на один тренд - создание фактически мошеннических франшиз. Их еще называют fake franchise. Это франшизы, которые не имеют никакого периода эволюционного развития, созданные только для продажи. Франчайзер продает максимально большое количество франшиз, но эти франшизы не окупаются у покупателей и в итоге приводят к банкротству франчайзи. А сам франчайзер не оказывает никакую поддержку. Все это происходит потому, что у нас не работает принятая в США обязательная форма франчайзера, действующая согласно закону Disclosure Law (Закон открытой информации). Этот Закон обязывает франчайзера раскрывать полную информацию о продаваемой франшизе в специальном предпродажном документе. Данный Закон был принят в США в 60-годах, когда там появилось очень много схем ложных франшиз. Международная Ассоциация Франчайзинга инициировала этот Закон, чтобы бороться с такими случаями.
Аналогов такого Закона не существует ни в Казахстане, ни в России. А значит, покупатель франшизы рискует приобрести сомнительную франшизу. Поэтому покупателям нужно более тщательно анализировать информацию о франшизе.
В современном мире открытых технологий и доступности ноу-хау каждому начинающему предпринимателю не составляет труда создать свою личную франшизу. Идей много, трудно реализовать. Но для инициативного человека никаких помех не существует.
В качестве хорошего ресурса хочу посоветовать сайт Международной Ассоциации Франчайзинга (IFA)- www.franchise.org. Здесь представлены многие линейки франчайзингового бизнеса. Анализируя существующий бизнес, можно прийти и к своим проектам.
В данный момент я работаю над рядом проектов, по освещению вопросов предпринимательства в Интернете. Это и Стартапы в Сети, возможности продвижения в блогосфере, Интернет реклама и т.д. В своем блоге работу хотел бы построить на интерактивности. В комментах можно обозначить темы или вопросы, которые вам интересны.