Острый дефицит воды
На мой взгляд, форсированное индустриально-инновационное развитие Казахстана и создание «новых точек роста» требуют не только на...На мой взгляд, форсированное индустриально-инновационное развитие Казахстана и создание «новых точек роста» требуют не только наращивания традиционных видов углеводородного и минерального сырья, но и поиска новых видов полезных ископаемых. Для этого требуется качественно иной подход к управлению отраслью, который бы позволил компетентно решать все вопросы состояния и изученности недр, прироста запасов всех видов сырья и перспектив их освоения, рационального и комплексного использования недр, подготовки квалифицированных кадров.
К сожалению, в Республике отсутствует четкая научно-обоснованная программа работ отрасли как долгосрочная, так и на ближайшую перспективу, не определены задачи, которые надо решать. Общее руководство геологической отраслью и планирование работ, осуществляется Комитетом геологии и недропользования Министерства индустрии и новых технологий РК и его структурными подразделениями. В регионах имеются межрегиональные департаменты геологии и недропользования с Региональными инспекциями. На этом государственное участие в проведении геологических работ заканчивается, то есть государственные органы работы по геологическому изучению недр и поиску месторождений полезных ископаемых не проводят. Комитет геологии через тендеры распределяет работы по государственному заказу в рамках программ по изучению и мониторингу недр и контролирует их выполнение, а также через межрегиональные департаменты геологии и недропользования осуществляет мониторинг выполнения недропользователями обязательств по контрактам. Работы по государственному заказу в рамках программ по изучению и мониторингу недр выполняются частными организациями. Кстати если поднять статистику, то выяснится, что за период с 1991 по 2012 год, в результате работ в рамках программ по государственному изучению недр в Республике Казахстан, не было открыто ни одного месторождения твёрдых полезных ископаемых или подземных вод.
Для справки поисково-съёмочная экспедиция ПГО «ЮКГУ» в советское время, открывала в год 2-3 мелких месторождения и 1 среднее месторождение, и в среднем раз в 3 года одно крупное месторождение твёрдых полезных ископаемых. Алма-Атинская гидрогеологическая экспедиция ПГО «Казгидрогеология», за время своего существования более 40 лет, разведала более 30 месторождений подземных вод, только на территории Алматинской области. И такая картина была характерна для всех геологических организаций Казахстана В большинстве развитых стран мира геологическое изучение недр, предусмотренное бюджетом, производится государственными геологическими организациями. Осуществляется единый методологический подход при выполнении геологоразведочных работ, и применяются единые стандарты в геологической отрасли. Частники также имеют возможность проводить геологоразведочные работы на контрактных территориях, со строгим соблюдением единых государственных стандартов принятых в отрасли.
Исходя из вышесказанного, назрела необходимость по реформированию геологической службы Республики Казахстан. Необходимо вернуться к территориальному принципу организации геологической службы Республики Казахстан. При Комитете геологии необходимо организовать геологические опытно-методические экспедиции, по основным сферам деятельности геологической службы Республики Казахстан. Данные подразделения будут заниматься разработкой методики и внедрением современных методов проведения геологоразведочных работ, в производственные государственные организации.
При региональных департаментах МД «Южказнедра», «Севказнедра», «Востоказнедра», «Центрказнедра» и «Западказнедра», необходимо создать комплексные геологические экспедиции. В составе комплексных экспедиций должны быть структурные подразделения геологов съемщиков и поисковиков, геологов разведчиков месторождений твёрдых полезных ископаемых, гидрогеологов, специалистов по инженерно-геологической и гидрогеологической съёмке, геофизиков, геоморфологов и гидрологов. Количество основных геологических партий геологов и гидрогеологов может равняться количеству областей в регионе, вспомогательных партий может быть по одной в каждой экспедиции. Учитывая послание главы государства где сказано что одним из глобальных вызовов 21 века является острый дефицит воды предлагаем следующие решения.
1. Необходимо провести инвентаризацию и переоценку эксплуатационных запасов эксплуатируемых месторождений подземных вод.
2. Поиски, разведка и оценка запасов подземных вод для населенных пунктов, испытывающих наибольший дефицит в обеспечении качественной питьевой водой.
3. Гидрогеологические работы по оценке эксплуатационных запасов подземных вод перспективных участков.
4. Оценка месторождений (участков) подземных вод, пригодных по своему качеству для бутылирования в промышленных масштабах.
5.Переоценка прогнозных ресурсов (ресурсного потенциала) пресных подземных вод на территории РК на новой методической основе, оценка обеспеченности населения Казахстана ресурсами питьевых подземных вод.
6. Разработка и реализация программы изучения минеральных подземных вод для бальнеологических целей. При этом предусмотреть решение следующих первоочередных задач:
- Гидрогеологические работы по инвентаризации месторождений минераль-ных подземных вод в РК.
- Переоценка эксплуатационных запасов минеральных подземных вод действующих месторождений при окончании расчетного срока утверждения запасов или изменившейся потребности и пр.
- Поиски и разведка новых месторождений минеральных подземных вод.
7. Разработка и реализация программы изучения, поисков и разведки термальных подземных вод.
8. Разработка и реализация программы изучения, поисков и разведки промышленных подземных вод с целью извлечения из них полезных компонентов (редкие земли, йод, бор, бром и др.).
9. Изучение и локализация загрязнения подземных вод, в первую очередь техногенными нефтепродуктами с их извлечением на территориях НПЗ и различных складов ГСМ (в РК их более 300) - в водоносных горизонтах на прилегающих к ним территориях по нашей оценке может находиться 5-7 млн. тонн свободных нефтепродуктов в виде плавающих линз.
10. Гидрогеологические исследования и решение проблемы захоронения жидких промстоков в глубокие водоносные горизонты (нефтяная, урановая, химическая, горнодобывающая промышленность).
11. Разработка и реализация программы изучения трансграничных подземных вод для решения следующих задач:
- Совместное изучение, оценка эксплуатационных запасов и решение вопросов вододеления по подземным водам с Россией (Иртышский артезианский бассейн) и Узбекистаном (Приташкентский артезианский бассейн).
- Организация и ведение Государственного мониторинга раннего предупреждения о загрязнении и истощении запасов трансграничных водоносных горизонтов с Китаем, Киргизией, Узбекистаном и Россией.
- Разработку и переиздание методических руководств целесообразно осуществлять совместно с ведущими гидрогеологами России (в рамках ЕЭК).
12. Действующий Закон РК "О недрах и недропользовании" содержит много неоднозначных и противоречивых положений, неточностей, разночтений, в ряде случаев разные пользователи по-разному понимают его суть.. В результате после его ввода в действие практически парализована работа многих недропользователей, особенно в части согласования и рассмотрения проектов работ. Закон требует уточнения, переработки и, может быть, приостановки действия некоторых положений и статей. При этом полезно и весьма желательно участие в его разработке, обсуждении и согласовании геологической общественности Республики.
Нужно вернуть вопросы охраны недр, выдачу разрешений на спецводопользование (подземные воды) в геологическую службу, внеся при этом изменения в Водный и Экологический кодексы РК.
Исключить требования о необходимости согласования проектов на поиски и разведку подземных вод (также, возможно, и других полезных ископаемых) с органами Санэпиднадзора, экологии, промбезопасности (в последнем случае при бурении скважин глубиной менее 1000 м как в советское время) и передать эти функции исключительно геологической службе. Это существенно снизит коррупционную составляющую и ускорит процесс прохождения проектов, снизит себестоимость работ.
Как правило, созданные многочисленные согласовывающие организации не имеют в своем составе более или менее квалифицированные кадры геологической направленности, в абсолютном большинстве этих организаций их просто нет. Отсюда и безграмотные отписки и невозможность что-либо доказать – нет единого языка профессионального общения и, в результате, коррупционное решение всех проблем.
Другое дело – разработка месторождений подземных вод. Но и здесь есть свои проблемы – зачем, например, согласование с органами Санэпиднадзора добычи подземных вод не питьевого качества (соленых) для технических целей? Зачем согласовывать со всеми инстанциями проекты на бурение гидрогеологических скважин для технического водоснабжения бурения добычных нефтяных скважин на контрактной территории компании (соленые воды для приготовления глинистого бурового раствора – общий водоотбор из такой скважины 200-300 м3, скважина существует 20-25 дней, затем ликвидируется, а согласование проекта в четырех (!) инстанциях проходит в течение 6-8 месяцев, иногда и более). И таких проблем множество.
13. Больной вопрос – конкурсы на выполнение работ по государственному геологическому изучению. Создано много проблем, например, разработка раздельно – вначале ПСД, затем выполнение работ. В принципе идея правильная – при наличии готовой ПСД можно правильно распределять ассигнования и выставлять на конкурс объекты с обоснованной и прошедшей экспертизу ценой. Однако, всякая хорошая идея часто дискредитируется формальным и не всегда правильным исполнением. Пример – конкурс геолкома должна разрабатываться одной организацией, а работы по ней – другой. По нашему (и не только) твердому убеждению разработка ПСД и выполнение геологоразведочных работ должно быть в одних руках – это не строительство, где отступление от утвержденного проекта может привести к разрушению объекта. Проект на проведение геологоразведочных работ - это рабочая гипотеза будущей разведки и оценки запасов месторождения и является начальным этапом любой стадии изученности месторождения – будь то поиски или разведка.
Подход геолкома к конкурсам привел к тому, что большинство лотов выиграли явно пролоббированные строительные проектные организации (не геологического профиля). При этом искусственно были отсечены специализированные гидрогеологические организации путем подтасовки коэффициентов снижения условной цены.
В результате выигравшие тут же лихорадочно стали искать исполнителей на стороне, но уже за меньшую стоимость. Вопрос – какое качество ПСД мы получим, и можно ли будет квалифицированно, например, выполнить переоценку эксплуатационных запасов подземных вод по таким проектам? Особенно, если учесть, что в Казахстане на сегодняшний день имеется не более 15 специалистов-разведчиков высокой квалификации, в том числе работающих на госслужбе в системе Комитета геологии и недропользования. Кроме того, многие из них – люди пенсионного возраста.
14. Для решения задач, стоящих перед геологической службой, прежде всего, нужны квалифицированные кадры. Специалисты-разведчики, воспитанные в 1960-70-е годы закончились (!) – осталась лишь горстка "динозавров", многие из которых в силу своего возраста уже не могут активно работать. Нужна замена, а ее нет! Подготовка гидрогеологических кадров крайне слабая. Единственный профильный ВУЗ в РК - КазНТУ выпускает бакалавров по специальности "геология и разведка месторождений полезных ископаемых". Это и не инженеры, и не техники. Программа обучения существенно сокращена, а специальность "гидрогеология и инженерная геология" упразднена вообще. В межрегиональных департаментах в основном сидят статисты, принимающие отчёты по ЛКУ и по добыче, профессионалов геологов различного профиля, например в МД «Южказнедра», наберётся не более 15-20 человек, средний возраст которых составлял 50-55 лет. И это в наиболее благополучном межрегиональном департаменте, в остальных дела обстоят ещё хуже, в отдельных департаментах нет гидрогеологов, геофизиков, геологов-нефтяников и т.д.
Учитывая острейший дефицит квалифицированных специалистов-гидрогеологов (да и не только их) такой недальновидный подход к подготовке кадров приведет вообще к их отсутствию уже в ближайшее время и вынужденному приглашению иностранных специалистов.
Таким образом, с сожалением приходится констатировать, что геологическая отрасль в Казахстане существенно деградировала, растеряв за последние 20 лет накопленный ранее мощный потенциал и утратив передовые позиции в экономике РК.
Выход из создавшейся ситуации видится в возврате утраченных и переданных в другие отрасли функций главного разведчика недр, повышении статуса геологической службы, в том числе путем создания полноценной специализированной структуры (может быть, Министерства геологии), наделенной соответствующими полномочиями и насыщенной наиболее квалифицированными специалистами-геологами, гидрогеологами и др., способными видеть перспективы отрасли, ставить и решать задачи.