Операторы вагонов терпят огромные убытки - КазАПО
По словам перевозчиков, убытки компаний доходили до 120 млн тенге в сутки из-за простоя 15 тыс. вагоновПод председательством главы комитета логистики и перевозок президиума НПП «Атамекен», председателя Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» Нурлана Сауранбаева состоялось расширенное заседание подкомитета по железнодорожному транспорту Комитета логистики и перевозок. На заседании были рассмотрены итоги работы за 8 месяцев 2021 года, вопросы комплексного подхода к решению проблем железнодорожного транспорта и предложения по устранению проблем, сдерживающих исполнение поручений Комитета. Об этом сообщает пресс-служба «KAZLOGISTICS».
Как отметил председатель подкомитета по железнодорожному транспорту Илья Сегал, пандемия изменила и осложнила работу, между тем в этот период сложилась определенная система взаимодействия по решению проблемных вопросов. Тем не менее, сейчас очень важно подумать, как повысить скорость принятия решений на железной дороге.
Основная проблема, которая создает неуверенность и непредсказуемость для ведения бизнеса - это отсутствие возможности потребителя услуг железной дороги точно определить сроки выполнения обязательств перед своим клиентом, а также наладить эффективное использование своих вагонов, контейнеров, перегрузочных терминалов, складов хранения и консолидации грузов, мощностей по ремонту и подготовке вагонов к перевозке.
Основными причинами, сдерживающими выполнение поручений Комитета логистики и перевозок, Илья Сегал назвал игнорирование экономических интересов отечественных компаний в использовании их вагонов в Казахстане и соблюдение условий их эксплуатации за пределами страны, а также принятие циркуляров без заблаговременного уведомления участников рынка.
Генеральный директор КазАПО Салтанат Адамбаева сообщила, что второй год отечественные операторы вагонов терпят огромные убытки из-за отсутствия кардинальных решений в пропуске казахстанских грузов на границе с Китаем, на пунктах пропуска Достык-Алашанькоу, Хоргос- Алтынколь. Прямые убытки компаний доходили до 120 млн тенге в сутки по причине простоя 15 тыс. вагонов на путях. Сейчас ситуация несколько улучшилась, однако в ожидании приемки в КНР стоят более 7 тыс. вагонов, 3 тыс. из которых принадлежат КазАПО.
Для решения проблемы Салтанат Адамбаева предложила разделить пропорционально пропуск поездов, согласованный с Китаем, между экспортными и транзитными перевозками. К примеру, из 14 среднесуточных поездов по каждой станции пропускать по 1 продовольственному, 2 – сырьевым, 2 – контейнерным и т.д. При этом приоритетом необходимо выделить экспортные грузы.
Назрела необходимость обсуждения ответственности КНР за неприем согласованного плана, так как срыв поставок серьезно вредит имиджу Казахстана. Генеральный директор КазАПО затронула также проблему нарушения принципов введения нормативных документов по организации текущего отцепочного ремонта в соответствии с реформами, проводимыми на железной дороге.
По словам вице-президента ТОО «Atasu Logistics» Айгуль Досаевой, сейчас существует острая проблема с возвратом порожних контейнеров в связи с конвенционным запретом, действующим сейчас. На Алматинском железнодорожном узле скопилось более 15 тыс. контейнеров, на терминалах компании – более 5 тыс. контейнеров. Представитель «Atasu Logistics» попросила разрешить отправку через станцию Алтынколь или Достык.
Председатель правления ТОО «ТрансКом» Юлдаш Ибрагимов также акцентировал внимание на проблемах экспорта железорудного сырья в направлении Китая. Он также затронул вопрос доступа к информации по инфраструктурным проектам и капитальным ремонтам участков магистральной железной дороги.
И. о. заместителя председателя правления по грузовому движению АО «НК «КТЖ» Оралхан Кулаков сообщил, что за 8 месяцев тарифный грузооборот составил 153,3 млрд. тон/км., это 99,5% к плану, что на 2,7% больше показателя аналогичного периода прошлого года. Объем перевозок между Казахстаном и Китаем за восемь месяцев составил 14,4 млн. тонн.
В ноябре на площадке МИД планируется встреча с китайской стороной для урегулирования проблем на границе.
Заместитель председателя Комитета транспорта МИИР РК Жанибек Тайжанов сообщил, что, согласно анализу, Казахстан может перевозить в контейнерах до 22 млн тонн грузов. Потребность в контейнерах составляет порядка 115 тыс. К 2026 году ставится задача перевозить в контейнерах до 50% экспортного груза.
В Казахстане есть заводы, которые готовы производить контейнеры. В приоритете строительство 4 видов контейнеров – 20, 40 футовые и контейнеры для перевозки руды и рулонной стали. Сейчас прорабатываются меры государственной поддержки как для производителей контейнеров, так и для их операторов.
Председатель научно-экспертного совета НИИ ТК Эдуард Каплан отметил, что на фоне беспрецедентного роста транзита пришло время государству и всем участникам перевозочного процесса уделить внимание усилению экспортно-импортного потенциала страны, не умаляя дальнейшую значимость транзита. Необходимо также усиление внутриреспубликанской логистики, что должно обеспечить снижение транспортной составляющей в цене продукции. Учитывая удаленность Казахстана от морских путей, это задача стратегической важности.
Председатель правления АО «НК «КТЖ» Нурлан Сауранбаев отметил, что взаимодействие с бизнесом является для национального перевозчика приоритетной задачей. Усиление карантинных мер со стороны китайских властей привело к задержке приемов казахстанских грузов. Сейчас КНР принимает на 24% меньше грузов, чем в прошлом году. Связано это с тем, что китайская сторона ведет автоматизацию разгрузочного процесса, строительство второго пути и модернизацию инфраструктуры. Для решения проблем ежедневно ведется диалог с властями КНР, - сказал Нурлан Сауранбаев.
«Беспрецедентный рост транзита на 50%, высокие цены на уголь и металлы – эти факторы дали нагрузку на существующую инфраструктуру. Все хотят выходить на экспорт и возникают проблемы на европейском направлении. В связи с тем, что российские порты перегружены, мы своим клиентам предлагаем пойти на балтийские порты. РФ предоставила доступ и скидку на транзит по своей территории. Из-за того, что российские порты подняли цены на перевалку грузов, тарифы в балтийских портах выравниваются с российскими», - сказал глава КТЖ.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.