Спрос на электроэнергию подтолкнул нацкомпанию к ускорению

Представители «Самрук-Энерго» рассказали об инвестиционных программах компании

Вчерашний профицит электроэнергии завтра грозит стать дефицитом, говорят в АО «Самрук-Энерго». Компания запустила ряд проектов для того, чтобы избежать возможных проблем. Подробнее об инвестиционных программах рассказали специалисты национальной компании во время пресс-тура на энергообъекты Павлодара. 

Первый из восьми

За четыре года (2017-2020) средний рост электропотребления в республике составил 4%. Но уже в конце текущего года данный показатель, по сравнению с 2020 годом, составит 7%, отмечает управляющий директор по производству и управлению активами АО «Самрук-Энерго» Серик Тютебаев.

«Проанализировав данную ситуацию,  мы провели корректировку внутри компании. В частности, блок № 1 Экибастузской ГРЭС-1 будет запущен в 2023 году вместо планируемого 2024 года. К 2025 году планируем запустить блок № 3 на Экибастузской ГРЭС-2 и продолжить работы по  реконструкции Алматинской ТЭЦ-2», – отметил управляющий директор.

Экибастузская ГРЭС-1 им. Б. Нуржанова – крупнейшая в Казахстане  электрическая станция с установленной мощностью 4000 МВт и располагаемой мощностью 3500 МВт. Она была построена в восьмиблочном режиме по 500 МВт каждый. Первый энергоблок ГРЭС-1 был введен в эксплуатацию в 1980 году. В годы застоя три энергоблока станции были выведены из эксплуатации. После экономического кризиса  была принята инвестиционная программа по восстановлению ее проектной мощности.

С 2020 года объем инвестиций в проект по восстановлению составил 39,718 млрд тенге. Реализация проекта позволит увеличить мощность станции до проектной и тем самым завершить многолетний процесс модернизации основного оборудования. Напомним, что в 2014 году был включен в сеть энергоблок № 2 мощностью 500 МВт, который позволил значительно повысить производственные показатели Экибастузской ГРЭС-1. Напомним, что в июле 2012 года был запущен энергоблок № 8 мощностью 500 МВт.

В планах нацкомпании провести поочередную реконструкцию шести  блоков с увеличением суммарной мощности станции на 240 МВт. Проект может быть реализован с 2028 по 2035 год.

Наконец свершится?!

Строительство Экибастузской ГРЭС-2 было начато в 1979 году. По первоначальному проекту,  станция должна была нести нагрузку в 4 млн киловатт (восемь блоков по 500 МВт). Но построено было только два энергоблока. Шли годы, менялось правительство, экономика страны переживала взлеты и падение, и все это время вопрос расширения станции поднимался неоднократно. И вот теперь многолетние планы стали воплощать в жизнь. Во всяком случае, названа дата запуска третьего энергоблока мощностью 636 МВт – 2025 год. До конца текущего года будет завершена корректировка проектно-сметной документации и поставлено свыше 11 тыс. тонн оборудования. По информации председателя правления Экибастузской ГРЭС-2 Даурена Сагидуллы, оборудование для станции производится Харбинским заводом.

«Изготовлено порядка 25% оборудования третьего энергоблока. Выполнены подготовительные работы, прежде всего, это необходимые коммуникации: автомобильные и железнодорожные пути, автохозяйство, приступили к работам по монтажу фундамента, около 70% завершено», – отметил председатель правления. По предварительным данным, проект оценивается в 500 млрд тенге. Но это не окончательная сумма, она будет озвучена после корректировки проектно-сметной документации.

Угля станет больше

В третьем квартале 2022 года планируется запуск новой технологии добычи и транспортировки угля на крупнейшем месторождении «Богатырь» в Экибастузе. Это позволит увеличить объем добычи угля ТОО «Богатырь Комир» с 42 млн тонн до 50 млн тонн в год.

До сих пор уголь из разреза на поверхность доставляется железнодорожным транспортом. А поскольку добыча углубляется, то дальше использовать вагоны будет технически невозможно, да и финансово это становится накладно. По словам главного менеджера проекта  ТОО «Богатырь Комир» Сергея Угаркина,  падает рентабельность, поскольку железнодорожная транспортировка становится дорогой.

«Поэтому железнодорожный транспорт будет заменен на конвейеры, длина которых составит 11,5 километра. Это позволит в «горячую» пору в зимний период отгружать в сутки  до 150 тыс. тонн угля и выравнять зольность, сократить время оборота вагонов с 16 до 5 часов», – отметил руководитель проекта.

В компании прорабатывается проект по обогащению экибастузского угля. Данную технологию разрабатывали много лет. В следующем году планируется запустить пилотный проект в промышленных условиях. Если все получится, это позволит использовать так называемый третий пласт с зольностью более 50%. В результате обогащения зольность можно будет снизить на 6-7%, потребитель получит дополнительные объемы угля, а горняки смогут использовать временно не активные запасы, которые составляют около 300 млн тонн.

Алматы станет чище

Пока на севере страны основным видом топлива остается уголь, на юге переходят к газу. АО «АлЭС» реализует проект «Модернизация Алматинской ТЭЦ-2 с минимизацией воздействия на окружающую среду». Проектный институт КазНИПИЭнергопром завершает детализацию ТЭО, положительное заключение по проекту планируется получить до конца 2021 года.

Кроме того, ведется работа по проекту «Реконструкция Алматинской ТЭЦ-3 на базе ПГУ с увеличением мощности станции до 450 МВт». Здесь помимо перевода на газ, планируется работа станции в маневренном режиме для покрытия пиковых нагрузок потребления, как в самом мегаполисе, так и Алматинской области. В рамках газификации Алматинского энергокомплекса планируется расширение Алматинской ТЭЦ-1 со строительством парогазовой установки мощностью 200-250 МВт.  Все это позволит снизить выбросы вредных веществ в атмосферу с 50,4 до 6,7 тыс. тонн в год.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤