Послание 3.0: сырье, банки и инфляция
Светлое будущее не наступит без тяжелой работыТрадиционное послание президента не стало сюрпризом — часть поручений глава государства Касым-Жомарт Токаев вынужден был повторить уже второй год подряд, часть формулировалась так или иначе в течение этого года, а часть стала действительно новой. Экономика нуждается в росте, но враг прогресса инфляция не дремлет. Что ждет Казахстан в ближайший год — попробуем разобраться.
Прогрессивная шкала подоходного налога пока откладывается. Президент говорил о ней ранее, называя ее более справедливой, но с учетом того, что максимальная ставка не должна превышать 15%. В этом послании глава государства высказался о понижении налогового бремени на фонд оплаты труда, что должно вывести часть зарплат из тени.
Сырье для отечественной переработки. Об этом президент говорит второй раз, но его инициатива игнорируется. По его словам, требуется внедрить простое правило: цена сырьевых товаров должна быть для отечественных производителей доступной, а объем — достаточным. Ровно год назад звучали примерно те же самые слова, однако за этот год обрабатывающая промышленность достигла определенных успехов, обогнав горнодобывающую по уровню вклада в ВВП и, может быть, в этот раз президента услышат. Остается только разработать справедливый рыночный механизм, который не ущемит права производителей сырья, одновременно с этим давая к нему доступ отечественным обрабатывающим предприятиям.
Разгосударствление. Государства в нашей экономике слишком много, а как известно — оно плохой менеджер. Президент еще раз повторяет, что чрезмерное присутствия государства в экономике сдерживает ее рост. Факт — госкомпании доминируют во многих секторах и пользуются монопольными льготами. При этом все IPO, которые должны были пройти в прошлом и этом году — отложены до лучших времен, хотя тот же Казахтелеком (его ждёт SPO) выглядит отличным кандидатом даже в кризис, потому что для него кризис пошел на пользу. Сейчас одобрен некий новый план приватизации и остается только добиться его исполнения. Будем надеяться, что компании, готовые к первичным размещениям, не заставят себя долго ждать, а сами размещения пройдут по схемам Народного IPO 2.0, как и планировалось ранее.
Бюджетное правило. Появился шанс, что мы перестанем обманывать сами себя и тратить часть нефтяных доходов напрямую из бюджета. Президент призвал вынуть руки из Нацфонда и начать жить по средствам. Правда в три ближайшие года это не получится, так как трансферты одобрены до 2023 года. Учитывая, что в 2023 году планируется снова вынуть из Нацфонда 2,2 трлн тенге — объективно шансы на профицитный бюджет в 2024 году минимальны. А учитывая, что регулятор соседней страны и часть аналитиков предсказывают новый финансово-экономический кризис в 2023 году... с профицитным бюджетом могут быть проблемы.
Доходы бюджета. Для того, чтобы получить профицитный бюджет в условиях бюджетного правила и сокращения налогового бремени на фонд оплаты труда, придется постараться. Единственный шанс повысить доходы – это сократить траты и увеличить налогооблагаемую базу. То есть должен случиться качественный и количественный рост предприятий в Казахстане. К сожалению, единственное, что придумал Минфин за ночь после послания — отменить мораторий на проверки микро- и малого бизнеса, но это недопустимо. Прежде чем что-то регулировать, надо это создать, а вклад малых предприятий в ВВП у нас до сих пор не слишком высокий, зато желание проверить всех и каждого достаточно велико.
Банкиры без помощи. Никакой помощи банкирам. Хочется верить, что это означает, что следующий крупный банк, который будет испытывать трудности, спасать не будут. Это одна из ошибок прошлых лет, за которую приходится расплачиваться до сих пор. В итоге у многих банкиров выработался иммунитет — что бы они ни делали, у них есть уверенность, что их спасут. С другой стороны, и вкладчики менее придирчиво выбирают банк — не по надежности.
Инфляция. Враг номер один наступает на Казахстан. У Казахстана не так много инструментов сдерживания инфляции, и он достаточно успешно их применяет. Цены у нас выросли, но более низкими темпами, нежели в других странах мира и у наших соседей. Скорее всего нас ждет еще как минимум одно поднятие базовой ставки, ведь по итогам августа реальная базовая ставка сократилась до 0,55%, и, кажется, что сейчас остается все меньше места для маневра. Поднятие ставки будет означать увеличение ставок по депозитам и по кредитам, однако в текущем положении, когда главный враг любой экономики стучится в наши двери, другого выхода просто нет.
Исключения. Мы не помогаем банкирам — но готовы отдать Отбасы банку деньги из ЕНПФ, хотя этот банк вообще не выплатил ни тенге дивидендов за прошлый год. Такая ситуация в рыночной экономике недопустима, во-первых, это государственная монополия, ведь программу жилищных сбережений можно было бы расширить и на другие банки, во-вторых, это ставит вопрос целесообразности ЕНПФ, в-третьих, это сохранит давление, которое привело к росту цен на недвижимость. С одной стороны, мы берем курс на разгосударствление, с другой - отдаем госбанку деньги из Нацфонда.
Послание президента, выполненное даже частично, действительно способно качественно изменить жизнь в стране, однако, как кажется, без дополнительных пинков не обойдется.
Андрей Чеботарев, аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.