Каковы перспективы транскаспийского коридора

Мультимодальный маршрут, в котором задействованы два вида транспорта (железнодорожный и морской), ежегодно наращивает объемы перевозок
Фото: Владимир Третьяков

Транскаспийский международный транспортный маршрут позволит ускорить доставку грузов и упростить процедуры международной торговли. О результатах развития коридора и перспективах международного сотрудничества говорится в статье, опубликованной на сайте Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК (МИИР РК).  

Развитием трансконтинентальных маршрутов и коридоров, проходящих по территории Казахстана, МИИР РК занимается целенаправленно. Главный вектор этого года раскрытие потенциала Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ или Middle Corridor).

Максимальная реализация транзитного потенциала страны через интеграцию национальной транспортной системы в мировую транспортную сеть – такая задача поставлена перед транспортной отраслью руководством страны. И она последовательно исполняется.

8 стран, 20 участников

Мультимодальный транспортный сервис по маршруту Китай – Курык/Актау – Баку/Алят – Батуми/Поти и далее в третьи страны, в том числе через новую линию Баку – Тбилиси – Карс, был налажен в 2017 году.

ТМТМ является мультимодальным маршрутом, в котором задействованы 2 вида транспорта: железнодорожный и морской.

На сегодняшний день значительная часть грузопотока представлена широким спектром казахстанской экспортной продукции, а именно продуктами нефтехимии, черными и цветными металлами, СУГ, углем, угольным коксом, ферросплавами, зерновыми, масличными, бобовыми культурами и многими другими видами грузов. Одновременно ТМТМ успешно и целенаправленно продвигает услуги по контейнерной транспортировке грузов из Китая и стран Центральной Азии в сторону запада – в страны Европы, Африки – и в обратном направлении.

Международная Ассоциация Транскаспийского международного транспортного маршрута (далее - ТМТМ) объединяет более 20 серьезных игроков транспортного рынка - владельцев магистральной инфраструктуры и перевозчиков  из 8 стран. Это - Азербайджан, Грузия, Казахстан, Китай, Польша, Румыния, Украина и Турция. Инициатором открытия транскаспийского коридора выступила наша страна, поэтому и штаб-квартира ассоциации находится в Нур-Султане.

Этим летом о своем решении присоединиться к участникам проекта в качестве ассоциированного члена объявил и Узбекистан. Что вполне ожидаемо: ежегодный прирост объемов транзитных перевозок говорит о большом потенциале данного маршрута.

Объемы грузоперевозок

В 2017 году (год открытия) по Middle Corridor проследовало лишь 0,3 тыс. контейнеров. В 2018 году товарные перевозки выросли на порядок, до 3,9 тыс. ДФЭ. В 2019 году  объемы увеличились еще в 2 раза и составили 7,4 тыс. контейнеров.

На росте экспортных грузоперевозок сказалось решение АО «НК «КТЖ» предоставить благоприятные тарифные условия на перевозку нефтепродуктов, зерновых и бобовых культур, минеральных удобрений, картофеля, мяса, сахара, цветных и черных металлов, хлопка, масла растительного, сахара сырца, свежей плодоовощной продукции, мяса птицы, текстиля, полипропилена, а также грузов в контейнерах в/из Республики Узбекистан транзитом через нашу страну.

Начало пандемии в 2020 году существенно сказалось на планах членов Ассоциации и выстроенных логистических связях. Однако рост контейнерных перевозок не прервался и в этом непростом году: плюс 9% к показателям предыдущего года или 8,1 тыс. ДФЭ.

В 2021 году грузоперевозки на маршруте ТМТМ вновь оживились. За первое полугодие перевезено 7,4 тыс. контейнеров, что больше аналогичного периода прошлого года в 2,3 раза.

За пять лет - с 2017 по 2020 год -  по маршруту было перевезено более 3,9 млн тонн внешнеторговых грузов, в том числе  71 тыс. контейнеров в 20-футовом эквиваленте. 2,1 млн тонн  из них - казахстанские экспортные грузы.

В Европу по расписанию

28 ноября 2018 года состоялся запуск первого контейнерного поезда из казахстанско-китайского логистического терминала в порту Ляньюньган (КНР), который проследовал по ТМТМ через Казахстан, Азербайджан, Грузию, Турцию до конечного пункта назначения – Стамбула.

Первый состав был загружен машинами и оборудованием, электроникой, а также товарами народного потребления, всего -  двадцать один 40-футовый контейнер.

Данное сообщение осуществляется на регулярной основе – отправка контейнерных составов предусмотрена из порта Ляньюньган каждый месяц. В будущем частота отправок будет увеличена.

За первое полугодие текущего года по Middle Corridor пропущено 60 контейнерных поездов.

Маршрут из г. Сиань (КНР) в турецкий Измит уже отнесен к разряду регулярных. Контейнерный поезд Nomad Express отправляется в путь каждые десять дней и следует по строгому расписанию.  За январь-июнь по нему прошли 19 железнодорожных грузовых составов.

Маршруты назначением в турецкие Мерсин и Черкезкой также претендуют к концу года закрепиться в регулярном расписании. За первые 6 месяцев текущего года сюда транзитом через Казахстан проследовало 34 контейнерных поезда. Еще 19 контейнерных поездов в Поти (Грузия) и 7 – в Баку (Азербайджан).

Nomad Express сегодня показывает следующий бенчмарк в скорости движения: Шихези (Китай) - Кишлы (Азербайджан) - 6 суток; Ильичевск (Украина) – Достык (Казахстан) - 16 суток; Ляньюньган (Китай) – Стамбул (Турция) - 18-19 суток; Чэнду (Китай) - Стамбул (Турция) - 17 суток.

 Члены Ассоциации - участники проекта продолжают снимать барьеры и улучшать сервис в желании еще более существенно сократить время движения грузов по Транскаспийскому международному транспортному маршруту.       

Повышаем конкурентоспособность

Продуктивному развитию ТМТМ способстует  развитие новых логистических сервисов и формирование конкурентоспособных тарифных ставок.

Регулярный мультимодальный транспортный сервис по маршруту  осуществляется по утвержденным комплексным тарифным ставкам. Страны-участницы проекта  рассматривают и утверждают их на предстоящий фрахтовый год, после чего они становятся обязательными для исполнения всеми операторами перевозок.

С момента основания Ассоциации в 2017 году тарифы на маршруте ТМТМ снижены на 60% от базового уровня на вагонные перевозки (10 позиций), на контейнерные перевозки фидерным судном (23 направления) и паромным сообщением (11 направлений) из Китая/Казахстана/стран ЦА в Турцию, Румынию, Украину, Польшу, а также в обратном направлении.

Еще один  плюс данного международного маршрута для грузоперевозчиков  - обеспечение оперативного диспетчерского управления.

С апреля 2019 года в рамках ТМТМ функционирует виртуальный диспетчерский центр, куда входят ответственные работники от железных дорог и логистических операторов перевозок от Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции, а также исполнительного органа Международной Ассоциации ТМТМ. Участники центра ежедневно обмениваются информацией о передвижении и дислокации контейнерных поездов и одиночных контейнерных отправок, перевозимых по всему маршруту ТМТМ, оперативно решают вопросы, возникающие в процессе перевозок, вплоть до ускорения транзитных  таможенных процедур.

В рамках Ассоциации действуют «Соглашение о взаимодействии и мерах ответственности при организации перевозок грузов в составе  контейнерных поездов по маршруту ТМТМ» и «Соглашение об организации контейнерных перевозок в прямом международном железнодорожно-водном сообщении с участием фидерных судов между портами Каспийского моря (Актау, Баку (Алят)».

Данными соглашениями расписаны и утверждены такие важные аспекты, как технология взаимодействия участвующих в перевозке сторон, установление сроков доставки и обработки контейнеров по каждому участку маршрута ТМТМ, упрощение оформления перевозочных и таможенных формальностей при пересечении Каспийского моря, ответственность сторон за несоблюдение установленных сроков доставки.

Практическое применение названных документов позволило заметно повысить эффективность перевозок и значительно сократить сроки доставки контейнерных грузов по маршруту ТМТМ.

Буквально на днях, 4-5 августа, в Киеве прошло очередное заседание экспертной рабочей группы по развитию Транскаспийского международного транзитного маршрута. Участники Ассоциации обсудили текущее состояние грузоперевозок и безопасность на маршруте, внесли изменения и дополнения в Устав, актуализировали утверждённые тарифные ставки на 2021 год, а также, в связи с истечением срока действия, согласовали в обновленной редакции новые тексты соглашений.

Обсуждение данного вопроса будет продолжено в Стамбуле, где 11 августа пройдет встреча министров транспорта и инфраструктурного развития стран-участников проекта. Министры обсудят предложения экспертов по повышению эффективности ТМТМ, а также идею создания единого логистического оператора в рамках совместного предприятия. Единое управление транспортными потоками, по мнению аналитиков, ускорит работу с грузами и, как следствие, время движения контейнерных поездов по маршруту.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤