Теневой оборот в молочной отрасли составляет 13% - МСХ
Для улучшения ситуации планируется введение цифровой маркировки продукцииТеневой оборот в молочной отрасли составляет 13%, а это значит, что каждый восьмой молочный продукт, который продается в Казахстане, потенциально несет опасность для здоровья потребителя. Об этом со ссылкой на пресс-службу Министерства сельского хозяйства РК сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
В 2022 году в стране планируется введение обязательной цифровой маркировки молочной продукции. Цифровая маркировка и прослеживаемость товаров является основным инструментом в борьбе с некачественной продукцией, отметили в ведомстве. Во-первых, код Data Matrix будет блокировать кассовое выбытие просроченного товара, магазины и дистрибьюторы также не смогут менять информацию о сроке годности в цифровом коде.
Во-вторых, покупатель маркированной продукции с помощью мобильного приложения Naqty Onim сможет сигнализировать производителю и в государственные органы о нарушениях. В-третьих, криптозащита и невозможность подделки цифрового кода также сделают невозможным подделку самого продукта.
«Эти меры помогут «обелить» рынок и защитить казахстанского потребителя от некачественной продукции, - считают в министерстве. - Кроме того, процесс маркировки повышает прослеживаемость товаров – от производителя до конечного потребителя, так как вся логистика продукции отображается в системе маркировки. Система генерирует Data Matrix код для каждой упаковки».
По данным Минсельхоза, доля затрат производителя на оборудование для маркировки в розничной цене продукта составит от 0,06 до 0,15%. Так, стоимость маркировочного оборудования для одной линии варьируется от 0,5 до 9,2 млн тенге в зависимости от размера предприятия и видов продукции.
Кроме того, для производителей молочной продукции будут предусмотрены меры господдержки, которые позволят обеспечить компенсацию до 50% затрат на маркировочное оборудование и расходы на заказ кодов. При этом у небольших производств есть возможность не устанавливать оборудование по нанесению кодов маркировки на производственную линию, а заказать нанесение кода на упаковку через типографию. В таком случае затраты на маркировку снизятся еще в 2,5-4 раза.
Отмечается, что с 1 июня в России и с 8 июля в Беларуси уже введена обязательная цифровая маркировка молочной продукции, в частности, на мороженое и сыры. Поэтому маркировка товаров кодом Data Matrix в Казахстане становится важным фактором для защиты отечественного производителя и обеспечения конкурентоспособности молочной отрасли страны.
Напомним, цифровая маркировка товаров является межнациональным проектом, реализуемым на территории Евразийского экономического союза. В РК с 1 октября 2020 года уже введена обязательная цифровая маркировка табачных изделий. С 1 ноября 2021 года стартует обязательная маркировка обуви.
На сегодняшний день в Казахстане реализуется пилотный проект по цифровой маркировке молочной продукции. Помимо молочной отрасли, проходят «пилоты» по цифровой маркировке алкоголя, фармпрепаратов, упакованной воды и сахаросодержащих напитков и товаров легкой промышленности.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.