Как развивают электронную торговлю в Казахстане
К 2025 году долю e-commerce в ретейле планируют довести до 15%Министерство торговли и интеграции планирует к 2025 году в рамках Национального проекта развития торговли нарастить долю электронной торговли до 15%. Как указывалось в презентации вице-министра торговли и интеграции Асель Жанасовой на Astana Finance Forum, в 2021 году планируется довести долю электронной торговли до 9,9%, что составит 1,4 трлн тенге. В 2025 году - до 15%, а это уже 3,6 трлн тенге. Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz собрал важные инициативы ведомства по развитию e-commerce в Казахстане.
По данным Казпочты, в 2020 году объем рынка онлайн-торговли вырос более чем в 2 раза, превысив 1,1 трлн тенге и достигнув 9,7% от общего объема розничной В2С-торговли. В 2019 году показатель составлял 3,7%. По мнению партнера по консультационным услугам в Евразии компании PwC Натальи Лим, в 2021 году объем рынка уже не увеличится в 2 раза, «но рост будет значительным». Об этом она сказала в своем выступлении на Astana Finance Forum. «Развивать экосистему электронной коммерции планируется с помощью трех инструментов. Первый – стимулирование электронной торговли и обучение МСБ. Второй – развитие службы доставки и логистических сервисов, третий – развитие онлайн-трансграничной торговли», - сообщала Асель Жанасова.
Образовательные программы
По первому направлению в профильном ведомстве делают ставку на повышение грамотности среди студентов вузов и субъектов предпринимательства. В апреле 2021 года запущена образовательная программа, где обучают особенностям перехода к электронному бизнесу и его продвижению. Вебинары проводят ведущие независимые эксперты, специалисты из крупных международных компаний, имеющие большой опыт в таких направлениях, как интернет-маркетинг, электронная торговля, электронные платежи, бухгалтерский учет, управление денежными потоками. Организаторами семинаров стали проект USAID по развитию предпринимательства и бизнес-среды, Фонд развития предпринимательства «Даму», Финтех-хаб МФЦА и международная платежная система Mastercard. Участие в вебинарах бесплатное.
Вице-министр торговли и интеграции Асель Жанасова в своем приветственном обращении к участникам первого вебинара сказала, что в Казахстане планируют нарастить показатели доли электронной торговли. «Для этого мы должны совершенствовать государственное регулирование, улучшить инфраструктуру электронной коммерции, координацию государства и бизнеса, развивать электронный экспорт казахстанских товаров. Очень важно в этом процессе постоянно развивать цифровые навыки бизнеса и населения. Уверена, что повышение цифровой и финансовой грамотности МСБ поможет дальнейшему развитию е-коммерции в стране и выходу наших компаний на другие рынки. Пандемия оказала положительное влияние на развитие электронной торговли в мире и в Казахстане. Карантинные меры потребовали от бизнеса пересмотра формата взаимодействия с клиентами. Мы надеемся, что опыт и знания, которые наши предприниматели получат от ведущих международных экспертов и специалистов в рамках данного проекта, помогут им изменить стратегию работы, найти новые форматы, нестандартные решения и сервисы. Электронная торговля может стать одним из драйверов роста экономики в стране, а также источником для новых рабочих мест», - поясняла вице-министр.
Отметим, что большое внимание во время вебинаров уделено цифровому продвижению и видам цифровой рекламы. Слушателей обучают настройке и механизмам проведения рекламных и имиджевых кампаний в интернете, а также оценке их эффективности. Представителям МСБ рассказывают об особенностях перехода к электронному бизнесу: как создать веб-сайт и интернет-магазин, как управлять онлайн-заказами и привлекать клиентов, как осуществлять продажи через торговые маркетплейсы и популярные социальные сети, например, Instagram. Электронная коммерция непосредственно связана с электронными платежами, поэтому особое внимание во время вебинаров было уделено теме цифровых платежей: как работают цифровые платежи, как можно их настроить для онлайн-бизнеса и как обеспечить их безопасность. Важными аспектами работы предприятия в режиме электронной торговли являются бухгалтерский учет и управление денежными потоками онлайн-бизнеса. Поэтому предприниматели узнали о преимуществах и возможностях, которые дает бухгалтерское программное обеспечение для МСБ, каким образом выставлять счета в электронном виде для более быстрой оплаты.
Alibaba, Amazon и eBay
Еще одно направление, которое развивает министерство торговли и интеграции - доступ к международным торговым площадкам. «По трем крупнейшим торговым интернет-площадкам нами проведено несколько раундов переговоров. Мы добились, что с мая текущего года казахстанцам разрешили торговать на таких интернет-площадках, как Amazon, Ozon и eBay. А это возможность для наших предпринимателей торговать с более 190 странами мира. Кроме того, с 2020 года нами активно оказывается поддержка отечественным производителям в продвижении экспорта товаров на интернет-платформе Alibaba. Уже 100 отечественных компаний, работающих на платформе в качестве «Золотого поставщика», заключили экспортные контракты на 45 млн долларов. Среди них такие компании, как «Арал тұз», «Еуразиан фудс», «Агро продакт», «Актобе биф» и «Саумал», - рассказывал министр торговли и интеграции Бахыт Султанов на отчетной встрече с населением.
С 15 июня по 15 июля 2021 года в Казахстане проводится третий отбор компаний для получения статуса Gold Supplier («Золотой поставщик») на крупнейшей международной торговой онлайн-платформе Alibaba.com. Всего в 2021 году, по данным QazTrade, будут отобраны 50 казахстанских поставщиков переработанной продукции для вывода на эту площадку. Заявку можно подать онлайн на портале export.gov.kz.
Напомним, за 2019-2020 годы статус Gold Supplier на маркетплейсе Alibaba.com получили 100 отечественных компаний. На торговой площадке уже размещены более 4 тыс. казахстанских товаров: макаронные изделия, мука, мед, кондитерские изделия, мясо, напитки, растительные масла, мебель, одежда, товары для детей и многое другое. Участники программы по выводу на платформу Alibaba.com заключили экспортные контракты на 45 млн долларов. Заказчиками выступили покупатели из Китая, Македонии, ОАЭ, Омана, стран ЕАЭС и Центральной Азии. Через платформу Alibaba.com казахстанские экспортеры также ведут переговоры со странами Юго-Восточной Азии (пищевая продукция), Ближнего Востока (мед, мясная продукция). Страны ближнего зарубежья проявляют интерес к таким видам товаров, как фильтры, текстиль, электротехника. Оператором услуги по выводу отечественных предприятий на международную электронную платформу Alibaba.com является QazTrade.
Казахстанским производителям открылся и более широкий доступ на российский маркетплейс Ozon. «Гигант российского e-commerce – это 16-миллионная база постоянных покупателей и более 80 млн ежемесячных пользователей, - написал 13 июля министр торговли и интеграции РК Бахыт Султанов на своей странице в Facebook. - На маркетплейсе представлены товары в 20 разных категориях - от одежды и продуктов питания до детских товаров и косметики. И это, на мой взгляд, большой потенциал для казахстанских предпринимателей».По словам министра, теперь любой казахстанский производитель может предложить свой товар на этой универсальной площадке. Впрочем, пишет он, казахстанская продукция (обувь, украшения и сельхозтовары) и раньше была представлена на Ozon, но, как и в случае с Wildberries, для выхода на площадку отечественные компании должны были открывать филиалы на территории РФ. А это крайне неудобно и затратно для бизнеса. «Выходу местного бизнеса на Ozon способствовало совершенствование логистики: с мая наши предприниматели могут доставлять товары в Россию прямиком до клиента самостоятельно или с помощью сторонних перевозчиков, - говорится в сообщении. - В скором времени Ozon также предложит свой перечень партнеров-логистов, которые будут возить товары казахстанского бизнеса в Россию. Также сейчас прорабатывается возможность складирования наших товаров для последующей доставки по России и другим регионам».
Единый оператор электронной торговли ЕАЭС
В сентябре 2021 года Казахстан планирует запустить в пилотном режиме проект по развитию электронной торговли в рамках ЕАЭС - «институт операторов электронной торговли». Об этом вице-министр торговли и интеграции Асель Жанасова рассказала также на Astana Finance Days 2021.
Ранее ЕЭК предложила рассмотреть вопрос создания единого оператора на территории стран союза, через которого будут проходить товары для личного пользования, заказанные на зарубежных интернет-площадках. Запуск пилота был намечен на 1 июля 2021 года.
Внешняя е-commerce в странах союза, как и во многих странах мира, по словам вице-министра, практически не регулируется. В итоге каждое из государств занимается разработкой своего законодательства ТЭТ. «В рамках ЕАЭС запускается пилотный проект в области внешней электронной торговли товарами B2C. Старт пилота планируется в сентябре, а официальный запуск в январе 2022 года. Ведутся подготовительные работы. Но уже есть предварительная договоренность о том, что все трансграничные онлайн-товары, которые циркулируют между странами ЕАЭС, будут проходить через единого оператора электронной торговли в рамках пилотного проекта. В перспективе проект позволит значительно уменьшить затраты людей на таможенные сборы и оплаты пошлин», - поясняла Асель Жанасова.
В своем выступлении она отмечала, что количество онлайн-покупателей на казахстанском рынке в первой половине 2021 года составило 4,6 млн человек. В прошлом году, по данным Казпочты, их количество составляло 3,8 млн человек. А к 2025 году, по прогнозам министерства торговли и интеграции, показатель достигнет 7,7 млн человек. «К этому сроку планируется довести объем покупок на казахстанских интернет-площадках до 106,2 млн штук. А также нарастить долю безналичных платежей в электронной торговле до 90%», - отмечала вице-министр.
По данным finprom.kz, казахстанцы все чаще стали приобретать товары и услуги онлайн. Доля таких интернет-пользователей достигла 18%. В 2020 году, в период локдаунов и самоизоляции, розничная торговля в Казахстане показала значительный спад - минус 4,1% за год в реальном выражении. Аналогичная ситуация наблюдалась практически во всем мире. При этом главной опорой ретейла в период пандемии стала электронная торговля. Объем e-trading в мире в 2020 году вырос на 27,6% за год и достиг 4,3 трлн долларов. В Казахстане объем онлайн-покупок увеличился сразу на 57% и составил 1,1 трлн тенге, а доля электронной торговли выросла почти в три раза и достигла 9,7% от ретейла.
В 2020 году доля пользователей сети интернет, купивших товары и услуги онлайн-способом, увеличилась до 17,7%, годом ранее она составляла 15,6%. В региональном разрезе наибольшая доля пользователей e-trading наблюдалась в Карагандинской области — 36%. В топ-3 регионов также вошли Нур-Султан (30%) и Мангистауская область (27,3%). 29,9% продавцов, у которых казахстанцы совершают онлайн-покупки, из стран СНГ, 8,1% - непосредственно из стран ЕАЭС. У продавцов других стран, помимо государств ЕАЭС, совершали покупки 11,4% казахстанских интернет-пользователей. Таким образом, товары и услуги зарубежных продавцов пользуются в РК достаточно высоким спросом.
В 2020 году казахстанские пользователи сети интернет,
осуществившие покупки онлайн-способом, больше всего покупали одежду, обувь и
спортивные товары - доля таких пользователей составила 62,8%. Следом идут
покупки продуктов питания (44,9%), товаров для домашнего пользования (25,5%),
лекарственных препаратов (23,6%), а также телекоммуникационных услуг (19,6%).
Налоговые льготы
Напомним, предприятия e-commerce в Казахстане освобождены от уплаты подоходного налога до 2023 года. Но для этого бизнес должен соответствовать сразу нескольким условиям: оформление сделок по продаже товаров должно проходить в электронной форме; оплата товаров должна производиться безналичным платежом; у предпринимателя должна быть собственная служба доставки товаров или должен быть заключен договор с перевозчиками грузов либо курьерской или почтовой службой. Налоговым законодательством не установлены порядок и условия заключения договоров с физлицами по доставке товаров, а также ограничения по заключению таких договоров.
Если деятельность компании соответствует этим условиям, предприниматель должен подать уведомление в налоговый орган и встать на регистрационный учет как налогоплательщик, осуществляющий отдельный вид деятельности (ОВД) — электронная торговля товарами. Это можно сделать в налоговых органах (elicense.kz). Форма уведомления размещена на сайте Комитета государственных доходов (kgd.gov.kz): главная - деятельность - электронная торговля.
«Для предприятий электронной торговли (пункт 3 статьи 293 Налогового кодекса) корпоративный подоходный налог (КПН), исчисленный в соответствии со статьей 302, уменьшается на 100%. Положения этой статьи применяются в случае, если доходы от осуществления электронной торговли товарами с учетом превышения суммы положительной курсовой разницы над суммой отрицательной курсовой разницы, возникшей по операциям такой деятельности, составляют не менее 90% совокупного годового дохода», - поясняли в Департаменте государственных доходов по Алматы. При несоблюдении данного условия налогоплательщик не вправе применять положения этой статьи. Также налогоплательщик, применяющий положения статьи 293, не вправе применять другие положения Налогового кодекса.
Защита прав потребителей
В марте 2021 года Бахыт Султанов в ответе на депутатский запрос пояснял, что министерство торговли и интеграции предлагает разработать руководства и рекомендации для провайдеров услуг электронной торговли по защите прав потребителей, а также единые типовые договоры в сфере электронной коммерции. «Для роста доверия к покупкам в интернете может быть использован опыт России и Беларуси, где существует реестр компаний электронной коммерции. В нем прописаны юридические данные, реквизиты компаний, которые потребитель может использовать в случае необходимости», - сообщал министр.
Это позволит обеспечить прозрачность работы предпринимателей. Кроме того, с января 2019 года Казахстан принимает участие в плюрилатеральных переговорах по
новому Соглашению ВТО по электронной торговле. Одним из ключевых
положений соглашения является раздел «Доверие и электронная
торговля», в котором формируются положения по обеспечению защиты прав
потребителей и защите персональных данных в сфере электронной торговли. Бахыт Султанов пояснял, что для укрепления защиты прав потребителей в
трансграничной электронной торговле предлагается установить международное
сотрудничество компетентных ведомств в сфере защиты прав потребителей.