В РК только 5 товарных бирж полностью соблюдают требования законодательства
Вице-министр торговли и интеграции Ержан Казанбаев рассказал о новых требованиях к биржам и создании конкурентной средыМинистерство торговли и интеграции разработало Концепцию законопроекта о биржевой торговле. Она предусматривает развитие бирж по трем основным направлениям. Первое - увеличение требований и повышение их прозрачности. Второе - создание конкурентной среды и условий для развития биржевой торговли, и третье - увеличение объемов торговли. Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz побеседовал с вице-министром МТИ РК Ержаном Казанбаевым о нормах Концепции и инструментах достижения поставленных целей.
- Ержан Калдыбаевич, при обсуждении темы вы сказали, что «некоторые товарные биржи размывают ликвидность рынка». Что это означает?
- Если пояснять с примерами, то некоторые товарные биржи были открыты в целях проведения торгов для определенного узкого круга продавцов и покупателей. К примеру – 6 товарными биржами за последние 3 года осуществлено 40 сделок на общую сумму 23 млрд тенге. Вместе с тем имеются и независимые, но откровенно слабые игроки биржевой торговли, готовые практически на любые условия для заключения контракта на проведение торгов. Все вышеуказанные категории товарных бирж не преследуют целей развития. То есть по факту размывают ликвидность и препятствуют развитию биржевого рынка в целом. Для исключения подобных случаев необходимо увеличить требования к товарным биржам.
По факту, на сегодня в Казахстане зарегистрировано 19 товарных бирж, 9 из которых торгуют на постоянной, ежемесячной основе, 6 торгуют периодически. 4 товарные биржи вообще не функционировали и не совершили за 2019-2020 годы ни одной биржевой сделки, а в 2018 году в общей сложности 5 сделок на общую сумму 850 млн тенге.
- То есть их деятельность внимательно мониторится?
- Конечно. Так, недавний мониторинг товарных бирж показал, что на отечественном рынке только 5 товарных бирж, которые полностью соблюдают требования законодательства. С периода введения карантинного режима до настоящего времени лишь 10 товарных бирж предоставляют отчетность, предусмотренную законодательством.
Наверное, не стоит здесь пояснять, что если большинство бирж уже не соблюдают требования законодательства, то они потенциально увеличивают риски проведения непрозрачных торгов. При этом у многих ТБ аккредитовано небольшое количество брокерских компаний. Это говорит о низкой конкуренции, так как брокеры не могут в рамках одной торговой сессии оказывать услуги двум и более потенциальным покупателям/продавцам.
- Получается, увеличение минимального размера уставного капитала - один из инструментов оставить сильнейших и усилить конкуренцию?
- Увеличение уставного капитала требуется для формирования стабильности биржевой отрасли, чтобы на рынке присутствовали сильные игроки с развитой биржевой инфраструктурой, проводящей многомиллиардные сделки, и которые должны нести ответственность реальными деньгами.
В результате принятия данной нормы на рынке биржевой торговли произойдет сокращение количества бирж за счет откровенно слабых игроков, проводящих 1-2 сделки в год и не имеющих достаточных финансовых ресурсов. Останутся только стабильные товарные биржи, которые будут являться драйверами развития биржевой торговли.
- Насколько будет увеличен минимальынй уставный капитал? И что означает введение «двухуровневой системы ТБ»?
- На сегодня размер уставного капитала составляет не менее 300-тысячекратного размера МРП. При этом допускается его внесение в виде различных активов: компании вносят различное имущество, в том числе нематериальные активы в виде программного обеспечения, активов с низкой ликвидностью, а также недвижимым имуществом. При этом не учитываются ежегодная амортизация и состояние вложенного имущества, что вызывает недоверие ко всем товарным биржам.
Введение двухуровневой системы товарных бирж предлагается законопроектом для формирования стабильной биржевой отрасли. Сами ТБ будут делиться на первый и второй подвиды. К первому относятся биржи, осуществляющие торги стандартизированными и нестандартизированными товарами. Для них предусмотрено увеличение уставного капитала до 700-тысячекратного размера МРП. При этом биржи, осуществлявшие свою деятельность до принятия настоящего закона, оставшийся 400-тысячекратный размер МРП вносят в денежном выражении в течение полутора лет.
Ко второму подвиду относятся ТБ, организующие торги только нестандартизированными товарами. К ним требования по минимальному размеру уставного капитала остаются на прежнем уровне – не менее 300-тысячекратного размера МРП.
При этом товарные биржи, открывшиеся после принятия настоящего закона, формируют уставный капитал в 100% денежном выражении.
Разделение на подвиды придаст импульс совершенствованию и развитию биржевой торговли. Законопроект подтолкнет слабых игроков, осуществляющих торги только нестандартизированными товарами, нарастить свой потенциал, используя консолидацию с другими биржами, и увеличение объемов торгов за счет расширения спектра услуг и улучшения их качества.
- Что такое Единые правила биржевой торговли? Почему возникла в них необходимость?
- Я выше уже отмечал, что у многих товарных бирж аккредитовано небольшое количество брокерских компаний, что говорит о низком уровне конкуренции. В адрес министерства торговли и интеграции только за 10 месяцев прошлого года поступило более 50 жалоб и обращений по вопросам условий аккредитации на товарных биржах, порядку проведения биржевых торгов, а также по разрешениям споров биржевым арбитражем.
Поэтому взамен отдельных правил законопроектом будет предусмотрено утверждение Единых правил биржевой торговли. Они будут определять режим торговли, максимальный размер лота в одной торговой сессии, диапазон ценовых заявок, ежемесячный (ежеквартальный) объем реализуемого товара, наличие документов, подтверждающих факт оплаты и поставки (отгрузки) биржевого товара, и многое другое с учетом отраслевых особенностей каждого товара.
Кроме того, Едиными правилами биржевой торговли будут закреплены нормы по исключению дискриминационных условий и положений для брокеров и дилеров. При этом покупатели и продавцы будут иметь возможность поменять биржу при неизменных условиях и процедурах торговли.
- Просто для сравнения: в чем несовершенство существующего закона?
- На сегодня биржевым законодательством определено, что товарная биржа устанавливает единую ставку биржевого сбора для всех независимо от объемов торговли. По сути, ТБ лишена возможности установить более низкую ставку биржевого сбора для постоянных клиентов. Это сдерживает ее клиентов повышать объемы биржевой торговли.
Возможность устанавливать дифференцированный биржевой сбор в зависимости от объема совершенных сделок брокеров предусмотрена в новом законопроекте. Также для повышения безопасности всех участников торгов рассмотрена возможность «вменения страхования сделок на бирже в режимах стандартного и двойного встречного аукционов». Вместе с тем законопроектом предусмотрено и расширение видов биржевой торговли, где кроме спот-товаров предусмотрен переход на сделки с долговыми обязательствами (кредиторская и дебиторская задолженность).
- Есть поставленные цели, которых законопроект поможет достичь?
- Прогнозируем, что дополнения в законодательство позволят сделать участие в торгах доступнее и увеличат объемы биржевой торговли, привлекут новых, в том числе зарубежных партнеров, создадут конкурентную среду, установят адекватные цены, обеспечат прозрачность биржевых сделок. И все это вместе сформирует устойчивую и конкурентоспособную отечественную биржевую отрасль.
При этом рассчитываем, что к 2025 году рост объемов биржевой торговли достигнет 5,6 трлн тенге (в 2020 году – 1,4 трлн тенге). А увеличение доли биржевой торговли в общем объеме оптовой торговли вырастет до 14,0% (в 2020 году – 3%). На сегодня законопроект находится на рассмотрении в мажилисе, после чего будет направлен на рассмотрение верхней палаты парламента.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.