Экибастузский железнодорожный кластер планирует освоить новые рынки сбыта
На какую продукцию делает ставку промышленный кластерКластер по производству железнодорожной продукции при поддержке консалтинговой компании Railways Systems KZ планирует нарастить экспортный потенциал за счет собственной уникальной продукции в сфере машиностроения. Об этом корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz сообщил основатель ТОО «Проммашкомплект» Сергей Павлингер. Он рассказал о планах по увеличению производственных мощностей и выходу на европейские рынки сбыта.
Отметим, что встреча состоялась в преддверии большой конференции мировых производителей железнодорожной техники в Нур-Султане.
На сегодня промышленный кластер в Экибастузе включает пять производственных предприятий, выпускающих в год 200 тыс. железнодорожных колес различного размера, 300 тыс. железобетонных шпал, 42 тыс. железнодорожных осей, 20 тыс. колесных пар, 850 комплектов стрелочного бруса и 3 млн комплектов пластиковых элементов рельсового скрепления. Скоро в кластер включат еще два предприятия - по выпуску клемм и бандажей. Как подчеркнул Сергей Павлингер, подобные производства есть только в Германии и Австрии. В казахстанском локомотивном хозяйстве в основном используются бандажи и клеммы, импортируемые из России и Польши.
«Сейчас в процессе запуска находится клеммовое производство – это материал верхнего строения пути. В наших планах открыть цех по его производству в составе кластера уже 1 июля 2021 года. В данный проект вложено порядка 10 млрд тенге. Кроме этого, на 2024 год запланировано открытие нового предприятия по выпуску бандажей и кованых изделий. Инвестиции составят около 70 млрд тенге. В каждом случае 30% средств вкладывает сам кластер, остальное - финансирование Фонда развития промышленности Казахстана», - рассказал Сергей Павлингер.
Визитной карточкой кластера как в Казахстане, так и за рубежом является производство цельнокатаного колеса с криволинейным диском из стали для грузовых инновационных вагонов. Завод по выпуску колес ТОО «Проммашкомплект» работает на самом современном европейском прессо-прокатном оборудовании, отличается экологичностью производства и почти 90%-ной роботизацией. Это позволяет в несколько раз увеличить объемы выпускаемой продукции, а также уменьшить расход требуемого сырья.
«Речь идет исключительно об отечественной продукции, разработанной по нашим чертежам и собственной конструкции. Все сертификационные процедуры пройдены. Сейчас мы аттестуем наши колеса в Российской Федерации, чтобы иметь возможность поставлять их для местного подвижного и пассажирского составов. Уникальность продукта в том, что наше колесо выдерживает больший тоннаж за счет особенного химсостава и конструкционных особенностей», - отметил Сергей Павлингер.
Несмотря на пандемию коронавируса, для казахстанского кластера сегодня открываются весьма выгодные перспективы на международном рынке: качество цельнокатаных колес ничем не уступает европейским аналогам, а цена на продукцию значительно ниже.
«Сегодня мы грузим до 10 тыс. колес в месяц на российский рынок. В планах освоить рынок Азербайджана и Беларуси. Кроме этого, примерно два месяца назад был подписан приказ президента РФ о запрете поставок колес из Украины в Россию. В итоге спрос на продукцию нашего кластера вырос сразу в несколько раз. Возможно, это обстоятельство не устраивает некоторых наших конкурентов. Однако, по сути, мы готовы к выпуску любого вида продукции, включая колеса для составов метро», - сказал Сергей Павлингер.
Еще одна визитная карточка кластера - завод по производству железнодорожных осей. Предприятие оборудовано станками из Чехии и Словакии. Сама продукция выходит с минимальным процентом брака (0,2). При этом завод расходует до 20 тыс. тонн стали в месяц, импортируемой из России, а мировая цена за лом выросла на 95% в 2021 году.
«Казахстанский металл можно использовать, если его начнут делать внутри страны. Для самого кластера его могут изготавливать в Темиртау, но местные предприятия управляются иностранцами, и мы не можем влиять на их руководство. В итоге сейчас мы привозим сталь из российского Таганрога. Однако в ближайшие два-три года в планах открыть собственный сталеплавильный завод в Экибастузе. Тем более что при запуске бандажного производства нам потребуется порядка 300 тыс. тонн стали в год», - сообщил он.
На предприятиях в Экибастузе трудятся свыше 2200 человек. Открытие двух заводов позволит создать еще 160 рабочих мест с увеличением до 600 в процессе роста производственных мощностей. Средний возраст сотрудников 32 года, и многие из них могут получить профильное образование за счет самого кластера.
«За последние 10 лет мы потеряли многих специалистов в стране. Крайне сложно найти хороших технарей, поэтому мы приглашаем специалистов со всего мира. Предоставляем жилье, оплачиваем обучение. Сами готовим своих инженеров, фрезеровщиков, токарей, поскольку понимаем, что если не вкладывать в обучение сотрудников, то в скором времени мы получим еще больший дефицит кадров. Кроме этого, в рамках социальной ответственности кластер строит в Экибастузе детские сады и школы, а также участвует в строительстве жилого фонда», - пояснил Сергей Павлингер.
Основатель «Проммашкомплекта» рассказал, что 28 июня профессионалы железнодорожной отрасли примут участие в расширенном заседании НП ОПЖТ (Объединение производителей железнодорожной техники) в Нур-Султане, где будут рассмотрены управленческие, экономические и финансовые темы, внедрение инноваций в производство, вопросы координации между предприятиями. 29 июня гости конференции прибудут в Экибастуз и посетят железнодорожные предприятия, образующие кластер.
«Пандемия коронавируса, рост цен на сталь и общеполитические тенденции таковы, что нужно больше общаться и договариваться о том, как действовать дальше в сложившихся условиях. К нам приедут представители РЖД, а также Белорусской железной дороги, производители техники, стали, локомотивов, подвижного состава. Мы привезем их в Экибастуз, чтобы они посмотрели, насколько у нас передовое и конкурентоспособное производство. Нам есть что показать!» - заключил Сергей Павлингер.
Партнерский материал