Депутаты назвали причины роста цен на продукты

Основными причинами роста цен являются слабые государственные институты ценового регулирования и неразвитость финансового рынка,...

Основными причинами роста цен являются слабые государственные институты ценового регулирования и неразвитость финансового рынка, чрезмерный рост доходов по сравнению с товарной массой, неразвитость системы безналичных расчетов в торговле. Также сказывается сокращение объемов производства, увеличение импорта и необоснованный рост издержек на производство продуктов питания.

Об этом говорили сегодня в  Мажилисе.  Проблемы регулирования цен на продукты питания были обсуждены по инициативе председателя Комитета по социально-культурному развитию Дариги Назарбаевой. С анализом ситуации в сфере роста цен на продукты питания выступил депутат Мажилиса, член  Комитета по социально-культурному развитию Валихан Бишимбаев.

Он отметил, что отсутствуют эффективный прогноз спроса и предложения на продукты и мониторинг ввоза и вывоза продовольствия по регионам. Нерационально размещаются производственные мощности в аграрном секторе и нет современных логистических структур. Механизмы и практические действия госорганов в отношении ценовой политики в отраслях агропромышленного комплекса являются не достаточно эффективными.

Кроме того, по словам депутата, без внимания остаются важнейшие вопросы по прогнозированию объемов производства и потребления сельхозпродукции. Поэтому необходимо принятие мер по формированию государственного заказа на сельхозпродукцию, по которой республика чрезмерно зависима от импорта.  При этом необходимо разработать Карту специализации регионов, на основании которой следует определять приоритеты субсидирования и оказания государственной поддержки, считают народные избранники.

Было отмечено, что недостаточное качество статистических данных, неумение специалистов использовать имеющийся аналитический инструментарий приводят к искажению информации. Это не позволяет Министерству финансов, Национальному банку проводить эффективную кредитно-денежную политику.

Кроме того, недостаточно проработан вопрос взаимодействия Министерства сельского хозяйства и Министерства экономического развития и торговли  по принятию мер таможенно-тарифного регулирования, направленных на сокращение импорта и поддержку экспорта сельскохозяйственной продукции, способной конкурировать на внешнем рынке.

Также В.Бишимбаев подчеркнул необходимость пересмотра структуры продовольственной корзины и норм потребления. Казахстан является страной со средним уровнем достатка, которая занимает 51-е место в глобальном рейтинге из 144 стран, поэтому необходимо расширить список товаров прожиточного минимума, включив расходы на транспорт, коммунальные услуги, образование, здравоохранение с учетом опыта развитых стран.

Депутаты предложили довести объем субсидирования сельхозпродукции до 10%, предусмотренных для стран,  вступающих в ВТО. Например, в Беларуси объем субсидирования находится на уровне - 18,1%, в России - 7,1%.

По мнению мажилисменов, для снижения затрат на производство продовольствия необходимо создавать крупные сельскохозформирования. Для снижения рыночных цен депутатами предлагается создать прямые логистические цепочки и ликвидировать существующих посредников. При этом для поддержки отечественных товаропроизводителей необходимо устанавливать защитные цены на импортные продукты.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤