С 1 апреля стики подлежат обязательной маркировке
В силу вступили правила для всех видов табачных изделий и заменителей табакаС 1 апреля производители и импортеры должны маркировать кодом Data Matrix не только сигареты, но и сигары, сигариллы, табак для кальяна и даже стики для электронных сигарет. Остатки немаркированного товара данных групп могут продаваться до 1 апреля 2022 года, об этом центру деловой информации Kapital.kz сообщили в пресс-службе Центра развития цифровой экономики.
Данная норма регулируется постановлением Правительства РК №568 «Об определении перечня товаров, подлежащих маркировке» от 10 сентября 2020 года.
Цифровая маркировка сигарет является обязательной в Казахстане еще с 1 октября 2020 года. Все сигареты, производимые на территории страны либо импортируемые в РК, маркируются кодом Data Matrix. Он присваивается каждой пачке сигарет при производстве методом прямого нанесения. В нем «зашита» цифровая информация о производителе, импортере, серийном номере партии товара и прочие сведения, необходимые для контроля за его перемещением. Код, благодаря криптозащите, невозможно подделать.
Информация о промаркированном товаре вносится в Информационную систему маркировки и прослеживаемости товаров (ИСМПТ). Затем продукция поступает в точки реализации и выводится из оборота с помощью 2D-сканера либо мобильного приложения Naqty Sauda. Весь путь товара от производства до продажи потребителю можно отследить в ИСМПТ.
«Сегмент альтернативных табачных изделий в основном (более
90% общего объема) в Казахстане представлен стиками для электронных сигарет.
Основными импортерами данной группы являются "Филип Моррис Казахстан" и "Бритиш
Американ Тобакко Казахстан". Эти компании уже установили маркировочное
оборудование еще в прошлом году с введением маркировки на сигареты, поэтому их
затраты на маркировку стиков будут минимальны», - отмечает генеральный директор Центра развития цифровой экономики Бикеш Курмангалиева.
По прогнозам, объем сегмента стиков в 2021 году составит 100 млн пачек, в денежном выражении - более 55 млрд тенге.
Круг поставщиков сигар и сигарилл на рынок Казахстана шире, поэтому для них определены дополнительные способы цифровой маркировки – такие как стикетирование и этикетирование. Они не требуют капитальных затрат на маркировочное оборудование.
Сегментом альтернативного табака, в котором теневой оборот
составляет самый большой процент, является табак для кальяна. «По нашим оценкам, 90% кальянного табака находятся в «тени». Одна из главных причин -
высокая ставка акциза для кальянного табака. Она не отличается от других
табачных изделий, хотя содержание табака в данной продукции – всего 20%. Чтобы
усилить меры по «обелению» данного сегмента, мы также предлагаем госорганам
взять в работу вопрос снижения акцизной ставки. Такой опыт имеется в РФ.
Там акцизная ставка на кальянный табак определяется процентным содержанием
табачного сырья в кальянном табаке», - отметил директор Центра исследований и разработок Центра развития цифровой экономики Алмат Исмаилов.
Объем рынка табачных изделий в 2020 году в
Казахстане составил 1 млрд 200 млн пачек (около 660 млрд тенге). При этом
теневой оборот, по оценкам экспертов, составил 33 млрд тенге.