АКРА подтвердило рейтинги Казахстана на уровне ВВВ+
Прогноз изменен на «Стабильный»Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) подтвердило долгосрочный кредитный рейтинг Казахстана в иностранной валюте на уровне ВВВ+, в национальной валюте — ВВВ+. Краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте подтвержден на уровне S2, в национальной валюте — S2, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на данные рейтинга.
Прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу: в иностранной валюте — «Стабильный», в национальной валюте — «Стабильный».
«Изменение прогноза по суверенному кредитному рейтингу Казахстана с «Негативного» на «Стабильный» обусловлено ослаблением кредитных рисков, связанных с внешними и внутренними шоками 2020 года. Казахстан вышел из кризисного года с умеренным по сравнению со многими развитыми и развивающимися странами увеличением государственного долга, что стало возможным благодаря значительной «подушке безопасности» накопленных активов Нацфонда. В 2020 году политика Национального банка позволила продолжать кредитование экономики страны и избежать разгона инфляции», - считают эксперты Аналитического кредитного рейтингового агентства.
Суверенный кредитный рейтинг Казахстана обусловлен относительно высоким уровнем благосостояния, умеренным уровнем государственного долга, снизившимся, однако остающимся значительным объемом ликвидных активов в Нацфонде и достаточным объемом международных резервов. Факторами, оказывающими давление на кредитный рейтинг, являются зависимость экономики от цен на нефть, низкий уровень диверсификации экспорта, риск материализации условных обязательств, а также невысокое качество государственных институтов.
После сокращения ВВП Казахстана в 2020 году, которое, по предварительной оценке правительства страны, составило 2,6%, АКРА ожидает восстановления экономического роста в 2021 году до 3,8%. Восстановление будет происходить за счет роста цен на нефть, постепенного возвращения объемов добычи нефти к предкризисному уровню и поэтапного смягчения карантина. Риски данного сценария - возникновение последующих волн коронавируса и недостаточная скорость вакцинации населения.
«Сохраняющаяся зависимость промышленности, экспорта и экономики страны от горнодобывающих производств снижает экономическую устойчивость Казахстана к внешним шокам, учитывая высокую экспортную ориентированность указанной отрасли и зависимость от цен на внешнем рынке. В ближайшей перспективе сложно ожидать существенного повышения уровня диверсификации экономики Казахстана, поскольку основной объем инвестиций направляется в сектор добычи сырой нефти и газа: в среднем за период с 2009 по 2020 год в данный сектор ежегодно направлялось 36% всех прямых инвестиций», - считают в агентстве.
В 2021 году АКРА ожидает возвращения инфляции в рамки целевого коридора Нацбанка
(4–6%). Это будет обусловлено снижением давления на национальную валюту в связи
с ростом цен на нефть и исчерпанием эффекта инфляционного шока 2020 года.
«В
прошлом году обесценение тенге по отношению к доллару составило в среднем
8% и было значительно ниже уровня, зафиксированного в ходе предыдущего кризиса
(54% в 2016 году). Значительного обесценения удалось избежать
благодаря политике плавающего курса, к которой НБРК перешел в 2015 году, а
также благодаря валютным интервенциям и повышению в марте 2020 года
базовой процентной ставки на 2,75 п. п., до 12%, с ее последующим
понижением до 9% в июле. АКРА оценивает меры монетарной политики НБРК как
адекватные в условиях высокого уровня неопределенности», - пояснили в агентстве.
В 2021 году АКРА ожидает дефицита консолидированного бюджета, который включает в себя республиканский бюджет и бюджеты местных органов власти, на уровне 1,5% ВВП, что лучше ожиданий Правительства Казахстана (3,4%). Более оптимистичный прогноз агентства связан с более высокими ожиданиями АКРА в отношении цены на нефть в 2021 году. В 2020 году сокращение ВВП послужило одним из факторов увеличения дефицита бюджета до 3,5% ВВП по сравнению с первоначально планируемым уровнем в 2,1%. Дополнительное давление на баланс бюджета оказала масштабная антикризисная программа, принятая правительством.
АКРА оценивает увеличение государственного долга до 24,5% ВВП на конец 2020
года (без учета задолженности НБРК) как умеренное и ожидает, что в 2021
году госдолг увеличится незначительно на фоне сокращающегося
дефицита бюджета и восстановления экономики.
«Умеренный уровень госдолга оставляет Казахстану возможности для применения контрциклической
бюджетной политики в будущем. В прошлом году для усиления контрцикличности в рамках
Бюджетного кодекса было закреплено новое бюджетное правило, согласно которому размер
гарантированного трансферта не должен превышать прогнозируемые поступления в Нацфонд при цене отсечения. Новое бюджетное правило планируется применять при
формировании республиканского бюджета на 2023 год», - пояснили эксперты.
На конец 2020 года активы НФРК составляли 34% ВВП и покрывали 138% государственного долга, обеспечивая надежную «подушку безопасности», позволяющую балансировать бюджет, не прибегая к долговому финансированию на протяжении около четырех лет.
Устойчивость внешней позиции Казахстана обеспечивается за счет значительного объема активов Нацфонда и международных резервов. На конец 2020 года они в совокупности превысили общий внешний долг страны (без учета внутрифирменной задолженности) в 1,6 раза, а внешний государственный долг — в семь раз. В 2020 году коэффициент покрытия импорта золотовалютными резервами достиг почти 12 месяцев в связи с падением объемов импорта. В 2021 году на фоне возобновления экономической активности АКРА ожидает роста объемов импорта и, соответственно, некоторого сокращения показателя покрытия импорта золотовалютными резервами.
«Условные обязательства правительства Казахстана (долг госкомпаний и нефинансового и финансового секторов) довольно существенны: на середину 2020 года долг квазигосударственных компаний составил 19% ВВП 2020 года. Стоит отметить, что значительная часть долга номинирована в иностранной валюте. Несмотря на то что большинство государственных компаний финансово устойчивы и способны самостоятельно обслуживать свои долговые обязательства, по мнению АКРА, потенциальные внешние шоки могут привести к необходимости государственной поддержки, особенно учитывая наличие таких прецедентов. Совокупный государственный и квазигосударственный долг страны составляет 52,6%, что ниже установленного лимита для этого типа совокупного долга», - пояснили аналитики.
Слабость общественных институтов, низкая эффективность деятельности институтов государственной власти и относительно низкое качество государственного управления негативно влияют на бизнес-климат в Казахстане. Однако институты, как общественные, так и государственные, претерпевают в последнее время позитивные изменения. АКРА отмечает важность отделения Агентства по регулированию и развитию финансового рынка от НБРК, а также создание Высшего совета по реформам и Агентства по стратегическому планированию и реформам.
Другим положительно влияющим долгосрочным фактором является улучшение человеческого капитала. По оценкам Всемирного банка на 2020 год, индекс человеческого капитала Казахстана превышает средний уровень по странам Центральной Азии и в рамках сопоставимой по категории рейтинга группы стран является одним из наиболее высоких.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.