Как менялись потребительские привычки казахстанцев в пандемию
Шопинг в интернетеПандемия коронавирусной инфекции в 2020
году оказала негативное влияние на многие отрасли экономики. Однако
отечественный рынок электронной торговли все это время демонстрировал лишь
уверенных рост. По оценке Минторговли, к концу года объем рынка электронной
торговли может достигнуть 900 млрд тенге.
E-commrece на волне COVID
В Казахстане, по словам вице-министра торговли и интеграции
Асель Жанасовой, онлайн торговля включена в перечень приоритетных направлений, но
все же наибольший подъем она получила в нынешнем году, когда по всему миру
распространился COVID-19. С введением ЧП в стране полностью приостановили
деятельность торгово-развлекательные центры и торговые дома. Режим самоизоляции
заставил казахстанцев вынужденно оставаться дома, что, в первую очередь,
отразилось на динамике E-commerce и потребительских привычках жителей страны.
По данным аналитиков крупнейшего онлайн-ритейлера
Wildberries, продажи в Казахстане в период с января по октябрь выросли на 234% в
штуках и на 172% в деньгах относительно аналогичного периода в прошлом году.
Количество пользователей из Казахстана на онлайн-площадке за тот же период по
сравнению с прошлым годом увеличилось в 4,4 раза.
На фоне ажиотажа
По данным вице-министра торговли и интеграции страны, до
наступления пандемии COVID-19 казахстанцы в основном покупали через интернет
электронные гаджеты, косметику, одежду и бытовые приборы. Наиболее популярными
товарами на отечественном интернет-рынке оставались косметические товары и парфюм,
мобильные телефоны, детали и аксессуары для автомобилей, компьютеры, одежда и
обувь.
«В период карантина взрывной рост показали машинки для
стрижки волос, напольные и кухонные весы, скакалки и гантели, формы для
выпечки. И это, не считая продуктов питания. Во время карантинных мер возросло
количество покупок медицинских лекарств и продуктов питания», - рассказала она
агентству «Интерфакс-Казахстан».
По информации Wildberries в марте, во время начала эпидемии,
казахстанцы совершали «стрессовые» закупки макарон, консервов, круп,
антисептиков, защитных масок и одноразовых перчаток.
Постепенно люди адаптировались к ситуации и начали
обустраивать свой быт.
«Так как многие работали из дома, то сменили формальную
офисную одежду на повседневную: выросло число заказов худи, футболок, пижам,
тапочек. Обустраивали свои спортивные домашние уголки: приобретали спортивные
коврики, гантели и даже тренажеры. Занимались готовкой на дому: заказывали
кухонные комбайны, мультиварки, хлебопечки», - сообщили агентству в пресс-службе
Wildberries.
Топ-10
Онлайн-ритейлер Wildberries также составил свой топ-10
наиболее популярных покупок казахстанцев на карантине. Так, например, в
январе-феврале по мере убывания чаще всего жители страны приобретали
подгузники, тушь для ресниц, уходовую косметику, капсулы для стирки, набор
средств для душа, влажные салфетки, платья, брюки, рисовую муку в упаковках и
палетки для контурирования.
Под воздействием пандемии и самоизоляции потребительские
привычки стали меняться.
«На примере 10 самых популярных товаров в апреле-июне мы
можем видеть, как изменилась структура потребления в Казахстане с приходом
пандемии. Чаще всего в штучном выражении покупали (по мере убывания):
гигиенические и антисептические средства, наборы одноразовых масок, пастилу,
тушь для ресниц, подгузники, средства для педикюра, уходовую косметику, а также
муку, специи и таблетки для мытья посуды в посудомоечной машине», - отметили в
Wildberries.
В интернет-магазине уверены, что жители страны стали больше
уделять внимания своему здоровью, приготовлению пищи дома, а также уходу за
собой в домашних условиях.
Покупать стали больше и чаще не только лидеры спроса на
онлайн-товары - Алматы, Нур-Султан, Усть-Каменогорск – по данным Wildberries,
но и в небольших населенных пунктах.
Привычка покупать легко и удобно
По данным вице-министра торговли и интеграции Асель
Жанасовой, в целом, с января по ноябрь текущего года объем рынка электронной
торговли в Казахстане достиг 879 млрд тенге. По итогам года, ожидается оборот в
900 млрд тенге. По ее мнению, привычка покупать товары онлайн у казахстанцев
останется и после окончания пандемии, дело за появлением новых игроков рынка
E-commerce.
«Мы видим, что за время самоизоляции потребители оценили
преимущества онлайн-торговли и доставки, а периодические вспышки новой инфекции
могут привести к тому, что периодическое закрытие объектов станет необходимой
мерой. В этих условиях у компаний, которые еще не перестроились, не остается
другого выхода, кроме развития онлайн-направления. Появление новых игроков
сделает рынок более разнообразным, а значит, более интересным для участников и
потребителей», - поделилась она.
В Wildberries добавили, что привычка заказывать в
интернет-магазинах легко и удобно останется с жителями страны и в дальнейшем,
еще больше людей будут покупать товары первой необходимости в онлайне и доля
интернет покупок продолжит расти.