Ижи Урбанец: SANTO вовремя выбрал правильную стратегию
Как инновации в фармацевтике способствуют росту производстваДля отечественной фармацевтической отрасли сложившаяся ситуация с пандемией и карантинными мерами стала проверкой на прочность. Способность оперативно реагировать на все поступающие вызовы быстро вычислила лидеров рынка. Насколько правильно выбранная стратегия определяет потенциал компании, как инновации в фармацевтике способствуют росту производства и почему Казахстан может стать точкой отсчета развития фарминдустрии во всем Центрально-Азиатском регионе – корреспонденту «Капитал.kz» рассказал генеральный директор компании SANTO Ижи Урбанец.
- Ижи, когда мы говорим о трансформации процессов компании в период пандемии и карантинных режимов, то часто подразумеваем частичное или даже полное прекращение работы. Для предприятий из многих отраслей это стало выходом из положения. Но если речь о компании из фармацевтической отрасли, то здесь, видимо, все наоборот?
- Не буду отрицать, что COVID-19 стал причиной турбулентности в фармацевтической отрасли. Но вы правы, крупнейший казахстанский завод по производству лекарств SANTO не мог позволить себе даже частично прекратить работу, и поэтому цеха были загружены 24 часа семь дней в неделю. Мы не уменьшаем этот темп, потому что востребованность в наших препаратах выросла и не снижается. Беспрерывное производство стало возможным благодаря нескольким правильным шагам до введения режима чрезвычайного положения и карантинных мер. Например, в феврале, как только мы поняли, что границы стран по всему миру закрываются, было принято решение закупить и импортировать в Казахстан годовой объем сырья для производства лекарств. Для компании было важно не замораживать производство только потому, что не хватает определенного сырья. Решение было принято вовремя: позже ввезти сырье в необходимом объеме было очень непросто. Но здесь хочу отметить, что, когда потребовалась доставка того сырья, которое закупить мы не успели, нам помогла помощь правительства страны. Именно помощь государства, которое тесно взаимодействовало с правительствами тех стран, где расположены заводы наших поставщиков, сделала возможным организацию «зеленого коридора» для необходимых материалов. SANTO очень благодарна правительству за содействие, потому что мы производим важные лекарства, которые нужны для здоровья людей и спасают жизни.
- Получается, вовремя принятое решение помогло максимально безболезненно для производства пережить карантин?
- Да, решение стало стратегически верным и помогло не остановить производство завода. К тому же мы позаботились о том, чтобы не допустить проникновение вируса на завод. Компания SANTO производит стерильные препараты, и, естественно, что все, что так или иначе относится к производству, должно соответствовать стандартам чистоты. Было принято решение оставить на заводе только тех, кто задействован непосредственно в производстве. Очень скоро завод стал похожим на крепость, в которую было не просто попасть, потому что мы организовали санитарный контроль с беспрецедентно строгой проверкой состояния здоровья сотрудников и процессом дезинфекции. Были также арендованы автобусы, которые привозили и увозили сотрудников, чтобы минимизировать их контакт с потенциальной угрозой в общественном транспорте. И, конечно, все работники были обеспечены всеми необходимыми средствами санитарной защиты.
- Насколько вам важно на сегодня не просто не прекращать производство, но и наращивать его? В том числе и в плане увеличения наименований и форм выпуска линейки препаратов?
- Очень важно. И в подтверждение своих слов могу отметить, что в текущем году мы инвестировали $1,5 млн в приобретение и установку новой высокопроизводительной линии из Германии для производства инъекционных препаратов в ампулах и флаконах. Она начнет работать в следующем году. Также была повышена мощность производства таблеток и нестерильных растворов. Но самые крупные инвестиции в текущем году были в проект строительства новой современной лаборатории контроля качества с микробиологическим подразделением, участком R&D и центром изучения стабильности препаратов для всей группы компаний. Сумма вложений составляет более $15 млн. Эта лаборатория позволит казахстанским препаратам пройти европейский аудит. И откроется возможность экспорта отечественных лекарств на рынки Евросоюза. Это наша цель на ближайшие три-четыре года. Мало кто знает, но у фармацевтических заводов стран постсоветского пространства до сих пор нет таких достижений.
Хочу отметить, что нашим конкурентным преимуществом является не только трансферт технологий в Казахстан, но и трансферт производства. Для большего представления о масштабности объемов могу назвать цифры. Например, в этом году мы выпустили 12 новых препаратов, и очень ими гордимся. Они сделаны в Казахстане.
- Двенадцать наименований в среднем в год – это впечатляющие цифры для новых лекарств…
- Да. Но данная цифра – средний показатель. И если говорить о текущем годе, то из 12 новых препаратов большая часть была разработана нашим отделом R&D, также есть лекарственные препараты, перенесенные на нашу площадку трансфером технологий с Polpharma, и лицензированные препараты. В 2021 году будет запущено 18 препаратов, которые разработают и произведут на заводе SANTO. Значительно больший объем идет на 2022 год – более 30 новых наименований. Здесь могу отметить, что лицензированные препараты, – это лекарства, которые производят в странах Европы, но при приобретении лицензии выдается разрешение на их выпуск и продажу.
Кстати, не удивляйтесь, что мы планируем выпуск на три-пять-семь лет вперед. Дело в том, что фармацевтика – это не быстрый процесс разработки, необходимы фармацевтические и клинические исследования, государственная экспертиза при регистрации и налаживание производства, и на него уходит от двух с половиной до пяти лет.
Кроме того, что мы разрабатываем и выводим на рынок генерические препараты, призванные сделать необходимую лекарственную терапию доступнее и физически, и экономически, мы также занимаемся прямыми инновациями. Например, недавно мы получили патент на 20 лет, действующий в 8 странах, на комбинацию из растительных компонентов, на основе экстракта алтея – наш бренд Мукалсан в саше и жевательных таблетках.
- Вы демонстрируете очень насыщенное портфолио. Даже не знаю, с кем можно сравнить…
- Наше портфолио не просто объемное с разным спектром наименований. Мы делаем акцент на внедрение самых инновационных разработок в производство. У самих потребителей есть возможность сравнить препараты заводов из некоторых стран постсоветского пространства с лекарствами, произведенными в Казахстане на заводе SANTO. SANTO внедряет современные технологии и форматы лекарственных средств по самым новым стандартам лечения.
- Тогда напрашивается вопрос: с кем по темпу инновационных технологий вы можете себя сравнивать?
- С крупными мировыми фармацевтическими заводами. Существует мировая оценка инноваций, которая определяется процентом продаж с новых препаратов. То есть так называемый индекс инновационных продуктов. У крупных мировых брендов этот индекс составляет около 8% с оборота лекарственных средств, выпущенных за последние три года. Данный уровень в SANTO достигает 8%, а через два года будет составлять 10%.
Цеха нашего завода не просто оснащены по мировым стандартам, но и с использованием новых технологий от производителей оборудования стран Европы. Отдел разработки новых препаратов априори не может быть без инновационного оборудования, потому что без этого развитие и выпуск новых препаратов невозможны. На сегодня завод производит лекарства не только в виде таблеток и капсул, но и в виде инъекционных растворов в ампулах, инфузиях, в виде стерильных порошков антибиотиков, сиропов и других форм, которые есть в фармацевтике. Более того, мы лидеры производства по всем этим категориям. На SANTO настолько масштабное производство, что мы уже имеем формат заводов в заводе. Для различных форм – отдельные полноценные цеха, не просто линии. Мы следим за всеми трендами и тенденциями в мировом фармпроизводстве.
- А как наглядно видеть ваш рост с момента прихода в Казахстан?
- В первые годы работы в Казахстане, начиная с 2015 года, наша доля на фармрынке составляла 4%. На сегодня SANTO имеет 6% долю в денежном выражении на общем рынке. А в сегменте больничных препаратов – 7,4%. В рознице – 5%. Мы нацелены на долю в 10%. Кстати, когда мы пришли на казахстанский рынок, доля отечественных производителей и государственных поставок была 8%. Теперь доля отечественных производителей в денежном выражении – 16%. Это означает, что мы во многом заменили импорт отечественными препаратами.
- Получается, вы за неполные шесть лет смогли стать лидерами на рынке?
- SANTO на сегодня не просто первый в Казахстане, но и стал первым на общем рынке в Кыргызстане. И мы сегодня понимаем, что у нас есть потенциал и возможности стать первой фармкомпанией в Центральной Азии. Например, мы решили открыть офис в Узбекистане. С 1 января следующего года будет работать представительство в Узбекистане. Для старта поставок в Узбекистан мы зарегистрировали портфель лекарственных средств SANTO, который продолжаем активно расширять. Мы считаем, что для лечения пациентов Узбекистана в системе здравоохранения страны лекарственные препараты SANTO будут востребованы, в первую очередь, антибиотики первого выбора и резервные, кардиологические и неврологические средства, средства для лечения критических состояний, и, конечно, наши безрецептурные бренды, которым доверяют казахстанцы, такие как Амбро – для лечения кашля. В целом на производственные проекты на нашей площадке инвестировано более $108 млн. Основная цель – быть лидером в построении сильной признанной фармотрасли в Центрально-Азиатском регионе в целом, которая не только удовлетворяет потребности своих пациентов, но и экспортирует в другие регионы.
- Но такая масштабность подразумевает налаженную логистическую цепочку…
- Конечно. В условиях карантинного режима было принято решение построить в Шымкенте региональный хаб – это центр складов для сырья и готовой продукции. Теперь все продукты SANTO будут разгружаться там, и уже после продукция будет развозиться на полки стран Центральной Азии. Единый логистический центр заработает с 1 января следующего года.
- Нет опасений, что сырье для такого масштабного производства будет доставляться в достаточном объеме?
- Вы знаете, что является одним из главных составляющих успеха SANTO? Со всеми поставщиками сырья, материалов, также дистрибьюторами и всеми, кто задействован в цепочке производства, у нас налажены по-настоящему партнерские отношения. Они не просто компаньоны, а партнеры по бизнесу, которые всегда поддержат. Я уверен, что в кризисный период именно партнерские отношения дают конкурентное преимущество, позволяя строить долгосрочную и взаимовыгодную работу. И на сегодня мы подписали новые договоры на приоритетную поставку сырья для SANTO.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.