Как кешбэк-сервисы повлияли на e-commerce и ретейл
Какие перспективы у таких сервисов в КазахстанеСегодня трудно представить покупку без возможности вернуть часть ее стоимости. Кешбэк превратился не только в способ для многих покупателей сэкономить, но и в эффективный маркетинговый инструмент для бизнеса. Специалисты DosMart провели исследование и узнали, как кешбэк-сервисы повлияли на развитие рынка электронной коммерции и ретейла, а также о том, какие у подобных сервисов перспективы в Казахстане.
Во время кризиса многие более внимательны к своим тратам и стараются активно сэкономить. Мотивирующим фактором в такой ситуации становятся скидки, распродажи и акции. Однако если еще пять лет назад такими способами продвигали товары, которые не входят в список первой необходимости, то сегодня благодаря кешбэк-сервисам выгодно можно купить практически все.
По данным исследования, проведенного The Center for Generational Kinetics, 80% потребителей посетят магазин, в котором раньше не были, если им предложат кешбэк. Больше 70% потребителей готовы потратить больше денег на интернет-покупки, если будут уверены, что вернут хотя бы 5% от потраченного.
«Подобные исследования показывают, что потребители готовы потратить больше, если будут уверены, что получат вознаграждение. Именно этот психологический фактор позволяет кешбэк-сервисам активно развиваться последние пять лет, – прокомментировал руководитель продукта DosMart Ислам Талапбаев. – При этом нужно отметить, что сам по себе формат кешбэка интересен не только потребителям, но и бизнесу. Как показывают наши данные и информация многочисленных исследований, сегодня это один из самых эффективных инструментов с точки зрения соотношения инвестиций на единицу прибыли».
По данным исследования Global Cashback Report 2020, для 20% потребителей кешбэк – основной фактор, который побуждает не только совершить покупку, но и потратить больше обычного. Как итог, предложения с кешбэком увеличивают конверсию в 3-4 раза, а размер среднего чека – на 46%. Благодаря такой эффективности кешбэк-сервисы (а также купоны и другие подобные предложения) генерируют до 10% продаж на рынке электронной коммерции.
«В прошлом году рынок электронной коммерции оценивался в $3,5 трлн. Исходя из данных исследования Global Cashback Report 2020, можно предположить, что кешбэк-сервисы сгенерировали продажи в размере до $350 млрд», – добавил Ислам Талапбаев.
На сегодняшний день рынок кешбэк-сервисов оценивается в $108 млрд. По данным исследования, проведенного Makers Farm Pte. LTD, он продолжает расти на 20% каждый год. Учитывая, что кешбэк-сервисы растут вместе с рынком электронной коммерции, в целом у сферы большие перспективы. Однако так было не всегда.
Например, когда японская компания Rakuten в 2014 году купила крупный кешбэк-сервис, ее акции на фондовом рынке упали сразу на 4%. Аналитики на тот момент скептически отнеслись и к этой сделке, и в целом к бизнесу кешбэк-сервисов. Однако уже во втором квартале следующего года объем продаж через купленный сервис превысил $1 млрд. Еще через год эта сумма удвоилась.
Вскоре свои скидочные сервисы начали внедрять и другие гиганты электронной коммерции – eBay, Amazon, AliExpress. Это перевернуло представление покупателей об онлайн-шопинге и стало точкой отсчета для многих сервисов. В то же время рекордные показатели продаж через кешбэк-сервисы подстегнули их перейти из онлайн-бизнеса в более традиционный – например, в ретейл.
Сегодня формат покупки практически любого товара в офлайн-магазинах предполагает возврат части денег, которые потратили покупатели.
Если же говорить об изменении пользовательских привычек языком цифр, то 64% пользователей, которые тратят деньги в сфере электронной коммерции, получают кешбэк или скидки. Большинство из этих пользователей (71%) хотели бы увеличить размер кешбэка, а 50% готовы покупать больше, если им предложат большую скидку.
В Казахстане этот тренд пошел в 2015 году, когда на местном рынке появилось несколько крупных купонных сервисов, в том числе и из России. Это, в свою очередь, научило пользователей получать услуги и покупать товары с бонусами и другими формами финансовой выгоды.
Два года назад российский рынок кешбэк-сервисов сгенерировал продажи на уровне более $513 млн. В Казахстане показатели в несколько раз меньше, однако они все равно растут. Во многом благодаря Kaspi.kz, ретейл-компаниям и крупным интернет-магазинам. Кроме того, на рынке до сих пор работают купонные сервисы, которые стабильно приносят прибыль, а также с недавних пор запустили сервисы кешбэка за чек из магазина.
«Сегодня формат кешбэка используют все: от маркетплейсов и банков – до страховых компаний, интернет-магазинов и компаний в сфере ретейла. В ближайшие годы рынок будет активно расти и привлекать новых игроков, а сами кешбэк-системы выйдут далеко за пределы онлайна», – отметил Ислам Талапбаев.
Говоря о перспективах кешбэк-сервисов, в первую очередь нужно упомянуть о рынке электронной коммерции. В прошлом году количество покупателей в интернете превысило 1,9 млрд человек. Средний уровень проникновения онлайн-шопинга, по данными Admitad, превысил 60%.
Что касается Казахстана, то рынок электронной коммерции продолжает расти, даже несмотря на финансовый кризис и влияние пандемии коронавируса. По данным Казпочты, объем рынка электронной торговли в первом полугодии 2020 года составил 435 млрд тенге. Это 9,4% от общего объема розничной торговли. При этом, по прогнозам Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции, в 2020 году оборот электронного бизнеса может увеличиться на 40-50%. Причина – из-за ограничительных мер, связанных с карантином, и бизнес, и покупатели ушли в онлайн.
Все это говорит о том, что казахстанский бизнес постепенно уходит в онлайн, а вслед за ним туда идут и покупатели, которые все чаще предпочитают приобретать товары в интернет-магазинах. Безусловно, в условиях жесткой конкуренции, а также снижения покупательской способности онлайн-игроки будут вынуждены использовать все доступные маркетинговые инструменты для привлечения новых пользователей. Кешбэк-сервисы – самый подходящий инструмент.
«Однако, несмотря на большие перспективы, у этого рынка есть и проблемы. В первую очередь, это недовольство пользователей небольшими процентами кешбэка. Эта же причина отмечается в и отчете Makers Farm Pte. LTD. По данным исследования, 71% пользователей недовольны размерами кешбэка. Все это может серьезно повлиять на спрос на подобные сервисы и предложения и в конечном итоге заставить часть компаний отказаться от кешбэка», – прокомментировал Ислам Талапбаев.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.