Самый устойчивый сегмент рынка товаров для детей
Общий объем рынка детского питания составляет больше 50 млрд тенгеРынок детского питания – один из самых устойчивых среди всех категорий детских товаров. Специалисты компании Dosmart проанализировали продуктовые чеки с детскими товарами за лето 2020 года и составили профиль среднестатистического покупателя.
По данным исследования, 91% всех покупателей товаров детского питания – это женщины. Средний возраст – 26-35 лет. На этот возрастной сегмент приходится больше всего покупателей – 53%. 31% покупателей приходится на возрастной сегмент 36-50 лет.
81% покупателей замужем или женаты. В среднем в семье среднестатистического покупателя четверо человек.
75% покупателей имеют высшее образование. Основные сферы их занятости – образование (22%), финансы и бухгалтерия (19%), государственное управление (17%), предпринимательство (7,3%) и медицина (6,4%).
Семейный доход у среднестатистического покупателя представлен несколькими сегментами: 100-200 тысяч тенге (37,8%), до 100 тысяч тенге (32,2%) и 200-400 тысяч тенге (23,3%).
Структура потребительской корзины
Средняя сумма чека при покупке товаров детского питания, по данным исследования, составила 11 496 тенге. При этом среднее количество товаров в одном чеке – 9. По данным Dosmart, в структуре потребительской корзины можно выделить несколько групп товаров детского питания. Первая – пюре, пудинги, супы, мука и макаронные изделия. На эту группу приходится более 34% купленных казахстанцами товаров. На втором месте по объему продаж – детские каши. На них приходится более 25%. На третьем месте – напитки и чаи для заваривания (17,3%). Далее – заменители молока и смеси (12,4%); печенье, бисквиты и кексы (5,6%), а также кисломолочные детские продукты (5,3%).
Из брендов среди казахстанцев, принявших участие в исследовании, наиболее популярны «Агуша» (28,4%), Nestle (24,5%), «Фрутоняня» (10,7%) и «Малютка» (6,8%).
Казахстанский рынок товаров детского питания
Также специалисты Dosmart ссылаются на данные Discovery Research Group по рынку Казахстана. По этой информации, общий объем рынка детского питания составляет больше 50 млрд тенге. По прогнозам аналитиков, к 2022 году цифра увеличится до 61 млрд тенге. Средний темп прироста последние четыре года держится на уровне 1,7% в денежном выражении.
Основными игроками на рынке являются Nestle, Pepsico и Nutricia. На них суммарно приходится более 70% рынка.
Основной канал дистрибуции – супермаркеты. На них приходится основная доля продаж и в натуральном, и в денежном выражении. За ними следуют дискаунтеры, специализированные магазины детских товаров и магазины у дома. По данным исследования Dosmart, больше 63% продаж приходится на Magnum, 18% – на магазины Small.
«Перспективы развития рынка зависят от трех факторов: рождаемости, платежеспособности казахстанцев и их информированности о продуктах детского питания. Учитывая влияние коронавируса на экономику страны, а также на уровень платежеспособности граждан, можно предположить, что в ближайшие годы показатели рынка резко снизятся», – прокомментировал Дулат Амангелдиев, бизнес-аналитик продукта Dosmart.
Согласно анализу Казахстанской ассоциации индустрии детских товаров, около 78% продуктов для детей завезены из Китая, России, Польши, Кыргызстана и Турции. Таким образом, рынок практически полностью зависит от импорта, что в условиях инфляции и увеличения цен на транспортные и таможенные расходы, скажется на росте цен в ближайшей перспективе. Это, в свою очередь, приведет к снижению спроса, так как многие родители будут вынуждены либо отказаться от некоторых детских товаров, либо перейти на продукцию подешевле. Как итог, продажи снизятся в натуральном выражении, но в стоимостном все останется как есть за счет подорожания отдельных позиций и товаров.
«В сложившейся ситуации рынку необходимы отечественные производители, чья продукция будет дешевле зарубежных аналогов. Несмотря на то, что за последние несколько лет в Казахстане появилось несколько местных компаний, которые демонстрируют стремительный рост в продажах, их доля все еще мала, и они пока не способны влиять на рынок. Поэтому ситуация пока останется неизменной, и рынок будет и дальше демонстрировать рост цен», – добавил Дулат Амангелдиев.
Методология
Анализ покупательских профилей основан на исследовании казахстанского сервиса Dosmart, проведенном по итогам июня-августа 2020 года. Всего в исследовании приняло участие больше 2,4 тыс. покупателей, которые предоставили данные по 10+ тыс. чекам продовольственных магазинов Казахстана.
В качестве источников информации использованы данные, представленные участниками в специально разработанной анкете для профиля пользователя, товарные позиции в чеках, такие как название товара, категория, количество, цена продажи, название торговой точки, дата и время покупки. Также второстепенные данные с интернет-пространства для ссылки.
Все качественные и количественные анализы и выводы сделаны на основе фактических статистических данных.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.