Как карантин повлиял на поведение потребителей в Казахстане

Объем розничных продаж в офлайн-магазинах, на рынках и в других популярных точках продаж значительно снизился

Пандемия коронавируса стала причиной серьезных изменений в поведении рядовых потребителей, которые все более активно тратят деньги онлайн, стимулируя развитие отечественных маркетплейсов.

С введением повторного жесткого карантина в стране ТРЦ и многие другие непродовольственные магазины вновь оказались закрытыми. Однако значительная часть населения уже получила опыт замещения шопинга в традиционных офлайн-магазинах на покупки онлайн. Это подтверждают и статистические данные. С начала пандемии, особенно в период карантина, объем розничных продаж в офлайн-магазинах, на рынках и в других популярных среди казахстанцев точках продаж значительно снизился. По данным ranking.kz, только в апреле падение продаж составило 495,7 млрд тенге (40,9%) в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Примечательно, что в структуре расходов стабильный рост доли в карантин показали лишь продовольственные товары, на эти цели казахстанцы потратили 255,4 млрд тенге (51,5%), свидетельствуют данные ranking.kz. Ранее группа подобных товаров в общем объеме розничной торговли не превышала 33%.

Впрочем, снижение розничной торговли офлайн вовсе не означает, что казахстанцы перестали покупать одежду и технику – они стали делать это онлайн. За период с марта по май объем продаж на таких популярных онлайн-площадках, как Lamoda.kz, магазин на Kaspi.kz и других, в разы увеличился.

По данным исследования группы IDF Eurasia в Казахстане (МФО Solva и Moneyman), в основе увеличения объема продаж на популярных электронных маркетплейсах лежит физический рост числа активных клиентов. С одной стороны, те казахстанцы, кто уже имел опыт покупок онлайн, в период действия ЧП стали более активными покупателями, а с другой – на этот шаг решились и те, кто раньше предпочитал привычный офлайн-шопинг.

«Никогда не покупала одежду онлайн, всегда боялась, что вещь мне без примерки не подойдет, да и слышала как-то, что часто реальные вещи отличаются от картинок в интернете. Но в карантин решила все-таки попробовать купить на лето платье, и мне понравилось. Оказывается, ничего сложного в этом нет, а сервис существенно выше», – говорит Лариса Б. из Алматинской области, которая отмечает, что через интернет теперь покупает одежду всей семье.

Во многом всплеск интереса казахстанцев к онлайн-покупкам совпал с наличием в стране сразу нескольких маркетплейсов, в частности тех, которые специализируются на бытовой технике – technodom.kz, mechta.kz, evrika.kz, suplak.kz и многие другие. Один из крупнейших – Kaspi магазин, быстро ставший одной из самых популярных торговых платформ в Казахстане.

«Онлайн-магазином пользуюсь уже несколько лет, покупал самые разные вещи – телевизор, сотовый телефон, видеорегистратор в машину. Во время карантина купил в рассрочку кондиционер, в однокомнатной квартире без него летом очень жарко. То есть то, что обычные магазины техники сейчас не работают, меня не очень беспокоит, почти все, что мне нужно, можно купить через интернет», – рассказывает Ринат Ю. из Алматы. По его словам, в карантин он также стал активно пользоваться доставкой.

«Впервые этой весной начали с супругой заказывать еду на дом. Конечно, приходится оплачивать доставку, но это все равно дешевле и проще, чем тратить время и топливо, чтобы съездить за бургерами самому», – говорит он.

Одним из преимуществ нынешних чемпионов электронной торговли в Казахстане стала их готовность как с точки зрения технической зрелости самих платформ, поскольку рост числа обращений к ним не подорвал их работу, так и в плане наличия достаточно широкого ассортимента товаров и способности поддерживать прежние ценовые условия.

Учитывая, что ситуация с коронавирусом, очевидно, еще долго будет оставаться на повестке дня для крупных городов Казахстана, тенденция к росту объемов онлайн-продаж будет только нарастать. В свою очередь это способствует дальнейшему развитию местных электронных маркетплейсов, за которыми нередко стоят крупные международные бренды или коммерческие банки. Инвестируя в маркетплейс, они повышают его привлекательность для потребителей и закрепляют текущий тренд на совершение покупок в интернете.

Татьяна Эм, PR-менеджер IDF Eurasia в Казахстане

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤