Оборот барахолки в Алматы превышает $1,5 млрд.
Согласно данным Всемирного банка, на рынке «Дордой», расположенном в кыргызском Бишкеке, наблюдается самый большой годовой оборо...Согласно данным Всемирного банка, на рынке «Дордой», расположенном в кыргызском Бишкеке, наблюдается самый большой годовой оборот - 2 млрд. 842 млн. долларов. На алматинской барахолке годовой оборот составляет 1 млрд. 742 млн. долларов. В целом по Таджикистану годовой оборот составил 256 млн. долларов, по Казахстану - 2 млрд. 154 млн. долларов и годовой объем по Кыргызстану - 3 млрд. 647 млн. долларов, сообщает интернет-ресурс Profi-forex.org.
Исследование, проведенное Всемирным банком «Клубок шелка: безграничные базары и приграничная торговля в Центральной Азии» выявило, что основные источники поставок товаров на рынки отличаются в зависимости от их специализации. Базары, которые специализируются на продаже сельхозпродукции, торгуют, в основном, товарами отечественного производства.
Кроме того, происхождение товаров зависит и от географического расположения базара. К примеру, Иран не значится в списках основных поставщиков на базарах Кыргызстана и Казахстана в то же время иранские товары хорошо продаются на рынках Таджикистана. Основным поставщиком для базаров Таджикистана и Казахстана являются базар Дордой в Кыргызстане и алматинская барахолка.
Также в зависимости от товаров отличаются и страны-импортеры. Очень часто одежду, овощи, фрукты импортируют из соседних стран. К примеру, в Таджикистане и Кыргызстане торгуют мукой, произведенной в Казахстане. Довольно часто на этикетках одежды, которая продается на базарах Таджикистана и Казахстана, можно прочитать «сделано в Кыргызстане». На базарах Таджикистана ведется торговля строительными материалами, которые производятся в Узбекистане, Казахстане и Кыргызстане, Китае и России. Макаронные изделия, сахар и чай завозят из Ирана, России и Китая. Турция поставляет довольно крупные партии изделий из кожи.
Как сообщает журнал «Биржевой Лидер», судя по результатам исследования, основным поставщиком товаров базарной номенклатуры является Китай, причем на базары Кыргызстана приходится очень значительная часть импорта. На некоторых базарах Кыргызстана почти вся импортная продукция именно китайского производства. Эти товары попадают в страны Центральной Азии или через Кыргызстан с последующим передвижением в Россию и Центральную Азию, или же непосредственно в страну назначения.
Довольно сильно отличаются друг от друга источники поставок товаров китайского производства, которые импортируются с базаров Кара-Суу и Дордой, кроме того, отличаются их цены и качество. Производятся эти товары в разных частях Китая и ввозятся на территорию Кыргызстана по двум разным маршрутам через различные пункты пропуска. Например, импортируемый из Китая товар, который продается на базаре Кара-Суу, производят в Кашгаре и доставляют на территорию Кыргызстана через Иркештам. После этого товар доставляют в складские помещения, расположенные на территории базара Кара-Суу и поблизости от него. Основная часть импортных товаров представлена обувью, кожаными и меховыми изделиями, трикотажем и швейной продукцией, электроприборами, коврами, бытовой техникой и велосипедами.
Импортная продукция, которую реализуют на базаре Дордой, завозится через пропускной пункт Торугарт из южной части Китая, Урумчи и Пекина. По результатам проведенных опросов, выяснили, что на базаре Дордой торгуют более дорогими и высококачественными товарами, чем на Кара-Суу. Этот факт объясняется тем, что в северных частях Казахстана и Кыргызстана уровень жизни гораздо выше, чем на юге в районе Ферганской долины.
За счет базаров, которые находятся очень близко от границы, усиливается торговая интеграция. Такое месторасположения дает возможность уменьшить транспортные расходы, что оказывает существенное влияние на окончательную цену товара. Базары, по мнению Всемирного банка, понижают уровень бедности и создают рабочие места. Каждый третий житель приграничной зоны задействован в такой торговле.
С давних времен базары на территории Средней Азии оказывали значительное влияние на жизнь общества. Можно смело утверждать, что базары были одним из основных факторов градообразования. По мере увеличения торговли небольшие поселки и кишлаки превращались в города.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.