Человеческий капитал: незаменимые есть?
Почему именно сейчас следует уделить внимание развитию данного направленияДля чего необходимо увеличивать инвестиции в человеческий капитал? Какие сферы являются наиболее приоритетными для этого? Почему именно сейчас следует уделить внимание развитию данного фактора? Об этом корреспондент «Капитал.kz» поговорил с экспертами. Напомним, что в рамках проекта «Человеческий капитал», запущенного в 2017 году, группой Всемирного банка был разработан новый Индекс человеческого капитала, согласно которому в октябре 2018 года Казахстан занял 31-е место среди 157 стран и вошел в число самых развитых государств мира по этому показателю.
Человеческий капитал – источник экономического роста
Текущая модель развития экономики Казахстана, основанная на перераспределении нефтяной ренты между экономическими агентами, безусловно, исчерпывает себя, считает вице-президент Центра развития трудовых ресурсов при Министерстве труда и социальной защиты населения РК, экономист Олжас Тулеуов. Очевидно, что нынешняя модель уязвима к внешним шокам и крайне нестабильна для достижения долгосрочных целей по повышению уровня благосостояния населения. В этой связи новым источником роста выступает человеческий капитал.
«По сути, человеческий капитал – это тот же самый экономический ресурс, который при должном уровне начальных инвестиций может стать неисчерпаемым и самовосполняющимся. Именно поэтому Казахстану необходимо больше инвестировать в его развитие», – утверждает эксперт.
Между тем, на его взгляд, наше государство сегодня располагается в ранге стран со средним уровнем доходов на душу населения как по количеству инвестиций в человеческий капитал, так и по степени его развития.
Тем не менее наиболее приоритетными сферами для инвестиций, по словам экономиста, являются образование, наука, а также соответствующее техническое и инфраструктурное оснащение. Впоследствии они могут стать локомотивом как для развития высокотехнологичного производства, так и для достижения высокого качества услуг, в том числе в сфере здравоохранения, добавляет Олжас Тулеуов. При этом, по его оценке, объем инвестиций должен составлять не меньше 1-3% от ВВП, или порядка 1,4-2,1 трлн тенге ежегодно в ценах 2019 года.
«Уже понятно, что система образования должна измениться быстро в трех направлениях: контент, учителя, инфраструктура. Все они нуждаются в инвестициях со стороны государства, потому что большинство образовательных учреждений – государственные по форме собственности», – объясняет супервайзер BCPD Ltd. (Бюро непрерывного профессионального развития Международного финансового центра «Астана») Бота Жуманова.
Наряду с этим она обращает внимание на происходящее динамичное изменение во всех сферах экономики из-за технологического скачка, связанного с переходом в «цифру». Это неизбежно ведет к масштабному разрыву между тем, что мы умели делать 10 лет назад, тем, что умеем делать сейчас, и тем, что нужно будет уметь в ближайшие 10 лет, полагает эксперт.
«Инвестиции в человеческий капитал – системный вопрос, который носит общественно значимый характер, поэтому необходимо выстроить связь: рынок труда – образование», – поясняет супервайзер BCPD. Однако, по ее представлению, сегодня эта связь нарушена. Таким образом, существует необходимость ее быстро выстроить. При этом очень важно, чтобы именно ведущие в мире практики могли быть вовлечены в процесс обучения кадров, так как более эффективного механизма передачи профессиональных навыков не существует.
Если говорить о приоритетах в этой сфере, то по словам Боты Жумановой, необходимо смотреть на предприятия жизнеспособных отраслей, которые поддерживают экономику Казахстана, в их числе ресурсные компании, работающие на экспорт с наибольшим количеством рабочих мест.
Вместе с тем ни для кого не секрет, что приглашенные экспаты сегодня имеют больше привилегий, замечает эксперт в области HR Анна Тимофеева. Зачастую это оправданно их уровнем и экспертизой. Поэтому важно перенимать лучший опыт, одновременно предоставляя возможность развиваться отечественным кадрам.
«Тем не менее даже при существующем дефиците квалифицированных местных специалистов мы наблюдаем их отток в связи с тем, что казахстанцы ищут лучшие для себя условия в других странах», – констатирует она. Ввиду этого необходимо всячески поощрять своих и создавать для них достойные условия.
Другой эксперт Бекнур Кисиков, возглавляющий Казахстанскую ассоциацию франчайзинга, также признает значимость образования в формировании качественного человеческого капитала. В то же время он делает акцент на инвестициях в сферу здравоохранения.
«Согласно госпрограмме развития здравоохранения на 2020-2025 годы, создана финансовая модель на ближайшие шесть лет, в которой предусмотрено увеличение расходов до 5% от ВВП. Тем не менее этого недостаточно, то есть программу нужно корректировать», – говорит Бекнур Кисиков. Он отмечает, что в России этот уровень составляет более 6%, а в Германии – 10-11%. Несмотря на то что объем инвестиций в здравоохранение вырос на 13% за прошлый год, эксперт убежден, что расходы надо увеличивать как минимум в 1,5 раза, особенно учитывая ситуацию с коронавирусом. Ведь речь идет о здоровье нации – базовом элементе человеческого капитала. При этом важен не только объем, но и диверсификация инвестиций.
Ситуация, вызванная пандемией, явно показала проблемы общегосударственного уровня и неготовность к ней системы образования и здравоохранения, отмечает HR-специалист Анна Тимофеева. По ее мнению, это наиболее приоритетные сферы, в которых главным образом должны быть проведены изменения.
«Помимо образования и здравоохранения необходимо решать вопросы с занятостью населения. Особенно на фоне финансового кризиса, повышения количества безработных и снижения доходов населения», – уточняет эксперт.
По ее определению, человеческий капитал в широком смысле – это интенсивный производительный фактор экономического развития, который требует не только идеологической составляющей, но и правильного семейного воспитания.
Что препятствует развитию человеческого капитала?
Более значимому и масштабному росту человеческого капитала в Казахстане с точки зрения ресурсов препятствует недостаточный объем финансирования образования и НИОКР, констатирует экономист Олжас Тулеуов. С точки зрения развитости институтов и социо-культурных традиций барьером, по его словам, могут являться слабая функциональность социальных лифтов, отведение малой роли в обществе принципам технократии и меритократии. «Низкая исполнительская дисциплина при реализации разработанных госпрограмм и различных правительственных мер вкупе с коррупцией, как ни странно, также могут считаться в нашей стране факторами, сдерживающими ускорение положительных процессов в изменении человеческого капитала», – замечает экономист.
При этом глава Казахстанской ассоциации франчайзинга Бекнур Кисиков считает, что фактором, сдерживающим рост человеческого капитала, может быть не до конца оцененный отрицательный капитал. «Он является частью накопленного человеческого капитала, не дающей какой-либо полезной отдачи от инвестиций для общества, экономики и препятствующей росту качества жизни населения», – объясняет эксперт.
Кроме того, по утверждению Бекнура Кисикова, развитию человеческого капитала препятствуют состояние общества, его недостаточная открытость и конкурентоспособность.
«Проблемы, наверное, можно перечислять долго. Но мы видим, что все они преодолимы, если внутри разных сфер, компаний, ведомств есть единомышленники, которые находятся на одной стороне, доверяют друг другу и понимают необходимость сотрудничества и совместной работы», – дополняет Бота Жуманова.
Не приведет ли цифровизация к неравному распределению человеческих ресурсов?
«Без качественного и количественного роста человеческого капитала невозможно достичь должного уровня развития диджитализации и цифровых отраслей, – отмечает Олжас Тулеуов, – То есть в большей степени не качественная цифровизация является причиной повышения уровня человеческого капитала, а наоборот».
Однако неравенство уже есть не только в распределении человеческих ресурсов, полагает Бота Жуманова. Более того, это стало глобальным трендом. «На рынке труда существуют три группы: дешевая физическая сила, специалисты среднего звена и профессионалы с уникальными компетенциями. Вся автоматизация будет сводиться именно к работе среднего звена, потому что нет смысла автоматизировать дешевую рабочую силу, иначе это не даст ожидаемого экономического эффекта», – поясняет она. В то же время практически невозможно оцифровать уникальность высоких профессионалов в разных индустриях. В этом смысле все будет зависеть от того, какую ценность ты сможешь предложить рынку и как часто будешь развиваться, заключает Бота Жуманова.
Между тем на государственном уровне должны реализовываться дополнительные меры, способствующие адаптации к происходящим «цифровым» изменениям, считает Анна Тимофеева. По ее словам, это позволит всем желающим иметь возможность переквалифицироваться, приобрести новые знания и навыки, а молодому поколению получить образование уже с учетом новых направлений и перспективных профессий.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.