Алкорынок: коронакризис роста и потребления
Производители крепких напитков перепрофилировали часть процессов на выпуск антисептиков и сократили объемы выпускаемого товараПроизводители крепких алкогольных напитков и пивоваренные заводы, лишившись традиционных каналов сбыта – объектов HoReCa – в условиях пандемии, либо перепрофилировали часть процессов на выпуск антисептиков, либо сократили объемы выпускаемого товара. При этом значительно вырос импорт так называемых «коньяка», «бренди» и соответствующих дистиллятов: за четыре месяца на 392,8%.
Снижение потребления алкогольной продукции в первом квартале и по итогам первых пяти месяцев текущего года произошло вместе с падением количества социальных мероприятий – тоев, встреч, посиделок, посещений ресторанов и других. Как отмечает исполнительный директор Ассоциации QazSpirits Дмитрий Жуков, немаловажным фактором остается и падение доходов населения. Даже до кризиса минимальная розничная цена водки (МРЦ) вдвое превышала так называемую равновесную рыночную стоимость – цену, которую готовы платить более половины потребителей. После того как многие лишились работы или произошло иное снижение их доходов, покупать легальную водку стали еще меньше казахстанцев. Но активизировался «черный» рынок или так называемые «баклажники», разливающие спирт неизвестного происхождения в гаражах и подвалах, но продающие его зачастую через обычные магазины малого формата.
«После объявления режима ЧП из-за COVID-19 входящие в Ассоциацию QazSpirits заводы по производству спирта срочно начали оснащаться для производства наружного антисептика. Для этого была использована рекомендуемая формула ВОЗ: 70% этилового спирта, вода, перекись водорода и глицерин. Созданные мощности были достаточны для обеспечения всего Казахстана и создания целой экспортной подотрасли. Однако, поскольку спирт в Казахстане облагается акцизом при любом перемещении, итоговая цена готового продукта была на 50% выше, чем без акциза. Мы, разумеется, запустили процесс получения фармацевтической лицензии, чтобы избежать бессмысленного налогообложения, но драгоценное время, когда можно было занять экспортные рынки, было упущено. Тем не менее работа продолжается, и любая организация сегодня может приобрести оптом казахстанский антисептик непосредственно с заводов-изготовителей», – говорит исполнительный директор Ассоциации QazSpirits Дмитрий Жуков.
По данным за апрель текущего года, общий объем производства, например, пивоваренной продукции сократился порядка 10%. То есть коронавирус «выпал» на сезон потребления напитка, и пивоваренный рынок уже в ожидании второй волны пандемии. Это означает, что имеющиеся проблемы отрасли слабых алкогольных напитков только усугубятся. По словам президента Союза пивоваров Казахстана Галыма Тумабаева, на сегодня заводы оптимизировали свое производство. Причиной этого стало не только сужение каналов сбыта, потому что объекты HoReCa – точки общепита в условиях пандемии закрыты и их количество существенно сократилось, но и удорожание доллара.
«HoReCa как канал сбыта составлял от 10 до 20% от продаж. И мы этот канал сбыта потеряли. Здесь также стоит учесть, что необходимое для производства сырье импортируется, и повышение курса доллара заметно повлияло на увеличение затрат. Общие расходы на алюминиевую банку, оборудование, импортное сырье, логистику выросли на 10-15%. Для статистики отмечу, что с 2015 года по настоящий момент в пивоваренной отрасли себестоимость продукции постоянно растет, и на сегодня увеличение достигло 45%. А с 2019 года этот процесс ускорился. Пивоваренные заводы пока не проводили переоценку стоимости товара, но предполагаем, что она подорожает на 10-15%», – добавил Галым Тумабаев.
При этом значительно вырос импорт так называемого «коньяка» и «бренди», или соответствующих дистиллятов: за четыре месяца на 392,8%. Причиной такого роста стал акциз на бутылку водки с НДС, который на сегодня составляет почти 600 тенге – более половины минимальной цены. При этом акциз на коньяк – чуть более 50 тенге и для него нет МРЦ. Но по казахстанскому техническому регламенту, «коньяком» можно называть даже зерновой спирт, если он настоян на дубовой щепе, отметил Дмитрий Жуков.
«А ведь коньяк и бренди должны изготавливаться только из коньячного дистиллята, а тот, в свою очередь, из винограда определенных сортов. Таким образом, крашеная, и часто низкокачественная, водка продается под видом коньяка в Казахстане, и государство получает с нее в 10 раз меньше налогов!» – добавил исполнительный директор Ассоциации QazSpirits.
Злоупотребив доверием
В республике в год производится около 20 млн литров водки, 14 млн литров коньяка, 670 млн литров пива и пивных напитков, 21 млн литров натурального виноградного вина. Но производство водки в стране имеет тенденцию снижения из года в год в результате значительного роста акцизного налога и объемов контрабандной и контрафактной продукции, считает президент Ассоциации «КазАлкоТабак» Амиржан Калиев. При этом рынки стран Евразийского экономического союза с самого начала функционирования Таможенного союза закрыты для отечественной алкогольной продукции. В то же время их товар свободно поступает в Казахстан без какого-либо ограничения по количеству и качеству.
Как пояснил ситуацию Амиржан Калиев, отечественные производители действительно надеялись на открытие для казахстанской алкогольной продукции российского и белорусского рынков. Поэтому, выполняя требование производителей стран ЕАЭС, за последние шесть лет – с 2014 года, в Казахстане произошло пятикратное увеличение акциза на водку (2013 год – 500 тенге, 2019-й. – 2550 тенге/литр спирта). Чрезмерное увеличение ставки акциза, при котором акцизный налог составляет 52% от доли минимальной розничной цены, привело к резкому повышению цен водки на отечественном рынке, снижая ее конкурентность.Если в 2010 году поллитровка водки стоила 250 тенге, то на сегодня минимальная розничная цена составляет 990 тенге, демонстрируя почти четырехкратный рост.
«Это было ошибкой! Акциз молниеносно подняли, а рынки стран ЕАЭС, как и прежде, для нас остались недоступными. В случае открытия их рынков наши предприятия могли бы за счет экспорта увеличить легальное производство водки более чем на 50%, а это дополнительные рабочие места и налоги в бюджет. Кроме того, резкий рост ставки акциза стимулировал теневой бизнес. Как результат: произошло двукратное снижение легального объёма производства водочной продукции в Казахстане. То есть за шесть лет оно сократилось с 45 млн литров до 20 млн литров. На сегодня наша ставка акциза в три раза больше, чем у южных соседей – Кыргызской Республики, что повлекло увеличение контрабандного притока водки из этой страны». – добавил президент Ассоциации «КазАлкоТабак».
По мнению казахстанских производителей алкогольных напитков, сегодняшняя закрытость рынков России и Беларуси для отечественной продукции и, наоборот открытость местного рынка для их товаров, данные страны вполне устраивает. Для примера они приводят факты: доля импорта водки преимущественно из России и Беларуси за эти годы выросла в разы, с 7,7% в 2010 году до 25-30% за последние годы. При этом количество отечественных предприятий, производящих этиловый спирт и водочную продукцию, уменьшилось с 36 до 12, что привело к сокращению рабочих мест.
«Да, наши коллеги из России и Беларуси добились своего. Соглашение по гармонизации акцизов Межправсоветом принято, а Соглашение по обеспечению свободного оборота алкогольной продукции на территории ЕАЭС – нет. Этим самым их обещание одномоментного принятия данных двух соглашений не выполнено! В нынешних условиях пандемии говорить о выработке адекватной политики в отношении алкогольной отрасли считаю неуместным», – добавил Амиржан Калиев.
Спасение рядового завода
Увеличение экспортного потенциала для притока поступлений в бюджет действительно способно спасти отрасль, подтверждает президент Союз пивоваров Казахстана Галым Тумабаев. При этом одностороннее увеличение акциза и других налогов на пивоваренную продукцию может «загубить» сектор и сломать тренд «деалкоголизиции». На сегодня заводы значительно оптимизировали свои расходы. В случае увеличения фискальной нагрузки снизится инвестиционная привлекательность отрасли, кредиты станут менее доступны, а заводы будут вынуждены сократить рабочие места. В свою очередь сократятся и производственные мощности.
Кроме влияния пандемии на сокращение объемов сбыта Галым Тумабаев отметил и снижение потребления слабых и крепких алкогольных напитков. При этом, по ожиданиям участников рынка, данный тренд продолжится. В свою очередь налоговые поступления от производителей алкогольных напитков и пивоваров, по данным Комитета государственных доходов Министерства финансов РК, в прошлом году составили 55,9 и 28,9 млрд тенге от пива и водки соответственно.
«Среднегодовая загрузка производственных мощностей за последние пять лет – 51%. Есть потенциал увеличения производства и выхода на внешние рынки. Но здесь необходимо не создавать барьеры, а открывать доступ к новым рынкам сбыта, – подчеркивает Галым Тумабаев. – Мы предлагаем отложить вопросы маркировки товара и другие сборы, так как это значительно удорожит продукцию».
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.