KEGOC: Трансформация изменила мышление сотрудников

Самым ресурсоемким стал проект по автоматизации бизнес-процессов

Коллектив АО «KEGOC» по итогам 2019 года признан самым вовлеченным в Программу трансформации бизнеса среди всех портфельных компаний АО «ФНБ «Самрук-Қазына». Об успехах и достижениях программы рассказывает главный директор по трансформации бизнеса Центра по трансформации бизнеса АО «KEGOC» Хабибулла Казиев.

 В марте исполнилось ровно пять лет с того момента, как в 2015 году АО «KEGOC» приступило к реализации Программы трансформации бизнеса.

Надо сказать, что в первое время отношение сотрудников компании к программе было настороженным и довольно прохладным. Коллеги часто задавали вопрос: зачем нужна программа трансформации нашей компании? Ведь АО «KEGOC» и так хорошо справляется со своими задачами. И это на самом деле так – KEGOC устоявшаяся компания с четко обозначенными целями и пониманием своего предназначения и места в отрасли и в целом экономике страны. Однако стремительное развитие новых технологий заставляет современный мир быстро меняться. Качественные изменения происходят как в мировой, так и в отечественной электроэнергетике. В связи с этим и наша компания должна меняться и трансформироваться, чтобы соответствовать новым требованиям и вызовам. Так что запуск программы трансформации стал своевременным ответом на эти вызовы.

Со временем отношение сотрудников компании к программе начало меняться, стало приходить понимание необходимости данных процессов. Это происходило по мере вовлечения все большего числа людей в трансформацию и непосредственно в успешную проектную деятельность по реализации новых проектов. Этому способствовали интересные и полезные информационные публичные мероприятия, проводимые Блоком управления изменениями с непосредственным участием руководства и широкого круга сотрудников компании. Сегодня у нас есть сильная поддержка коллектива. Так, по данным последнего исследования социальной стабильности, уровень поддержки программы трансформации среди административно-управленческого персонала KEGOC составил 70%, среди производственного персонала – 74%. Это самый высокий показатель поддержки среди национальных компаний, реализующих программы изменений.

На начальном этапе была сформирована команда из числа сотрудников, которые составили коллектив Центра по трансформации бизнеса.

Собственно, сама работа началась с реинжиниринга бизнес-процессов, описания целевых бизнес-процессов и создания графической трехуровневой карты бизнес-процессов и дерева КПД (ключевых показателей деятельности) компании. Так как соответствующего опыта и компетенции для выполнения такого рода задач у нас на тот момент не было. В этой работе нам оказывали помощь центральная команда трансформации АО «Самрук-Қазына» и внешние консультанты. Фонд оказывал методологическую поддержку по всем направлениям, в том числе в вопросах становления проектного управления и управления изменениями в компании.

Такая поддержка со стороны Фонда не случайна. Как отметил управляющий директор по цифровизации и трансформации АО «Самрук-Казына» Даурен Керейбаев, «цифровая трансформация стоит на повестке дня производственных компаний во всем мире». По его словам, Фонд проделал существенную работу и достиг результатов, которые повышают конкурентоспособность портфельных компаний на рынке. В рамках программы трансформации запущен процесс непрерывного совершенствования, идет постоянный поиск и анализ новых идей и проектов для повышения эффективности бизнеса портфельных компаний

Командой СТТ в качестве примера была представлена общая референтная модель карты процессов условной компании, которую надо было адаптировать под специфику своей отрасли, компании. В ходе реализации первого этапа нашими сотрудниками была проделана значительная работа, что позволило успешно завершить его в очень сжатые сроки. Также была проведена большая работа по адаптации и изменению организационной структуры KEGOC.

После завершения реинжиниринга и утверждения вновь разработанной карты деятельности компании начались подготовительные работы к автоматизации бизнес-процессов предприятия. Параллельно был организован сбор инициатив и предложений по компании для формирования первого портфеля проектов программы трансформации. В результате в него вошли проекты, направленные на повышение эффективности в значимых сферах деятельности KEGOC.

Самым ресурсоемким стал проект по автоматизации бизнес-процессов, который был направлен на автоматизацию процессов на базе программных продуктов SAP ERP (Enterprise Resource Planning – планирование ресурсов предприятия) и предполагал внедрение в 2 этапа – внедрение базового функционала и последующее внедрение расширенных процессов.

Базовые процессы мы внедрили в начале 2019 года. Привлеченные интеграторы и эксперты высоко оценили огромный объем работ, реализованный компанией в достаточно сжатые сроки. Это был напряженный период, когда члены проектной команды работали, не считаясь с личным временем. Проект оказался масштабным и с точки зрения вовлеченности большой части коллектива компании и дочерних организаций. Впервые в компании за такой срок проведено масштабное обучение для более тысячи сотрудников. Были подготовлены ключевые пользователи и сформирован пул внутренних тренеров, которые потом на местах обучали конечных пользователей и оказывали методологическую поддержку. И эта работа продолжается в рамках внедрения расширенных бизнес-процессов.

В портфель проектов вошли и другие значимые для деятельности компании инициативы. Хотел бы выделить проект, который направлен на развитие волоконно-оптических линий связи (ВОЛС). Реализация этого нового бизнеса предполагает получение новых доходов. Компания планирует использовать свободные емкости собственных волоконно-оптических линий связи, изначально предназначенных для обеспечения работы наших технологических систем, с целью оказания услуг по передаче данных сторонним организациям. Качество сигнала и надежность сетей достаточно высокие. Часть работ по оснащению и усилению линий уже проведена. Сейчас идет строительство последней мили до потребителя, и уже в следующем году мы ожидаем получение реальных доходов.

Существенная часть работ и проектов программы трансформации связана с развитием информационно-телекоммуникационного комплекса компании. В энергетике, как и в других отраслях все больше применяются IT-решения и цифровые технологии. С целью повышения эффективности управления растущего информационно-телекоммуникационного комплекса, качества предоставления IT-услуг на основе международного стандарта COBIT и оптимизации затрат и ресурсов был реализован проект «Внедрение целевой модели управления информационными технологиями» и запущена в работу система ITSM.

В деятельности компании появилось и развивается новое направление по управлению данными. В начале 2019 года в промышленную эксплуатацию, совместно с системой SAP введен модуль SAP MDG (Master Data Governance – управление мастер-данными), который обеспечивает централизованное ведение основных данных. Также с целью оптимизации хранения сканов первичных и подтверждающих документов в привязке к транзакциям в системе SAP ERP в ноябре 2019 года успешно завершен проект по внедрению системы класса ЕСМ – Электронного хранилища для документов SAP на базе решения OpenText. Работа в этом направлении продолжается, поскольку качество данных влияет на все бизнес-процессы. К тому же это создает основу для развития процессов по аналитике больших данных в компании.

С широким внедрением IT-решений закономерно возникли вопросы обеспечения информационной безопасности. Для решения этой задачи был инициирован и реализован проект «Система управления информационной безопасностью», внедрена система управления инцидентами информационной безопасности SIEM, которая охватывает корпоративные информационные системы. В компании появился риск-ориентированный подход в управлении информационной безопасностью, принята Программа развития информационной безопасности до 2022 года, которая определяет основные подходы, цели и принципы развития.

Дальнейшим развитием этого направления стал новый проект «Киберщит», который инициирован на уровне Правительства РК и поддержан Фондом «Самрук-Қазына». Реализация этого проекта обеспечит кибербезопасность технологической сети KEGOC и даст возможность подключения к единому аналитическому центру, благодаря чему появится так называемый киберщит, который будет защищать наряду с корпоративной также и технологическую инфраструктуру от внутренних и внешних угроз.

В связи с реализацией ряда проектов в сфере ИТК и появлением новых бизнес-процессов возникла необходимость пересмотра организационной структуры компании. Решением руководства были созданы соответствующие структурные подразделения для поддержки операционной деятельности и развития этих процессов ИТК компании.

Положительные отзывы от субъектов энергорынка получил реализованный проект по совершенствованию оказания системных услуг «Биллинговая система». Были усовершенствованы процессы взаимодействия с нашими клиентами, автоматизированы процессы расчетов с потребителями и оцифрованы договорные и финансовые документы. Помимо роста уровня удовлетворенности клиентов, сократились расходы компании на курьерские и почтовые услуги. В прошлом году высокие результаты проекта были отмечены премьер-министром РК и председателем правления АО «ФНБ «Самрук-Қазына».

В связи с запуском в Казахстане рынка мощности биллинговая система будет и дальше развиваться, что приведет к расширению и развитию функционала системы.

На фото: главный директор по трансформации бизнеса Центра по трансформации бизнеса АО «KEGOC» Хабибулла Казиев

Системные услуги, оказываемые АО «KEGOC», объективно являются очень ценными для общества и предоставляться они должны без сбоев и перерывов. Для выполнения этих условий компания должна постоянно обеспечивать высокую надежность Национальной электрической сети (НЭС) а также эффективное диспетчерское и противоаварийное управление режимами работы объединенной энергосистемы Казахстана. Поддержание стандартного качества предоставляемых услуг с учетом происходящих изменений в отрасли требует от компании достижения уровня технологической оснащенности на уровне наиболее развитых зарубежных системных операторов и электросетевых компаний.

В связи с этим сегодня в рамках Программы трансформации реализуются три проекта: система автоматического регулирования частоты и мощности (АРЧМ), централизованная система противоаварийной автоматики (ЦСПА) и система мониторинга и управления на основе синхрофазорных технологий (WAMS\WACS). Реализация данных проектов позволит повысить надежность и эффективность работы НЭС. Кроме того, эти системы станут элементами и основой для построения будущей интеллектуальной цифровой энергосистемы Казахстана. Все три проекта вошли в Государственную программу «Цифровой Казахстан». Работы по этим проектам идут успешно, и не случайно осенью прошлого года в рамках второго международного технологического форума Digital Bridge (Цифровой мост) АО «KEGOC» было удостоено премии Digital Bridge Awards в номинации «Лучший офис цифровизации среди квазигосударственных организаций».

Важными факторами, повлиявшими на успешность Программы трансформации в KEGOC, на мой взгляд, являются высокая исполнительская дисциплина сотрудников, стабильность руководящего состава компании и коллектива центра трансформации. Из числа руководства во главе с СЕО компании с момента старта программы была создана эффективная спонсорская коалиция. Руководители компании, как спонсоры, активно участвуют в процессах изменений, оказывают прямую поддержку проектным командам, демонстрируют лояльность к переменам и заражают ею своих подчиненных. И это тоже значимая составляющая успеха.

Если оглянуться назад и посмотреть, что изменилось в компании за время действия программы, то можно сказать, что основные изменения происходят в людях. Программа трансформации стала толчком не только для развития процессов, технологий и данных, но и раскрыла потенциал сотрудников, повысила их компетенции и общий кругозор.

Программа трансформации продолжается. Инициирована вторая волна сбора идей. Акцент делается на цифровизацию бизнеса. Часть ранее инициированных проектов находятся в стадии активной реализации. Как было отмечено, мы начинали работу с реинжиниринга бизнес-процессов. Это направление требует постоянного внимания. В прошлом году правлением компании принято решение о внедрении системы процессного управления с целью повышения эффективности управления бизнес-процессами компании. Таким образом офис процессного управления на базе существующего центра по трансформации впоследствии должен стать центром компетенций, который будет обеспечивать непрерывное совершенствование всех внутренних процессов компании. И в результате у нас в компании будет развиваться и укрепляться культура постоянного самосовершенствования. Это то, к чему мы стремимся.

Автор: Алмагуль Жакеева

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤