Как можно простимулировать развитие рынка ВИЭ
Эксперты поделились своим мнениемПравила игры в сегменте ВИЭ нужно трансформировать. Такого мнения придерживаются участники рынка «зеленой» энергии. По словам одного из экспертов, в Казахстане пока еще наблюдается слабый спрос на установки ВИЭ со стороны бизнеса и населения. «Это связано с тем, что в национальных компаниях и бюджетных организациях не предусмотрено использование таких технологий», - отмечает он. Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz поговорил с предпринимателями и выяснил, какая поддержка нужна отрасли.
Абдулла Ушуров, основатель ТОО «Telcomsystems»
Наша компания занимается реализацией и установкой солнечных батарей и ветрогенераторов. Ранее мы приобретали солнечные панели на заводе Astana Solar в столице, но он временно приостановил производство. Сейчас 30% импортируем из России, около 40% из Китая, 30% из Германии, Францию и Турции. Все ветровые генераторы покупаем в Турции.
В настоящее время пошлины на импорт «зеленых» технологий нулевые. Но при ввозе солнечных панелей необходимо заплатить НДС, даже если они из стран ЕАЭС.
На рынке дистрибуции также существуют проблемы. Есть такое понятие как, «контроль таможенной стоимости». При оплате налога таможенные службы исчисляют НДС от той суммы, которая указана в базе, зачастую она намного выше суммы, которая зафиксирована в документах предпринимателя. Это связано с тем, что с развитием технологий солнечные модули ежегодно, даже ежемесячно дешевеют. Разница в ценах таможенных органов и импортера может доходить до 30-40%. В результате, предприниматели вынуждены закладывать ее в конечную стоимость товара.
Излишки электроэнергии
Законодательную базу в области ВИЭ также необходимо подкорректировать. Так, для продажи излишков электроэнергии городской энергоснабжающей компании владелец солнечной станции должен подать специальную заявку. Обращения на подключение СЭС как нетто потребителя принимаются не позднее, чем за 45 дней до окончания календарного года. А выплаты и сальдирование излишков выданных в сеть производятся лишь с 1 января следующего года. Например, если бизнесмен летом установил солнечную станцию и планирует продавать излишки электроэнергии, то договор с городской энергосберегающей компанией желательно заключить к концу года. Например, 1 октября 2020 года. Это связано с тем, что выплаты за излишки будут оплачиваться с 1 января 2021 года. Излишки электричества, переданные в городскую сеть, с 1 октября по 31 декабря никак компенсироваться не будут. Поэтому необходимо, чтобы договор купли-продажи начал действовать в том же месяце, в котором СЭС подключится к городским сетям. Важно, чтобы нетто потребитель сразу мог получать выплаты и сальдирование излишков.
Продукция будет востребована
У нас есть планы по строительству производства солнечных панелей в Казахстане. По моей информации, у нас в стране есть только два таких предприятия. Одно из них, как я уже говорил, временно приостановило производство. По нашим расчетам, инвестиции в завод составят 3,5 млн долларов. Предполагаемый объем производства –минимум 62 тыс. солнечных панелей в год. Думаю, что продукция завода будет востребована. Этот рынок динамично растет. Согласно нашему исследованию, по пессимистичным прогнозам он увеличивается на 12-13% в год. Солнечные модули планируем продавать не только в Казахстане, но и в России, Украине и Узбекистане. Мы планировали построить завод в промышленно-индустриальной зоне «Алатау», но нам отказали. Строить заводы в Китае становится не выгодно, потому что сейчас стоимость рабочей силы в Поднебесной выше, чем в Казахстане.
Думаю, что в РК необходимо изменить структуру управления индустриальными зонами. В частности, критерии отбора бизнес-планов проектов. Инвесторам, реальным производителям очень сложно пройти отбор. Видимо, ПИТ интересны проекты с инвестициями, исчисляемые как минимум несколькими десятками долларов. Тогда как быть средним предприятиям, которые также хотят развивать производство в Казахстане?
Сейчас мы находимся в поиске инвестора для строительства завода. Надеемся, что нам удастся наладить производство в индустриальной зоне.
Дияз Байсеитов, производитель солнечных панелей, основатель KunTech
Мы работаем на рынке тепловой солнечной энергетики и предлагаем тепловые солнечные панели (гелиоколлекторы). Они эффективно решают вопросы горячего водоснабжения и поддержки отопления от солнечной энергии. При этом потребитель экономит до 80% бюджета в год по этим статьям расходов.
Малые ВИЭ
В Казахстане не оказывается поддержка
покупателям малых солнечных или ветряных станций. Это одна из проблем на рынке малых ВИЭ. В законодательстве есть норма «адресная помощь населению», которая предусматривает субсидирование части затрат предприятиям,
хозяйствам, на покупку «зеленых» технологий локального производства. Но эта
мера сейчас практически не работает. В регионах было несколько попыток
прибегнуть к такой практике, но многие из них оказались тщетны. Некоторые
предприниматели приобрели китайские солнечные станции, выдавали их за местные и
получали субсидии. Насколько мне известно, сейчас обсуждается вопрос по
пересмотру этой нормы.
При этом активную поддержку популяризации ВИЭ оказывают международные организации, как ПРООН и ГЭФ. Ранее они спонсировали малые пилотные проекты ВИЭ и энергосбережения в регионах. Эти проекты показали свою эффективность для пользователей. Сейчас ПРООН совместно с фондом «Даму» и банками второго уровня разработали механизм субсидирования 10% кредитной ставки, и до 25% основного долга по кредиту. Субсидировать планируется предпринимателей, которые намерены приобрести установки ВИЭ. С моей точки зрения, эта мера является бесспорным стимулом для бизнеса и хозяйств. Однако, не каждый потребитель обладает необходимым залоговым обеспечения для открытия кредитной линии в банке.
Тариф на традиционную энергетику
Еще одна проблема – отсутствие информационной работы среди населения. В каждом регионе нужно создать демонстрационные центры. В них можно консультировать население и предпринимателей о механизме работы солнечных, ветровых станций, рассказывать об их окупаемости. В Казахстане пока еще слабый спрос на установки ВИЭ со стороны бизнеса и населения. Это связано с тем, что в национальных компаниях и в бюджетных организациях не предусмотрено использование таких технологий. Дело в том, что тариф на традиционную энергетику (угольных по большей части) ТЭЦ, очень низкий. А срок окупаемости подобных инвестиций все еще достаточно долгий. Поэтому как у юридических, так и у физических лиц нет необходимости экономить. К тому же, почти вся территория Казахстана со времен СССР была электрифицирована, и организациям проще подключиться к стандартным электросетям, чем к источникам ВИЭ. Несмотря на рост цен на уголь, население также прибегает к проверенным временем печам и электрокотлам, а не к возобновляемым источникам энергии.
Субсидии простимулируют рынок
В странах ЕС существуют субсидии для участников рынка ВИЭ. За счет этой меры компания-производитель может быстрее окупить инвестиции в проект. Эту практику можно внедрить и в Казахстане. Тогда отечественные производители смогут конкурировать с китайскими и европейскими игроками. Так, Китай за последние несколько лет выпустил огромный объем солнечных панелей и перенасытил ими мировой рынок. Огромный запас панелей сейчас все еще сконцентрирован на складах Поднебесной. За счет этого стоимость китайской продукции сильно подешевела.
Государство в основном оказывает поддержку крупным сетевым солнечным и ветровым станциям, и обходит своим вниманием малые установки ВИЭ для предприятий и населения. Но даже эту поддержку можно назвать условной. С 2018 года у нас в стране действует система аукционов. В результате, тарифы на альтернативную энергетику приближаются к стандартным тарифам электросетей: от 17 тенге кВт в час. До 2018 года некоторое время действовал так называемый «обратный» тариф на электроэнергию, вырабатываемую солнечными, ветровыми, биогазовыми станциями. Он был в 2-3 раза выше отпускного. И предприниматели могли продавать в сеть электроэнергию, полученную за счет ВИЭ по более выгодным тарифам.
Кстати, раньше местные производители могли получать условную скидку на тендерах до 15%. Озвученная норма перестала действовать после перехода к общим правилам Таможенного союза.
Трансформация в завод полного цикла
Наш цех по производству и монтажу солнечных коллекторов был запущен в 2015 году. В проект было вложено свыше 100 тыс. долларов. Сейчас наш годовой оборот составляет порядка 100 млн тенге. Доля местного содержания в нашем продукте составляет до 60%, мы продолжаем зависеть от зарубежных компонентов. Если же мы найдем инвестора, то не исключаем, что сможем полностью локализовать производство в Казахстане. При этом для трансформации нашего небольшого цеха в завод полного цикла потребуется от 1 до 1,5 млн долларов.