«Вклиниться» в глобальную цепочку
Наибольшим экспортным потенциалом обладают продовольственные товары, считают в Палате предпринимателей АлматыЕсть ли шанс у казахстанских товаропроизводителей выйти на новые международные рынки? Какие страны являются наиболее привлекательными для экспорта отечественных товаров и услуг? Как в условиях коронакризиса государство поддерживает национальных экспортеров? На эти и другие вопросы в интервью корреспонденту «Капитал.kz» ответил начальник отдела аналитики и реализации программ Палаты предпринимателей Алматы Даулет Асылбеков.
- Даулет, какие международные рынки сегодня являются привлекательными для экспорта отечественных товаров и почему?
- Если говорить об отечественных товарах обрабатывающей промышленности и смотреть трезво на ситуацию, то в первую очередь я бы назвал привлекательными для экспорта страны ЕАЭС.
Во-первых, это связано с наличием единого рынка, где у нас есть преимущество перед странами, которые не вошли в Евразийский экономический союз. Во-вторых, потребительские привычки жителей наших партнеров по ЕАЭС схожи с привычками казахстанцев. В-третьих, мы производим товары похожего качества, не исключено, что даже лучше.
В данных странах доля казахстанского импорта от совокупного объема импорта чуть меньше 2%, при этом есть хороший шанс нарастить объемы экспорта.
Кроме того, для отечественных товаропроизводителей привлекателен рынок Китая, который особенно заинтересован в товарах пищевой промышленности Казахстана. Конечно, тот факт, что мы граничим с КНР, играет нам на руку, так как основные продовольственные товары в Поднебесную завозятся из относительно далеких стран. К тому же мы знаем, что сейчас существует тренд на органическую продукцию, что тоже играет в нашу пользу.
Поэтому, я думаю, если казахстанские товары смогут успешно конкурировать на таком большом рынке, то в дальнейшем мы сможем смело экспортировать их и в другие государства.
- С какими странами за последний год удалось установить торгово-экономическое партнерство и на какую сумму?
- В рамках работы Внешнеторговой палаты Казахстана (дочерняя структура НПП РК «Атамекен») осуществлено около 15 торгово-экономических миссий в прошлом году в Узбекистане, России, Монголии и других странах. Также принималось активное участие в различных выставках, форумах и т.д.
В результате проведено 83 мероприятия, заключены экспортные контракты на общую сумму более $273 млн.
Однако из-за пандемии реализуемые в данном направлении меры в настоящее время приостановлены. Мы полагаем, что после восстановления экономики у казахстанских товаропроизводителей будет хорошая возможность завоевать новые рынки уже в условиях новой реальности и «поломанной глобальной цепочки».
- Исходя из анализируемых вами данных, какие товары, продукты, услуги отечественных производителей являются наиболее востребованными с точки зрения спроса и предложения для экспорта?
- Пока наша страна экспортирует в основном сырье. Но проведенный нами в прошлом году анализ нишевых проектов показал, что хороший экспортный потенциал имеется у продовольственных товаров. Он подтверждается ростом их экспорта.
Также скрининг, который мы сделали в конце 2019 года, выявил потенциал экспорта у строительных материалов.
Что касается экспортируемых услуг, то здесь наибольший потенциал мы видим в сфере IT. В прошлом году экспорт IT-услуг составил всего $5,3 млн, но в сравнении с 2018 годом он вырос в три раза.
Тем не менее, согласно нашим расчетам, если сопоставлять Казахстан со странами, имеющими схожие параметры, например, такими как качество и доступность интернета, наличие инфраструктуры, кадров и т.д., то экспортный потенциал отечественных IT-услуг может достичь порядка $2-3 млрд. К тому же у нашего государства есть возможность привлечь кадры из соседних стран Центральной Азии и даже стать региональным IT-хабом.
- Сколько составил объем экспорта за прошлый год и как коронакризис отразился на нем в текущем году, в том числе на его структуре?
- По данным Комитета по статистике МНЭ РК и Комитета государственных доходов МФ РК, объем экспортируемых товаров за 2019 год сложился на сумму $57,7 млрд. Основную долю в общем объеме составил экспорт минеральных продуктов. Стоит отметить, что за прошлый год также наблюдался рост экспорта товаров обрабатывающей промышленности. В настоящее время, по нашим данным, в стране насчитывается более 400 экспортеров в этой отрасли.
Вместе с тем за прошлый год объем экспортируемых продовольственных товаров увеличился на 5,9%, строительных материалов – на 50%, машин и оборудования – на 73% (в связи с ростом экспорта легковых машин и частей к ним).
В то же время экспорт отдельно алматинских товаров составил 3,8 млрд тенге, увеличившись на 15,2% по сравнению с 2018 годом.
Что касается экспорта услуг в 2019 году, то по данным Национального банка РК, он составил порядка $7,8 млрд. Почти 40% из этой суммы пришлось на экспорт услуг по грузовым перевозкам.
К сожалению, уже в текущем году влияние коронакризиса негативно сказалось на экспорте товаров, который за первый квартал снизился на 4%. Понятно, что во 2-м квартале ситуация также ухудшится из-за карантинного режима и снижения цен на нефть и минеральные продукты на мировых рынках.
- Каким образом государство поддерживает национальных экспортеров, в том числе в условиях коронакризиса?
- Государство в лице АО «Казахстанский центр индустрии и экспорта QazIndustry» оказывает поддержку субъектам предпринимательства. В том числе она направлена на возмещение части затрат субъектов индустриально-инновационной деятельности по продвижению отечественных обработанных товаров на внешнем рынке. Сюда относятся затраты на рекламу товаров за рубежом; на участие в зарубежных выставках, ярмарках, фестивалях; на разработку, перевод на иностранные языки и издание специализированного каталога для распространения за рубежом. Также возмещаются затраты на содержание представительства, торговой площади и склада за рубежом; на проведение процедур, связанных с регистрацией товарных знаков (бренда) за рубежом; на проведение процедур, связанных с сертификацией товаров за рубежом; на доставку товаров.
Исторический период возмещения по доставке товаров составляет 12 месяцев, а по остальным видам 32 месяца.
Среди предпринимателей особенно популярна услуга по возмещению затрат на доставку товаров. Так, по данным Министерства торговли и интеграции Казахстана, в этом году одобрили возмещение затрат экспортеров почти на 234 млн тенге. В основном это затронуло экспорт продовольственной продукции.
Стоит отметить, что прием заявок на возмещение части затрат продлится до 1 июня 2020 года.
Учитывая ситуацию с коронакризисом, напомню, что государством был принят пакет мер, который должен поддержать пострадавшие отрасли, в том числе и экспортеров. В первую очередь предоставлены отсрочки по платежам по кредитам на срок до 90 календарных дней субъектов МСБ, финансовое состояние которых ухудшилось. Кроме того, была утверждена новая программа льготного кредитования МСБ на 600 млрд тенге по ставке 8% со сроком кредитования до 1 года на пополнение оборотных средств. Наряду с этим приняты поправки в программах ДКБ-2025 и «Экономика простых вещей».
Помимо вышеперечисленного, в рамках работы Внешнеторговой палаты Казахстана, хотел бы добавить, что выдавались справки о форс-мажорной ситуации для экспортеров, которые не могли выполнять свои обязательства по договорам поставки товаров из-за карантинных мер. Более того, данная услуга оказывалась и оказывается бесплатно, сокращены сроки предоставления соответствующих справок.
Также на недавнем заседании правительства 19 мая министр национальной экономики Руслан Даленов объявил, что в ходе реализации государственной поддержки экономики до 80% увеличено возмещение транспортных затрат производителям экспортной продукции высоких переделов.
Таким образом, государство всегда идет навстречу экспортерам, так как стабильность нашей экономики, в частности курса валют и торгового баланса, зависит от роста экспорта товаров обрабатывающей промышленности.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.