Рашид Жаксылыков: О новых нефтяных проектах в течение 1,5 лет не может быть и речи

Глава Союза нефтесервисных компаний РК о последствиях пандемии для нефтяного бизнеса
ortcom.kz

Падение цен на нефть, пандемия коронавируса и снижение спроса болезненно сказались на бизнесе нефтесервисных компаний: 100 казахстанских подрядчиков остались без заказов и контрактов. В интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz председатель президиума Союза нефтесервисных компаний Казахстана Рашид Жаксылыков предложил увеличить долю участия казахстанских нефтесервисных компаний в контрактах по разработке отечественных нефтяных месторождений. В противном случае около 170 тыс. человек останутся без работы и пойдут просить помощь у государства.

-Рашид Хасенович, как обстоят дела в нефтегазовом секторе в это непростое время? 

- Человечество впервые столкнулось с такой проблемой как коронавирус, и поэтому кризисная ситуация, которую мы наблюдаем в мире, в стране и в частности в нефтегазовом секторе, не подчиняется никаким законам и правилам. Пандемия раньше всех ударила по нефтяной отрасли. Еще в конце 2019 года Китай ввел карантин во всех своих городах, и спрос на сырую нефть стал падать с декабря. То есть для отечественного нефтесервиса кризис начался еще в прошлом году. Разумеется, никто не стал сокращать действующие объемы добычи нефти. Однако проекты расширения добычи уже давно начали замораживать.

- Что в итоге оказалось страшнее: пандемия или падение цен на нефть?

- Эти два фактора взаимосвязаны между собой. Нынешний обвал стоимости на нефть произошел из-за ее переизбытка на поверхности. Самолеты не летают, производство стоит во всем мире, и спрос на нефть резко упал. В итоге все нефтехранилища, включая даже танкеры, забиты нефтью. Дошло до того, что некоторые страны планируют применить сжигание нефти. В краткосрочном периоде – это правильная мера, но с экологической точки зрения – это очень плохо. Самое главное, инвесторы перестали вкладывать деньги в нефтяные проекты, сейчас все боятся и тянут время. В Казахстане уже заморозили проект расширения нефтегазового месторождения Тенгиз, куда вложили 38 млрд долларов.

- Во что именно вложены эти средства?

- В оборудование, строительные работы и проектирование. Но даже этих денег уже не хватает на развитие проекта. В конце прошлого года планировалось увеличить сумму вложений до 40 млрд долларов. Сейчас инвесторы просто ждут лучших времен. Если цены на нефть будут в пределах 30-35 долларов, то никто не станет развивать это месторождение. При ценах в 40-45 долларов развитие возможно в небольших масштабах.

- Иными словами, без расширения действующего производства нефтесервисный бизнес останется без работы.

- Если в середине мая не вырастут цены и спрос на нефть не увеличится, то все операторы перейдут в режим экономии и будут заниматься только действующим производством. А о дополнительном бурении, капитальном ремонте или новых проектах в течение полутора лет не может быть и речи. Разумеется, в первую очередь пострадает нефтесервис, которому нечего будет делать. Это более двух тысяч компаний, где трудится 200 тыс. человек. В итоге работы лишатся даже не тысячи, а сотни тысяч сотрудников. На том же Тенгизе уже демобилизовали 35 тысяч рабочих. Пока им сохранили зарплату только на два месяца. Но что будет дальше – непонятно. Если государство не пойдет нам навстречу, работу могут потерять порядка 170 тысяч человек.

- Что вы предлагаете?

- Сегодня большинство контрактов в Казахстане выполняют зарубежные компании. Необходимо сделать ревизию и отдать эти контракты казахстанским нефтесервисным компаниям. Поскольку Италия, Китай и многие другие страны закрыли свои границы, а пандемия закончится не завтра, в лучшем случае осенью, то по объективным причинам иностранные компании не могут осуществлять работу в Казахстане. Надо восполнить этот вакуум за счет казахстанских специалистов.

- Насколько это огромный вакуум?

- Сегодня доля местного содержания в нефтесервисе составляет 55%. Оставшиеся 45% сейчас можно освоить. Мы даже готовы сократить свои ставки и продолжать платить налоги, за  2018-2019 годы индустрия заплатила более триллиона тенге налогов, лишь бы давали заказы и люди работали. Рано или поздно, мы увидим, что нефтяной рынок успокоится, и цены на нефть начнут стремительно расти вверх. Я полагаю, что в IV квартале 2021 года цена на нефть поднимется до 60 долларов за баррель, а в 2022-м – до 100 долларов за баррель. Это привычный сценарий: когда экономика останавливается, она начинает резкое восстановление. Ведь все хотят быстрее заработать, и  спрос, в том числе на нефть, однозначно вырастет. Однако к этому моменту мы не должны растерять местные кадры, которые уже имеют опыт работы. В противном случае все рабочие места наших людей  снова займут китайцы и российские нефтесервисные компании. Этого нельзя допустить.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤