Три вызова для Казахстана
Нефть, карантин и социальная политикаS&P, Morgan Stanley и Goldman Sachs отозвали свои прогнозы и признали, что глобальная рецессия практически неминуема. И здесь не помогут ни нулевые ставки Федеральной резервной системы, ни ликвидность остальных центробанков, даже фискальные меры поддержки, кажется, не способны дать упасть еще глубже. Кризис уже здесь, с нами, а мы только закрываемся на карантин, который неизвестно еще когда закончится.
Первый вызов для Казахстана – нефть. Deutsche Bank снизил прогноз средней цены нефти марки Brent до $25 за баррель во втором и третьем кварталах этого года на фоне пессимистических ожиданий. Это значит, что в ближайшее время то, что дорогой нефти не будет – скорее всего даже дешевой по $35, которая фигурировала в самом пессимистическом прогнозе казахстанского правительства, будет только очень дешевая, возможно, даже катастрофически дешевая нефть. И с этим надо как-то жить.
Под ударом бюджет и Нацфонд – из-за цен ниже $35 выплаты туда должны сократиться в три раза, а в случае если цены на нефть опустятся ниже $25 – экспортная таможенная пошлина обнуляется, и мы не получим совсем ничего. По самым скромным подсчетам, Казахстан уже недополучит около $1 млрд. Если низкие цены на нефть станут новой реальностью – нефтегазовая отрасль легко может стать дотационной и огромным потенциалом нестабильности. Чтобы этого избежать, уже надо что-то делать прямо сейчас.
Кстати, это одна из особенностей нынешнего кризиса – все становится плохо слишком быстро. Сейчас рынки падают гораздо быстрее и сильнее, чем раньше, а последний обвал был самым быстрым и агрессивным из когда-либо наблюдаемых в истории. Поэтому и принимать меры поддержки надо быстро. Пока никто из правительства не сказал о том, что нефтегазовые и особенно казахстанские нефтесервисные компании тоже нуждаются в поддержке, тем более в условиях повышенной базовой ставки, но долго это молчание не продлится – в России на некоторых месторождениях уже отменили ротацию кадров из-за коронавируса. Нефть может стоить еще дешевле, но если ее перестанут добывать – вопрос цены отойдет на второй план.
Второй вызов для Казахстана – карантин. По заявлениям разных экспертов, пик коронавируса придется на июнь-август. Кто-то говорит про восемь недель, президент США про конец лета. Оба крупнейших города Казахстана уже на карантине. Россия закрыла свою границу до 1 мая. И, конечно же, товаров это не касается, но если вспомнить, какой у нас процент «серого экспорта и импорта», то это может создать дополнительную проблему, потому что в условиях карантина, закрытых границ и тотального контроля его будет возить гораздо сложнее.
Кроме этого, перевести на удаленную домашнюю работу можно многих, но далеко не всех. Собирать дома машины или трансформаторы не получится. Создавать новые рабочие места по государственным программам будет сложно, если на них никто не будет выходить работать из-за карантина. Кстати, именно поэтому дешевая ликвидность, которой заливают рынки центробанки и не работает, как вакцина для экономики – деньги не способны заменить людей, они лишь могут замаскировать проблемы в производстве, и то на время.
Филиппины и Шри-Ланка уже закрыли свои фондовые биржи, пока правда на небольшой срок, но разговоры о том, что эта судьба может постичь и американские рынки – уже есть. Действительно, подобная мера способна на время отложить проблему панического падения, но учитывая прогнозы пиков вируса, закрывать торговые площадки надо будет не на дни и недели, а на месяцы, что пока выглядит достаточно нереальным.
Когда и каким выйдет Казахстан с карантина – полностью зависит от силы, с которой вирус обрушится на нашу страну. Китаю пока удалось победить вирус только благодаря жесткой изоляции, закрытию производств, тотальному контролю, но какой ценой – Поднебесная показала худшие экономические показатели за 30 лет.
Третий, самый главный вызов для Казахстана – социальный. В условиях нового свободного плавания тенге, на фоне мировых шоков и падения цен на нефть самым важным видится – сохранить социальную направленность политики без ущерба экономике и показать новый уровень слышащего и успевающего государства.
Андрей Чеботарев, аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.