В АЛПК прокомментировали инициативы по защите прав потребителей

Одна из них - создание «черного списка» компаний
Фото: Руслан Пряников

В закон о защите прав потребителей предлагается внести дополнения, которые, по мнению разработчиков документа, будут способствовать повышению уровня казахстанского сервиса, качества товаров и услуг. Одно из них - создание «черного списка» компаний, на которые чаще всего жалуются потребители. Однако, как рассказала на круглом столе в Алматы председатель правления ОЮЛ «Ассоциация Лига потребителей Казахстана» Светлана Романовская, эта инициатива требует доработки, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

«Мы не поддерживаем эту инициативу, считаем, что прежде чем внести в «черный список» компанию, необходимо разобраться в ситуации и через суд доказать ее вину. При этом суд должен принимать во внимание все доказательства. Несомненно, о непорядочных организациях, нарушающих права потребителя, нужно информировать. Но это нужно делать в  удобной для потребителя форме. Например, через сайт Министерства торговли и интеграции РК», - считает Светлана Романовская.

Есть и другие поправки. Так, экспертизу товаров  и услуги предлагается оплачивалась за счет государства, а в дальнейшем сумму ущерба планируется взыскивать с виновной стороны.

«Как-то к нам в «Ассоциацию Лига потребителей Казахстана» обратилась женщина, с просьбой взыскать с предпринимателя ущерб за то, что он продал ей кофту, которая после стирки села. Кофта стоила 26 тыс. тенге, а проведение экспертизы – 45 тыс. тенге. У нас нет независимой государственной экспертизы, куда бы потребитель мог обратиться и провести экспертизу за счет средств предпринимателя в присутствии потребителя. И если будет доказано, что потребитель не прав, не посмотрел на этикетку и постирал кофту в горячей воде, то он будет платить за экспертизу», - считает Светлана Романовская.

Светлана Романовская, председатель правления ОЮЛ «Ассоциация Лига потребителей Казахстана»

Еще одна инициатива – создание единой Информационной системы приема жалоб от потребителей. «В планах внедрение общественного мониторинга обществами по защите прав потребителей за субъектами предпринимательства. Рассматривается создание межведомственного Совета по защите прав потребителей. Здесь важно обязать предпринимателей предоставлять ответы на претензии потребителей», - отметила она, добавив, что в школах, колледжах и ВУЗах необходимо ввести обязательное образование по защите прав потребителей.

Отметим, что в проекте Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав потребителей» определены 8 базовых положений: закрепление институциональной системы защиты прав потребителей; введение треехступенчатой системы рассмотрения жалоб;  законодательное закрепление институтов досудебного рассмотрения споров и перечня представителей потребителя; создание Единой информационной системы приема жалоб в сфере защиты прав потребителей; усиление роли уполномоченного органа в сфере защиты прав потребителей; создание Межведомственного совета по защите прав потребителей; ужесточение ответственности участников системы защиты прав потребителей; поддержка неправительственных организаций и гражданского общества в сфере защиты прав потребителей.

10 июля 2019 года в Казахстане создан Комитет по защите прав потребителей при министерстве торговли и интеграции. Основная миссия комитета – формирование целостной и эффективной политики в сфере защиты прав потребителей. В настоящее время перед комитетом определены две основные задачи: обеспечение реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей, осуществление межотраслевой координации деятельности государственных органов по обеспечению реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤