Бизнес ждёт больше аналитики в работе комитета госдоходов
Дистанционные меры налогового администрирования, в частности, камеральный контроль, стали актуальнее, чем преждеС учетом того, что малый и микробизнес в Казахстане с 1 января этого года освобожден от проверок госорганов и от уплаты налогов на 3 года, дистанционные меры налогового администрирования, в частности, камеральный контроль, стали актуальнее, чем прежде. Так считают в Комитете государственных доходов Министерства финансов РК. При этом в КГД понимают и признают, что сам камеральный контроль нуждается в улучшении. Предприниматели же в свою очередь подсказывают комитету госдоходов, какие конкретно меры нужно для этого предпринять.
В качестве того, что надо улучшить представительница АТФБанка Елена Тян во время дискуссии на совместной конференции с КГД упомянула анализ поступающих в комитет данных. Она привела пример из практики банка. АТФБанк продал участок земли, после чего комитет госдоходов прислал ему уведомление о том, что в налоговой декларации не указан НДС от продажи.
«Пустые участки земли, согласно Налоговому кодексу, при реализации освобождаются от уплаты налога. Если бы налоговый орган провел анализ этой сделки, информацию о которой он получил от казначейства, то увидел бы, что правообладателем конкретных земельных участков являлось ТОО, которое выступало в роли залогодателя», – рассказала Елена Тян.
Бизнес видит, что камеральный контроль меняется не только с законодательной, но и с практической стороны, заметила сотрудница EY Гульнара Еликпаева. Однако для предпринимателей туманно выглядят некоторые понятия в Налоговом кодексе, подчеркнула она.
«Мы говорим о пункте 1 статьи 96 Налогового кодекса РК, который определяет в принципе периметр камерального контроля, в частности, что такое камеральный контроль и на чем он основывается. И вот здесь важно, чтобы мы хорошо понимали, каково видение у КГД, потому кодекс сейчас определяет, что налоговый орган сравнивает имеющиеся у него данные, или те, которые есть у других госорганов. Но всегда ли можно вынести правомерное уведомление, сделав только такой анализ?» – задала вопрос сотрудникам КГД Гульнара Еликпаева.
Пример с земельными участками АТФБанка как раз свидетельствует о том, что КГД следует делать дополнительный анализ поступающих к нему данных, смотреть на документы, добавила она.
«Цель камерального контроля состоит в том, чтобы налогоплательщики самостоятельно устранили допущенные нарушения законодательства без применения к ним штрафных санкций», – сказал в свою очередь руководитель управления дистанционного мониторинга КГД Ануар Сулейменов.
Пользуясь этой возможностью, налогоплательщики в прошлом году устранили нарушения налогового законодательства на сумму 1,85 трлн тенге. В результате КГД начислил налоги в размере 317 млрд тенге, в бюджет поступило 189 млрд тенге, а по остальной сумме снижена переплата, пояснил спикер.
«Анализ нарушений показал, что основной процент направленных уведомлений приходится на налогоплательщиков в сфере торговли, которые получили 86 тыс. извещений или 31% от их общего числа. На втором месте строительная отрасль – 43 тыс. или 16% от всех уведомлений», – рассказал представитель КГД.
При этом больше всего денег в виде налогов после получения уведомлений – 126 млрд тенге, или 82% от общего объема – поступило от крупного бизнеса, от малого бизнеса – 110 млрд тенге, продолжил он. По словам Ануара Сулейменова, камеральный контроль стал инструментом, с помощью которого, помимо прочего, налоговики выявляют различные схемы уклонения от уплаты налогов.
«Примером могут служить взаиморасчеты с фирмами-однодневками с искусственным завышением расходов без подтверждающих документов и прочие нарушения. С развитием цифровизации в Казахстане стало больше источников, которые используются для получения информации для проведения камерального контроля. Так, с начала 2019 года используются фискальные чеки, выбиваемые в онлайн-режиме, субсидии, электронные счета-фактуры, экспорт в рамках ЕАЭС, а также другие», – сказал Ануар Сулейменов.
В результате их использования суммы выявленных налоговых нарушений в 2019 году оказались в три раза больше, чем в 2018-м и в пять раз больше, чем в 2017-м, добавил он. Поскольку увеличились суммы нарушений, выросло и количество направленных бизнесменам уведомлений. В прошлом году их было в два раза больше, чем в 2018 году и в три раза больше, чем в 2017-м.
«Каждый год мы проводим оптимизацию фискального администрирования. В результате из 280 тыс. направленных уведомлений 42% или 118 тыс. уведомлений привели к устранению нарушений на сумму 1,8 трлн тенге. По 75 тыс. уведомлений в 27% случаях налогоплательщики предоставили пояснения, которые в дальнейшем помогли выставить уведомления их контрагентам по имеющимся расхождениям. По 12% или 33 тыс. уведомлений налогоплательщики не исполнили уведомления, и по отношению к ним приняты соответствующие меры», – продолжил Ануар Сулейменов.
Что касается налогов, по которым бизнес не до конца выполняет свои обязательства перед государством, то на первом месте оказался НДС, на втором – КПН, на третьем – индивидуальный подоходный налог. В прошлом году налоговики направили по этим видам налогов 200 тыс. уведомлений (74% от общего числа извещений) на сумму 4,7 трлн тенге. Основная сумма начислена по НДС – 139 млрд тенге, а по КПН – 109 млрд тенге.
«Необходимо признать, что на практике не все уведомления являются эффективными. В 2019 году при формировании уведомлений мы использовали 324 вида нарушений. Проведенный анализ качества выявляемых расхождений показал, что есть недостатки. Работа по 47 видам нарушений дала эффективность от 1 до 10%, по 130 процедурам – 10-30%», – констатировал Ануар Сулейменов.
Продолжая тему изъянов камерального контроля, спикер заметил, что нельзя оставлять без внимания жалобы налогоплательщиков на сам контроль. В 2019 году бизнесмены подали 897 жалоб, из них в 635 случаях претензии поступили в налоговые органы, 262 – в суды. При этом налоговики рассмотрели 74 жалобы в пользу налогоплательщиков – это 11% от общего числа, суды вынесли решения в пользу налогоплательщиков по 12 обращениям. 250 жалоб рассмотрены в пользу КГД, поскольку основную массу жалоб подали контрагенты налогоплательщиков, регистрация которых признана недействительной, а также те контрагенты, чьи сделки суды признали недействительными.
«Озвученная статистика поступающих жалоб нас озадачила и подталкивает к решению этой проблемы. Необходимо сократить обращения налогоплательщиков, и это можно сделать, пересмотрев процессы камерального контроля. Для этого создана рабочая группа, которая обсуждает с членами Ассоциации налогоплательщиков Казахстана (АНК) шаблоны или, как мы говорим, процедуры камерального контроля. После дискуссии будут внесены соответствующие корректировки», – озвучил Ануар Сулейменов.
Благодаря диалогу с АНК в Налоговый кодекс РК в начале этого года внесены поправки по камеральному контролю, добавил он. Первая поправка – решение о неисполнении уведомлений, утвержденных приказом министра финансов, выносится в течение 5 дней. Раньше в кодексе ничего не говорилось об этом сроке. Теперь же у предпринимателей есть возможность устранить нарушения до того, как будут арестованы банковские счета компании. Вторая поправка – налогоплательщикам дали право обжаловать решение о неисполнении уведомлений в течение 5 рабочих дней. Третья – налогоплательщики имеют право ходатайствовать в суде о том, чтобы им восстановили пропущенные сроки для исполнения уведомлений о недовыплаченных налогах. Пока ходатайство будет рассматриваться, банковские счета не арестуют, соответственно, не будет налоговых проверок в компании, заметил спикер.
«Для избежания нареканий налогоплательщиков на уведомления по результатам камерального контроля мы предлагаем создать комиссию из представителей АНК, НПП «Атамекен», Палаты налоговых консультантов и КГД. В рамках работы комиссия рассмотрит жалобы на уведомления, будет создана база шаблонов-ответов на уведомления», – заключил Ануар Сулейменов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.