Кризис трудовых отношений
Высокий уровень неформальной занятости – проблема, которая существует во многих странах мирах, в том числе в развитыхЗачастую на государственном уровне для оправдания скромных экономических результатов звучит информация о высокой неформальной занятости в Казахстане. Неформальная экономика или «теневой сектор» – это непрозрачная часть нашей экономики.
С существованием неформального сектора связывают многие экономические, налоговые, социальные и пенсионные проблемы. Кроме упущенных налогов и экономических потерь, основная проблема – неформальная занятость.
Но есть основания полагать, что неформальный сектор существует не вопреки усилиям правительства, а благодаря.
Казахстану трудовое право досталось по наследству от Советского Союза, со временем, после обретения независимости Трудовой кодекс оброс современными национальными надстройками, ратифицированными конвенциями и рекомендациями Международной организации труда.
Сейчас ТК РК – скорее лабораторный продукт, хрестоматия об идеальных трудовых отношениях. Увы, Трудовой кодекс в Казахстане живет сам по себе, а труд сам по себе. Дивергенция возникла на консерватизме подходов к регулированию трудовых отношений и динамичной экономической конъюнктуре, влиянии современной цифровой экономики.
Рост различных нормативных требований, отчислений, взносов и постоянное желание ужесточить контроль привели к потере связи Трудового кодекса и рынка труда.
Неформальные отношения
Высокий уровень неформальной занятости – проблема, которая существует во многих странах мирах, в том числе в развитых.
В некоторых странах с формирующейся рыночной экономикой доля работников, занятых в неформальном секторе, достигает 90%.
Объем неформальной экономики в Казахстане оценивается очень консервативно, но проблема заключается еще и в том, что предпосылок для увеличения неформального сектора становится больше.
Размеры неформальной экономики и занятости колоссальны.
Отношения, возникающие вне юридического поля – без трудового договора, социальных отчислений, страхования жизни работника, медицинского страхования, пенсионных отчислений – это проблема для государства. Но в то же время именно эти отношения наиболее удобны мелкому и среднему бизнесу.
Неформальный сектор движим желанием заработать денег. В нем адаптация к изменяющимся рыночным, валютным условиям, потребительским предпочтениям происходит быстрее. Трудовой кодекс препятствует экономическому росту, потому что трудовые отношения вынуждены формироваться по правилам, потерявшим и теряющим свою актуальность.
В условиях цифровой экономики Трудовой кодекс продолжает оставаться слишком формализованным, устаревает и не отображает современных тенденций.
Попытки государства загнать трудовые отношения в большие ограничительные рамки приводят только к росту неформальной занятости, поэтому в Казахстане не произойдет ее сокращения, она будет продолжать расти.
Digital как инструмент обхода белых зарплат
Современные цифровые технологии меняют рынок труда. На смену трудовым договорам приходят краткосрочные проекты, для выполнения которых можно не покидать дом. Капитализация рынка фриланс-услуг растет с геометрической прогрессией. Если некоторое время назад фриланс был внутристрановым, то сейчас казахстанцы находят удаленную работу в любой точке мира и по очень большому перечню специальностей.
Сегодня несколько человек в интернете могут создавать больше продукта, чем некоторые предприятия. При этом им не нужны трудовой договор и социальная защита, они избегают необходимости оплачивать налоги.
Все это говорит о необходимости введения универсальности в трудовые отношения.
Государство знает, что причина существования неформальной экономики и занятости – сложные процедуры регистрации бизнеса, налогообложения и совершенно неприемлемые расходы на содержание одного работника.
Официальный прием человека на работу создает чрезмерный рост расходов и ответственности перед работником – для чего это все предпринимателю? Обременительный характер трудовых норм, систем налогообложения и социальной защиты не создает стимулов и для развития компаний.
Высокая стоимость труда – бич всей казахстанской экономики. Крайне большая стоимость труда в Казахстане, стоимость, не привязанная к производительности, – показатель глубокого дисбаланса.
Если, не имея специфических знаний и опыта, вы можете найти на рынке труда работу, то скорее всего это малоквалифицированный и низкооплачиваемый труд. В крупных городах, областных центрах, в отдельных отраслях экономики дисбаланс ощутим гораздо сильнее. Запросы на очень квалифицированных и опытных специалистов высоки, а производительность труда таких специалистов, монетизация их знаний и навыков очень слабая.
Реальная стоимость труда – это то, что вы можете найти в поисковых системах прямо сейчас. От уборки помещений до разработки любых сложнейших программ, стратегических документов. У этой реальной стоимости нет минимального размера заработной платы, налогов, социальных и медицинских отчислений.
Высокая безработица, низкая производительность труда, трудовая миграция из соседних стран будут формировать пространство неформальной занятости.
К слову, нелегальные трудовые мигранты занимают все больше вакантных мест на рынке труда, начиная от торговли и заканчивая строительством. Мигранты готовы работать за зарплату, на которую не соглашаются местные. И стоимость их труда сейчас является наиболее справедливой, так как уравнивает стоимость продукта труда и оплату его производства.
Стоимость труда и производства является настолько высокой, что производство отдельных товаров, работ, услуг легче перенести в соседний Китай, и несмотря на все сопутствующие трансграничные и логистические издержки, это все равно дешевле, чем те же усилия, но в Казахстане.
Нужно вспомнить, что бурный экономический рост в восточноазиатских странах был связан с экспортно ориентированным производством, основанным на низкой стоимости труда. Именно невысокая стоимость оплаты труда способствовала переносу производственных мощностей крупнейших компаний мира на территорию Китая. Производство с низкими издержками было актуально 100 лет назад и актуально до сих пор.
Чего добивается правительство, ужесточая трудовое законодательство? Ничего.
Более жесткое трудовое регулирование усугубляет дисбаланс между оплатой труда и производительностью и создает крепкие основы для роста неформальной экономики.
Нанимать специалиста и заключать с ним трудовой договор очень дорого, а неспециалиста лучше нанимать без договора – такова логика работодателя.
Например, для чего существует социальный стандарт «минимальный размер месячной заработной платы», если он работает только для формальной экономики.
Способствуют ли усилия правительства в защите прав трудоспособного населения? Нет.
На самом деле Трудовой кодекс обесценивает трудовые ценности.
Граждане не хотят работать на работах с низкой оплатой, при этом их компетенции, навыки и опыт недостаточны. В то же время под давлением общественности сокращаются квоты на иностранную рабочую силу, хотя именно приток квалифицированных специалистов должен был способствовать развитию наукоемких и капиталоемких отраслей и секторов экономики.
Государству нужно остановиться в процессе глобальной бюрократизации трудовых взаимоотношений. Формальные «дутые» стандарты приводят к перегреву на рынке труда.
Различные бессистемные, не продуманные нормативные и финансовые требования и попытки возложить на работодателей чрезмерную ответственность приводят к миграции процессов производства, оказания услуг в «тень».
Что сделать для исправления ситуации? Необходимо пересмотреть Трудовой кодекс, а точнее основы, лежащие в трудовых отношениях, сбалансировать стоимость труда и его оплату.
Трудовой кодекс должен быть подчинен требованиям обеспечения экономического роста, глубокой либерализации отношений.
Для этого следует отказаться от ряда обременительных для бизнеса норм, например, от стандарта минимальной заработной платы, сократить оплачиваемый трудовой отпуск до 7 дней, исключить ряд категорий социальных отпусков, упростить механизм увольнения работников, отказаться от защиты прав отдельных категорий работников, выплат компенсаций и т.д.
На самом деле все это итак не работает на практике. Казахстанская экономика должна искать свою нишу в глобальном экономическом пространстве. Без переосмысления формулы «труд-стоимость труда» эти поиски затянутся и будут продолжать препятствовать росту.
Стремление максимально формализовать трудовые отношения, повысить налоги должно смениться усилиями по повышению привлекательности предпринимательства, улучшению делового климата, по качественной оптимизации администрирования и взимания уже существующих налогов.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.