Мировой фактор для Казахстана
Что из геополитического помогло или помешало стране?Казахстанские эксперты в беседе с корреспондентом «Капитал.kz» назвали важные геополитические события 2019 года, а также рассказали, какие из них повлияли на экономику Казахстана.
Главной мировой политической сенсацией уходящего года директор Центра исследований прикладной экономики (AERC) Жаныбек Айгазин считает избрание Владимира Зеленского президентом Украины. По мнению многих экспертов, Украина является страной с самым ярко выраженным уровнем развития демократии в Европе.
«Наиболее злободневной темой на протяжении последних лет были и есть санкции в отношении России, в 2019 году их число достигло 70. Санкции затрудняют приток капитала и технологий в Россию и уменьшают возможности для потенциала роста экономики. Однако РФ в этих условиях выстроила политику защиты внутреннего рынка и продвижения экспорта. Влияние санкций в отношении России на экономику Казахстана происходит через валютное давление на тенге», – ртметил Жаныбек Айгазин.
Он так же упомянул продолжающуюся торговую войну США и Китая, начавшуюся в середине прошлого года, когда страны ввели в отношении друг друга дополнительные таможенные тарифы на $50 млрд. В декабре 2019 года КНР и Штаты заключили еще одно перемирие, американцы утверждают, что Китай обязался увеличить закуп американских товаров на $200 млрд, а США в ответ откажутся от введения новых санкций. Насколько долгим будет перемирие, никто не знает, но из-за этого страдает глобальная экономика, глава МВФ Кристин Лагард в октябре заметила, что по итогам текущего года торговые войны замедлят темпы роста 90% стран мира.
«Импортные пошлины сокращают объемы взаимной торговли США и Китая, соответственно они закупают меньше товаров и сырья у других стран, цены на них снижаются, из-за чего страдают производители в различных государствах, и казахстанские –не исключение», – добавил глава AERC.
Рассуждая о том, какие геополитические ожидания на этот год не оправдались, Жаныбек Айгазин отметил, что обычно инвесторы уверены в стабильности перспектив экономики, и действует рыночная премия за время. Однако с конца мая 2019 года происходит инверсия кривой доходности долга США, когда доходность 3-хмесячных бумаг превысила доходность 10-летних, в этих условиях инвесторы опасаются делать долгосрочные вложения, не веря в радужные перспективы экономики.
«То есть все ждали глобального катаклизма мировой экономики, а этого не произошло. Похоже, парадигма мировой экономики меняется, и твит американского президента может перечеркнуть оптимизм рынков. Новая симметричная информационная парадигма в мировой экономике», – пояснил эксперт.
Также в 2019 году были высокие риски краха режима Николаса Мадуро в Венесуэле из-за народной революции. В стране существует продовольственный дефицит, слабо функционируют институты, гиперинфляция, безработица.
В течение 2019 года не наблюдалось мировых геополитических процессов, которые смогли в значительной мере и бесповоротно отразиться на экономике Казахстана, отметил экономист Олжас Тулеуов. Тем не менее среди произошедших событий по значимости вероятного воздействия на нашу страну можно выделить, конечно же, споры Китая и США, которые при большей эскалации могли снизить торговую активность между Поднебесной и Казахстаном. Однако за 10 месяцев уходящего года экспорт РК в КНР даже вырос по сравнению с прошлым годом на 23%, добавил он.
«Вместе с тем, к числу весомых геополитических событий, которые смогли непосредственно, но ограниченно сказаться на экономических процессах Казахстана, стоит отнести произошедшее летом введение дополнительных американских пошлин на товары из Мексики. При этом причиной повышения пошлин послужил тот факт, что Мексика не уделяла должного внимания вопросам нелегальных мигрантов, которые незаконно проникали на территорию США. На этом фоне курс мексиканского песо против доллара продемонстрировал 3%-ное падение, чем спровоцировал снижение курсов валют других развивающихся стран. В данной связи курс тенге накануне выборов президента Казахстана испытал дополнительное внешнее давление», – сказал Олжас Тулеуов.
Какие мировые события, которых ожидали в этом году, не произошли? По мнению экономиста, в начале года предполагалось, что США продолжат проводить более активную санкционную политику против России, что могло оказать негативное воздействие и на Казахстан.
«Однако американская риторика в части антироссийских санкций существенно ослабла, если не считать мартовские попытки конгрессменов усилить второй пакет санкций «по делу Скрипалей», а также его официальное объявление в начале августа. При этом их воздействие на рынок оказалось довольно символичным», – пояснил Олжас Тулеуов.
Также многие аналитики предполагали, что в этом году все-таки произойдет окончательный выход Великобритании из состава ЕС по сценарию так называемого жесткого Brexit, что могло ощутимо потрясти рынки. Но Brexit, ни жесткого, ни мягкого до сих пор не случилось, добавил он.
Наряду с этим в начале 2019 года в фокусе внимания оказались политические события в Венесуэле, где произошел раскол власти между законно действующим президентом Мадуро и лидером оппозиции Гуайдо. Тогда ожидалось, что Венесуэла на пороге большой гражданской войны, что негативно скажется на рынке нефти, отношениях России и США, курсе валют развивающихся стран. И эти три фактора были непосредственно связаны с Казахстаном. Однако эскалации внутреннего конфликта в Боливарианской республике не произошло.
Из неожиданностей уходящего года эксперт отметил события в Латинской Америке, которые схожи с теми, что были в 2011 году в арабских странах и получили название «Арабская весна». В Чили, Перу, Эквадоре, Боливии были процессы, которые способствовали возникновению внутриполитического кризиса, в результате которого произошли смена власти и жестокие столкновения протестующих с представителями власти, рассудил наш собеседник.
«Также в Бразилии и Аргентине к власти пришли популисты, что усилило настороженность внешних инвесторов в части проведения в этих странах стабильной и взвешенной экономической политики. Все процессы совместно оказали негативное влияние на курс валюты стран Латинской Америки, спровоцировали повышение американских торговых пошлин на металлическую продукцию Бразилии и Аргентины, а также создали некую неопределенность на мировом рынке цветных металлов», – добавил Олжас Тулеуов.
Ключевые геополитические тренды в 2019 году были связаны с внешней политикой США, Китая и России, считает исполнительный директор Казахстанского совета по международным отношениям Искандер Акылбаев. Растущий градус конфронтации российско-американских отношений на фоне введения новых санкций Белого дома по отношению к России, а также давление США на Китай в сфере торговли, новых технологий и оборонном секторе, влияли на основные международные геополитические и экономические процессы.
«Все это негативно сказывалось на экономической политике крупных мировых держав, тем самым затормаживались международные потоки капитала. Для стран ЦА и Казахстана, в частности, растущая напряженность между тремя геополитическими тяжеловесами, сказывалась на ценах на энергоресурсы и повышала волатильность местных валют», - добавил Искандер Акылбаев.
На этом фоне, дальнейшая экономическая кооперация стран ЦА в рамках ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс, один путь», все чаще рассматривается через призму региональной политики, нежели экономики, заметил он.
«В 2019 году мы видим, что условиях повышающейся геополитической конкуренции, идет политизация экономических связей, которые косвенно и напрямую влияли и будут влиять на принятие экономических решений в Казахстане и в центральноазиатском регионе в целом», - добавил эксперт.
Ближний Восток был в фокусе международного внимания как главный регион нестабильности и рисков в 2019 году. Последние события, связанные с оттеснением сил ДАИШ, последующее усиление курдских вооруженных формирований, нарастающая конкуренция за сферу влияния между ключевыми региональными игроками как Турция, Иран и Саудовская Аравия сигнализирует о том, что сирийский кризис вошел в следующую фазу своего развития.
«На этом фоне, анонс о выводе военного контингента США из Сирии рассматривать как новый формат вовлеченности, что будет внес элемент неопределенности в расчеты основных акторов процесса», - заметил Искандер Акылбаев.
Однако, несмотря на остроту событий, противостояние в стиле proxy на Ближнем Востоке не приобрело открытый характер, сделал он оговорку. Существовала вероятность того, что некоторые страны Ближнего Востока вполне могли перейти красную линию, спровоцировав волну прямых военных действий между странами региона, что в значительной мере снизило бы цены на нефть, усугубив тем самым экономические показатели в мире, и экономики стран Центральной Азии. К тому же, сложная военно-политическая обстановка и неразбериха на Ближнем Востоке, могла повысить уровень террористической активности и стать причиной появления новых деструктивных группировок в мире, заключил он.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.